Особенности воспитания эмпатии у школьников на логопедических занятиях

Разделы: Логопедия


Постоянный рост социальных факторов, смена ценностей в обществе приводят людей к стрессу, переживанию. Ухудшается экологическая обстановка, снижается здоровье и как результат, снижение психо-эмоционального состояния населения страны.

Всем прогрессивным сообществом, в том числе, педагогическим, ведется поиск путей выхода из создавшейся ситуации. Что в свою очередь повлияло на оздоровление атмосферы в обществе, появлению тенденции к гуманизации общественных отношений.

Наряду с этим, традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса сменяют более прогрессивные. Внедряются новые подходы к обучению и воспитанию школьников, которые в соответствии с ФГОС обеспечивают воспитание гармоничной личности.

Кроме того, в образовательном процессе происходит переход от общепринятого ранее рассмотрения школьника, как “среднестатистического” ученика к учету индивидуальных, психологических и физиологических особенностей каждого учащегося, как личности. В соответствии с этим воспитывать личность, которая способна сочувствовать, сопереживать, эмоционально откликаться на переживания других людей, то есть давать эмпатийный отклик.

В психологическом словаре Л.А. Карпенко термин эмпатия обозначает, как “постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания [3, с.409]”.

Эмпатия возникаем в раннем детском возрасте, по данным Н.В.Серова, в 1,5-2 года около 70 % детей проявляют эмпатию, а дети с 7 до 10 лет претерпевают особенно сильные изменения в способности воспринимать и оценивать других людей, по данным А.А.Горчаковой. Задача педагогов – создать на занятии потребность в эмпатийном общении учащихся, чтобы эти способности получили свое дальнейшее развитие.

Горчакова А.А. отмечает, что в младшем школьном возрасте у девочек преобладает гуманистический вид эмпатии над эгоцентрическим. Девочки сопереживают по отношению ко всем, а мальчики только по отношению ко взрослым. Девочки проявляют интерес к состоянию другого, но и мальчики сопереживают другим.

Следовательно, у девочек лучше, чем у мальчиков развито взаимопонимание с окружающими людьми, а значит им легче общаться, их эмоциональное состояние стабильнее. Педагогам в своей работе важно учитывать данный факт, выстраивая свою работу и подбирая методики.

Таким образом, младший школьный возраст очень благоприятен для развития эмпатии у учащихся. Задачей педагога является формирование адекватного компонента познания учащимися друг друга во взаимоотношениях, которые должны перерасти к общению учащегося с учащимися в процессе взаимодействия, как отмечает Р.О. Агавелян.

Особое значение приобретает психолого – педагогическое сопровождение учебного процесса, педагогами – психологами и учителями – логопедами.

Хотелось бы отметить, что большее значение имеет формирование эмпатиии у учащихся на занятии с учителем – логопедом. К нему приходят обучающиеся с проблемами речевого развития, как правило, испытывающие трудности в общении. Естественно, что прежде всего учителю – логопеду необходимо создать на занятии доверительную атмосферу взаимопонимания, развить интерес к совместной работе по развитию речи. Логопедическая работа строится с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

В практике логопедической работы используются различные формы и методы построения занятия. Наша коррекционная работа при этом строится с использованием приемов по развитию коммуникации. На занятии используется:

  • сказкотерапия, то есть использование специально подобранных сказок и рассказов, направленных на развитие сопереживания героям с переносом действия в реальную повседневную жизнь. Перенос действия на окружающих: учащихся группы, одноклассников, учителей школы, животных, игрушки и т.д.;
  • кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк с использованием коммуникативных упражнений;
  • специально разработанные конспекты занятий по развитию эмпатии у учащихся на логопедических занятиях.

Список используемой литературы

  1. Агавелян Р.О. Психологическая готовность педагогов образовательных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной политики в сфере образования: социально перцептивный подход// Педагогическое обозрение. – 2009. – № 10 (96). – с.2-3.
  2. Горчикова А.А. Проявление различных видов эмпатии в младшем школьном возрасте// Ананьевские чтения – 2010: Современные прикладные направления и проблемы психологии. – СПб, 2010. – Часть I. – с. 111-113.
  3. Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского. – М.: Политиздат, 1985. – с. 431.
  4. Серов Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. – СПб: Речь, 2004. – с. 672.

