НОД по изобразительной деятельности с нетрадиционной техникой в подготовительной группе "Снежные узоры"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Актуальность: Многие дети путешествуют с родителями по миру, интересуются культурой и природой других стран, но, при этом, так мало могут рассказать о своём регионе. Восполнить этот пробел призван проект «Край мой северный», разработанный мною с соавторстве с коллегой. Одним из направлений проекта было приобщение к культурному наследию саамского народа, его традициям и художественному творчеству.

Предварительная работа педагога: Работа по направлениям проекта, написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию, подготовка презентации «Снежные узоры», подбор музыкального сопровождения.

Цели:

  • Прививать уважение к национальным особенностям, традициям разных народов (саамов); Воспитывать культурный плюрализм.
  • Обобщить знания детей о декоративно-прикладном искусстве саамов: закрепить умение читать и составлять геометрический узор (орнамент), подчинять его определённому ритму;
  • Закрепить умения детей рисовать нетрадиционными техниками: рисование поролоном, работать красками в технике «аппликация»;
  • Формировать эстетическое отношение к окружающему миру на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

Обогащение и активизация словаря: Саамы, лопари, Лапландия, Ловозеро, погост – саамская деревня, чумсаамское жилище, вежа – тёплый шалаш, печок – зимняя одежда, малица – летняя одежда, каньги – летняя обувь
пимы, бурки – зимняя обувь., бисер – мелкие цветные камушки, колечки, орнамент – повторение, чередование элементов.

Раздаточный материал: 4 ступки с ситечками и пестиками, 4 блюдца с ягодами клюквы, черники, голубики, морошки, по половине альбомного листа на каждого ребенка, расчерченного с обратной стороны на геометрические фигуры, на середину каждой фигуры наклеен двухсторонний скотч, кусочки поролона в тарелках, заготовки «Малица» на каждого ребенка, ножницы, фартуки, клеенки, влажные салфетки.

Оборудование и материал: Макет «саамские нарты», аудиозапись « Саамские мелодии», макет «Чум». интерактивная доска, предметы быта саамов или картинки с их изображением.

Ход занятия

Этапы занятия Деятельность воспитателя Деятельность ребенка
1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня, мы будем рисовать ...

(Звучит звонок, на интерактивном экране появляется Слайд 1)

(здесь и далее смотри Презентация к НОД)

Красавица Насто (по щелчку звучит аудиозапись): Привет, Апатиты!

Красавица Насто: Приглашаю вас в гости. Покажу я вам северное чудо…

(Связь прерывается, экран гаснет, слышны звуки метели.)

Воспитатель: Связь почему-то прервалась. Поедем в гости, узнать, что за чудо хотела показать Насто?

Дети входят в зал, становятся возле воспитателя полукругом.

 

 

Дети: Привет, Насто!

2. Сообщение темы и цели занятия.

Воспитатель: Решено, отправляемся в необыкновенное путешествие, в страну, где происходят чудеса – Лапландию. В этой стране мы с вами будем учиться составлять саамский орнамент, закрепим умение использовать в рисовании нетрадиционные средства изображения, и познакомимся с новым средством изображения.

Воспитатель: На чем же мы поедем по тундре?

Воспитатель: Встаньте, пожалуйста, парами. Не забывайте про осанку, выпрямились.

Дети: Да, поедем!

Дети: В тундре можно передвигаться только на оленьих упряжках.

Дети парами «садятся» в нарты, под аудиозапись «Саамские напевы» (Приложение 4) передвигаются по залу к чуму, на стене за чумом художественная композиция «Саамский погост».

3. Закрепление знаний.

Игра «Назови по саамски»

Воспитатель: Вспомните и назовите по саамски предметы, изображенные на картинках.

 

Воспитатель: Добрались. Не устали?

Из чума выходит красавица Насто, в белом печке, белом головном уборе и обуви.

Красавица Насто: (здоровается по саамски) Тирвв!

Воспитатель: Здравствуй красавица, приехали мы к тебе в гости. Хотим настоящий саамский узор постичь. Приготовили мы тебе стихотворение о родном крае.

Красавица Насто: Спасибо, ребята! Понравилось мне ваше стихотворение.

Воспитатель: Стихотворение и правда, очень красивое. Но…Дети, а вы ничего не замечаете?

Красавица Насто (печально): Не могу я вам помочь. Украла злая Стужа все краски с моего костюма.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Насте?

Воспитатель: Вспомните, чем украшали саамы свою одежду?

Воспитатель: А какие цвета использовали они при украшении одежды?

Звучит аудиозапись «Метель».