Ниже приведены специально разработанные конспекты занятий по развитию эмпатии у учащихся на логопедических занятиях.

Конспект занятия №1

Тема. Органы речи.

Цель: знакомство со строением и функцией речевого аппарата.

Задачи.

Коррекционная: знакомить учащихся с органами речи.

Развивающая: развивать умение управлять органами артикуляции и их движениями.

Дидактическая (образовательная): наблюдать за деятельностью речевого аппарата.

Воспитательная: воспитывать уважение к товарищам, дружелюбие, оказывать необходимую помощь товарищам.

Психологическая: снятие эмоционального дискомфорта в коллективе, создание эмпатии у учащихся.

Здоровьесберегающая: укреплять здоровье детей средствами физического воспитания.

Оборудование: компьютер; проектор; графическое изображение “Строения речевого аппарата” (в программе Power Point); артикуляционный профиль (в программе Power Point); картинки артикуляционных укладов, сделанные при помощи кистей рук (в программе Power Point); индивидуальная рабочая тетрадь.

Ход занятия

I. Организационный момент

Знакомство с героями занятия: Добрый день! Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодняшнее занятие – путешествие в мир речи. Мы будем знакомиться с обитателями этого мира – с органами речи. На сегодняшнем занятии работать мы будем в парах. Представьте себе, что один из вас не может говорить, у него пропал голос, а второй будет его помощником на протяжении всего занятия.

II. Основная часть

Логопед: Надо крепко заучить, что нам помогает звуки все произносить. Повернитесь и посмотрите друг на друга. Вы видите лицо своего соседа. Посмотрите, у каждого из вас есть органы, которые помогают произносить звуки и слова. Что это за органы?

Учащийся из пары: Это органы речи.

Логопед: один из вас произносит звуки [п]; [б] с голосом, а другой без звука. Когда вы произносили эти звуки, то какие органы речи вам в этом помогали?

Дети, один показывает, другой произносит вслух: Губы.

Логопед: Покажите друг на друге. В это время учитель – логопед показывает на графическом изображении. Это какая губа? (Учащиеся рассматривают артикуляционный профиль [1, с. 17]). Приложение 1.

Учащийся: Верхняя губа.

Логопед: Это какая губа?

Учащийся: Нижняя губа.

Логопед: Теперь улыбнитесь друг другу, произнося звук [с]. Какие органы речи помогли вам произнести этот звук, вы мне скажете, отгадав мою загадку:

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю [4, с. 13].

Учащийся: Зубы. Язык.

Логопед: Сейчас мы при помощи кистей рук, покажем зубы и назовём какие зубы мы изображаем. Делаем из ладошек “чашечки”, соединяем их вместе, это рот, а пальцы – это зубы.

Учащийся: Верхние передние зубы. Нижние передние зубы.

Логопед: Произносить звуки нам помогают и коренные зубы, те, что располагаются далеко во рту. Когда мы произносим некоторые звуки, к ним плотно прижимаются боковые края языка. Потяните долго звук [и], открывая рот. Сейчас при помощи кистей рук мы изобразим рот с коренными зубами и языком.

По заданию, один учащийся складывает из рук “рот с зубами”, другой одной рукой изображает “язык” во “рту”, а второй, свободной, показывает боковые края языка прижатые к боковым коренным зубам.

Физкультурная минутка: Коммуникативное упражнение “Комплимент” [3. с. 127]. Учащиеся садятся в круг.

Логопед: Каждый из вас должен сказать своему соседу справа комплимент, фразу, которая начинается со слов: “Мне нравится в тебе…”. Ребенок, который “не может говорить”, показывает мимикой и движениями, а его сосед “переводит”.

Логопед: А сейчас мы познакомимся с нашим главным органом речи, а с каким, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим [4, с. 14].

Учащийся: Это язык.

Учащиеся рассматривают картинку языка на экране компьютера, затем смотрят на язык друг друга.

Логопед: Ребята, а сейчас нашим языком будет ладонь, давайте покажем друг другу “язык” - ладонь и назовём все части языка.

Учащиеся называют части языка, показывая на ладони соседа по очереди: кончик языка, спинка языка, корень языка, правый бок (край) языка, левый бок (край) языка.

Логопед: Ребята, как вы думаете, мы с вами назвали все органы речь?

Учащийся: Нет.

Логопед: Правильно, при помощи одних только губ, зубов и языка мы с вами не заговорим. Кто же нам может помочь заговорить еще?

Учащийся: Голос.

Логопед: Правильно – это голос. А сейчас у тех детей, кто “не мог говорить”, появился голос. Вы теперь можете говорить. Поблагодарите товарища за помощь.

III. Итог занятия

Рефлексия

Логопед: Закончилось наше знакомство с органами речи, наше занятие подошло к концу. Спасибо вам за интересное и увлекательное занятие! Что мы с вами сегодня изучали? Что вы поняли? Как вы думаете, как себя чувствовали ребята, у которых сегодня “пропал” голос? Они обошлись бы без помощи товарищей по группе? Должны ли друзья помогать друг другу?

Учащиеся дают свои ответы.

Логопед: У каждого на парте лежит листок бумаги. Предлагаю вам нарисовать свое эмоциональное состояние, то, что вы чувствуете, на этом листке. Кому было интересно на уроке, нарисуйте улыбающееся лицо, а кому понравилось кое-что, лицо без улыбки, а кому всё не понравилось, рисует – грустное.

До свидания! До новых встреч!

Список используемой литературы

  1. Репина З.А. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Изд-во Литур, 2005. – 208 с.
  2. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. – М.: Аркти, 2005. – 400 с.
  3. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 288 с.
  4. 1500 загадок от логопеда в подарок/ авт.. – сост. Т.В. Пятница. – Мн.: Аверсэв, 2005. – 144 с.

Конспект занятия №2

Тема. Звуки речи

Цель: знакомство со звуковым составом слова

Задачи.

Коррекционная: знакомить учащихся со звуковым составом слова.

Развивающая: развивать мышление, слуховое внимание, увеличение объема внимания.

Дидактическая (образовательная): знакомить учащихся со звуками речи, различение речевых и не речевых звуков.

Воспитательная: воспитывать уважение к товарищам, дружелюбие, вызывать у учащихся желание взаимодействовать друг с другом.

Психологическая: снятие эмоционального дискомфорта в коллективе, создание эмпатии у учащихся.

Здоровьесберегающая: приобщать школьников к здоровому образу жизни.

Оборудование: компьютер; проектор; графическое изображение “Строения речевого аппарата” (в программе Power Point); артикуляционный профиль (в программе Power Point); сюжетные картинки; “бинокль” - трубочка из картона; буквы из разрезной азбуки; индивидуальная рабочая тетрадь.

Ход занятия

I. Организационный момент

Знакомство с героями занятия: Добрый день! Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжим – путешествие в мир речи. Мы будем знакомиться с обитателями этого мира, со звуками речи. На сегодняшнем занятии продолжим работать в парах. Сегодня вы поменяетесь ролями, тот, кто на прошлом занятии не мог говорить, у него пропадал голос, будет помощником. Второй, у кого был голос, на этом занятии будет “без голоса”.

II. Основная часть

Логопед: На прошлом занятии мы с вами выяснили, что при помощи голоса человек говорит. Ребята, наша природа удивительно “экономна”. Для речи она использовала уже имеющиеся у человека органы приема пищи, голосообразования и дыхания. Поэтому: “Когда я ем, я глух и нем”. Давайте посмотрим как выглядят эти органы. (Учащиеся рассматривают графическое изображение “Строения речевого аппарата” [3, с. 101]. Приложение 2.

Логопед: Все органы речи, какие мы с вами рассматривали составляют ротовую полость. Попробуйте назвать из чего состоит ротовая полость.

Учащийся: Губы, зубы, язык, твердое небо, мягкое небо, челюсть.