Злая Стужа (голос из кулис): Чем вы холсты раскрасите? Где в тундре краски возьмете?

Воспитатель: Правильно. Вспомните, чем красили шкуры саамы с древних времен.Звучит аудиозапись «Метель».

Злая Стужа (голос из кулис): Ха, ха, ха. А где ягоды возьмете? Намела я снегу много, да солнце спрятала на всю зиму!

Красавица Насто: Найдутся у меня наши северные ягоды.

Обращает внимание детей на столы с материалами, приготовленными для работы

Воспитатель: Из сока, каких ягод можно получить красную краску, синюю, зеленную, фиолетовую.

 

 

 

Насто: Удачи вам, дети. Буду ждать вестей. (уходит в чум)

На стенах по мере продвижения «нарт» дети называют изображённые на картинках предметы саамской одежды, обуви, жилища и предметов обихода.

Останавливаются около чума, встают полукругом у входа

Дети: Нет.

 

 Дети: Тиррв ялак, Насто.

1 ребенок: читает наизусть стихотворение «Что такое тундра» В. Зайцевой (смотри приложение 1)

Дети: Пожалуйста, Насто.

Дети: На печке Насто нет орнамента, он белый.

 

Дети: Давайте.

Дети: Саамы украшали одежду кусочками кожи, разноцветного сукна и бисером.

Дети: В саамском орнаменте есть красный, желтый, белый и синий цвета.

Дети: Можно изготовить краски самим.

Дети: Саамы красили шкуры и холсты соком растений.

 

 

 

Дети рассматривают ягоды на тарелках.

Дети: (по очереди) – Сок красного цвета у клюквы и брусники;

– Сок жёлтого цвета – у морошки;

– Сок листьев дает зеленый цвет;

– Сок голубики голубого цвета.

Дети: До встречи, Насто.

4. Изучение нового материала.

4.1 Естественнонаучная опытническая деятельность – получение красящего состава из сока ягод.

Звучит аудиозапись «Метель».

Злая Стужа (голос из кулис): Не получится у вас ничего. (дразнится) Не умеете... Не знаете ничего…

Воспитатель: Правильно, ребята. Не боимся мы злую стужу, правда?

На столах приготовлены ступки с ситечками, пестики, на блюдцах разложены ягоды клюквы, черники, голубики, морошки.

Воспитатель: Разделитесь на команды около каждого стола.

На подгруппы детей приготовлены шапочки разных цветов (по цвету ягод на столе).

Воспитатель: Задание командам: выдавить сок из ягод. Доложить о том, краску какого цвета получили.

Дети: Получится. Знаем.

 

Дети: Не боимся.

 

Дети надевают шапочки своего цвета

Дети (группами по 4– 5 человек), выдавливают сок из ягод, пропуская через ситечки, собирают полученный сок в стаканчики, называют полученный цвет.

4.2 Художественное творчество детей.

4.2.1 Рисование нетрадиционными средствами изображения – поролоном

Воспитатель: Молодцы, ребята. Следующий этап работы – раскрасить «холсты».

Звучит аудиозапись «Метель».

Злая Стужа (голос из кулис): Краски у них есть. А вот без кисточек попробуйте раскрасить холсты.

Воспитатель: Ребята, а разве только кисточкой рисовать можно?

Воспитатель: Правильно. Вот и пригодятся нам кусочки поролона.

Мы уже использовали его на занятиях.

Воспитатель: В чем преимущество кусочка поролона?

Воспитатель: Задание для команд: нанести краску своего цвета на холсты, разложить на просушку.

Воспитатель: не забывайте, сильно сдавливать губку нельзя, так как она пропитана краской с водой.

 

 

 

Дети: Нет. Рисовать можно ладонью, ниткой, тычком, кусочком поролона.

Дети: пододвигают к себе материалы для дальнейшей работы – листы белой бумаги, поролоновые губки небольшого размера, тряпки для рук.

Дети: Можно закрасить большие листы.

Дети: самостоятельная деятельность

Физминутка 1: подвижная игра «Хейро»

Воспитатель: (по завершению работы) – Пока сохнут наши холсты, я предлагаю поиграть в народную саамскую игру «Хейро» (смотри приложение 1) Дети: выбирают ведущего, играют по сюжету игры.
4.2.2 Интерактивная игра «Саамские мотивы»

Воспитатель: А чтобы нам было легче составлять орнамент…

Звучит аудиозапись «Метель».

Злая Стужа (голос из кулис): (перебивает воспитателя) – Солнце они зовут. Не будет вам легко. Сдую я все ваши картинки.

Свет приглушается. На интерактивной доске появляется слайд 3.