Логопед: Зажмите нос и попробуйте произнести звуки [м], [н]. Не получается? Как вы видите, что даже полость носа участвует в образовании звуков.

Положите свою тыльную сторону ладони к шее под подбородком, а теперь протяните звук [а], что вы чувствуете?

Учащийся: Дрожание.

Логопед: Правильно, так дрожат голосовые связки, которые находятся у нас внутри шеи. Это их заставляет дрожать воздух, который выдыхается из легких. Голосовые складки сомкнуты. У нас появляется голос. Представьте себе, что голосовые складки – это струны гитары. Когда струны дрожат, гитара издают звук, а когда струны в покое, то струны гитары молчат. Когда человек говорит, то он издает звуки, какие это звуки?

Учащийся: Речевые звуки.

Логопед: Правильно речевые звуки. Человеческая речь – это не просто случайный набор звуков, а осмысленная речь.

Если вы откроете рот и скажете “а” – это будет звук. Если напишите на бумаге этот звук, то ваша запись звука “а” будет называться буквой А. Ребята, вы должны запомнить:

Звуки речи мы слышим и произносим.

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Буквами мы обозначаем речевые звуки. [2, с. 4]

Физкультурная минутка: Игра “Капитаны” развивает слуховое внимание, увеличивает объем внимания.

Группа делится на две команды, каждая из которых состоит из 2 – 4 человек. Перед каждой командой вывешивается сюжетная картинка. Например, для одной “Ферма: Домашние животные”, а для другой “Птичий двор: Домашние птицы”.

Логопед: Ребята, вы приплыли на остров, где обитают животные или птицы. Каждой команде нужно рассмотреть через “бинокль” свою картинку и символами изобразить всех ваших обитателей, животных или птиц. После того, как вы приготовитесь, картинка будет убрана, а одному человеку, кто не может говорить, нужно изобразить движениями животного или птицу, а товарищу, какие они издают звуки. Подсказкой для вас будет служить символ – изображение. Победит та команда, которая больше и точнее изобразит животных или птиц, нарисованных на картинке.

Логопед: Ребята, какие звуки издают животные и птицы? Речевые или нет.

Учащийся: Нет, животные не могут говорить, звуки у них не речевые.

Логопед: Молодцы, ребята! Как мы уже говорили, у животных звуки не речевые, а у человека речевые. А еще речевые звуки мы обозначаем буквами. Скажите мне, пожалуйста, какая это буква и какой это звук? (Логопед показывает учащимся букву К).

Учащийся: Это буква “Ка”, а звук К.

Логопед: Правильно, молодцы! Мы можем писать эту букву как говорим “Ка”?

Учащийся: Нет, не можем.

Логопед: Да, мы не можем писать, как слышим. Потому что мы слышим в букве “Ка” два звука, звук “к” и звук “а”. Нужно писать одной буквой К. “Ка” это звук буквы, то есть ее название.

Логопед: А сейчас у тех детей, кто “не мог говорить” появился голос. Вы теперь можете говорить. Поблагодарите товарища за помощь.

III. Итог занятия

Рефлексия

Логопед: Закончилось наше знакомство со звуками речи. Спасибо вам за интересное и увлекательное занятие! Что мы с вами сегодня изучали? Что вы поняли? Как вы думаете, когда у человека нет голоса, мы его услышим? Если бы в жизни вы на какое-то время потеряли голос, то смогли бы сказать без помощи товарища что-либо? Нам можно писать буквы в словах так, как мы их слышим?

Учащиеся дают свои ответы.

Логопед: У каждого на парте лежит листок бумаги. Предлагаю вам нарисовать свое эмоциональное состояние, то, что вы чувствуете, на этом листке. Кому было интересно на уроке, нарисуйте улыбающееся лицо, а кому понравилось кое-что, лицо без улыбки, а кому всё не понравилось, рисует – грустное.

До свидания! До новых встреч!

.

Список используемой литературы

  1. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972. – 206 с.
  2. Жукова Н.С. Я пишу правильно. – М.: Эксмо, 2007. – 80 с.
  3. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. – М.: Аркти, 2005. – 400 с.