Воспитатель: Ребята, злая Вьюга и здесь нам напакостила – рассыпала картинки. Даже не знаю, что теперь делать.

Слайд 3

Воспитатель: Вспоминайте, что символизируют цвета саамского орнамента.

– Что обозначает синий цвет? (после ответа детей, картинка по щелчку встает в рамку)

Воспитатель: Почему реки и озера так важны в жизни саамов?

Воспитатель: Что символизировал красный цвет? (после ответа детей, картинка по щелчку встает в рамку)

Воспитатель: Что обозначает желтый цвет в орнаменте? (после ответа детей, картинка по щелчку встает в рамку)

Воспитатель: А белый цвет, о чём напоминал саамам? (после ответа детей, картинка по щелчку встает в рамку)

Воспитатель: Смотрите, еще картинка осталась.

(картинка по щелчку исчезает)

Слайд 4

Злая Стужа (голос из кулис): Да откуда вы это всё знаете? Воспитатель: Стужа, наши дети знакомы с историей нашего Заполярья.

– Где мы познакомились с историей и культурой родного края?

Воспитатель: Какие предметы одежды вам наиболее запомнились и почему? (если дети затрудняются рассказать о своих впечатлениях, появляются фото с предметами одежды и обуви саамов, фото «Лопарская семья»)

Слайд 5

Злая Стужа (голос из кулис): Посмотрим, посмотрим, как вы орнамент запомнили. Что изображено на этой шкуре?

Злая Стужа (голос из кулис): Сыграем в игру. Если вы правильно назовете символ, будут звучать аплодисменты, если ошибетесь – звон разбитого стекла.

Злая Стужа (голос из кулис): Не справиться мне одной с вами. Полечу на помощь метель да вьюгу позову.

Воспитатель: Пусть летит. Не боимся мы ни мороза, ни метели, правда, ребята?

Дети: становятся полукругом возле интерактивной доски.

 

 

 

 

Дети: Давайте вставим картинки на место.

 

 

Дети: Синий цвет в саамском орнаменте обозначает реки и озера.

Дети: Реки и озера кормили саамов. Саамы ловили рыбу, солили и сушили её.

Дети: Красный цвет – цвет родного очага.

Дети: Желтый цвет– цвет солнца.

Дети: Белый цвет напоминал о том, как много снега вокруг.

Дети: Зеленого цвета в саамском орнаменте не было. Эта картинка нам не нужна.

 

 

 

Дети: С культурой саамов мы познакомились в Этнографическом музее города Апатиты.

Дети описывают, что изображено на фото, рассказывают, чем привлек внимание этот предмет.

 

 

Дети: Это элементы саамского орнамента.

 

Дети: называют символы

Дети: Да!

4.2.3 Художественное творчество: аппликация

Воспитатель: Наши холсты высохли. Приступаем к следующему этапу работы.

Воспитатель: Какие геометрические фигуры нужно вырезать?

Воспитатель: Как же нам быстро разрезать наши полотна на эти фигуры?

Воспитатель: Задание для команд: Разрежьте холсты по линиям. Разложите фигуры по цвету и форме в отдельные контейнеры.

Воспитатель: Верно. Крепить наш орнамент сегодня вы будете на двухсторонний скотч. Как это делается?

Дети: Нужны круги, квадраты и треугольники.

Дети: Холсты с обратной стороны размечены.

Дети: самостоятельная работа.

Дети: (замечают) – А с обратной стороны скотч приклеен.

Дети: Нужно снять пленку, приложить туда, куда хотим наклеить.

Физминутка 2: Этюд «Северный пол

Воспитатель: Давайте разомнем наши пальцы. (смотри приложение 1)

Воспитатель с детьми делает пальчиковую гимнастику, на столы выкладываются заготовки саамской одежды.

На интерактивной доске появляется Слайд 6

Воспитатель: Ребята, рассыпался мой образец орнамента для Насто. Помогите поставить элементы на свои места. (после каждого ответа по щелчку элемент встает на своё место)

Воспитатель: Молодцы! Садитесь за столы. Выберите себе заготовку, составьте орнамент и наклейте его.

Воспитатель хвалит работы.

Дети выполняют движения по тексту.

 

 

Дети: называют элементы и их расположение на костюме

Дети: самостоятельная работа

По завершению работы дети убирают рабочее место, выставляют свою работу на стенд.

5. Итог, анализ занятия.

 

Из чума выходит красавица Насто.

Воспитатель (или дети): Посмотри, Насто. Мы украсили твою одежду.

Красавица Насто: Ребята, какие же вы молодцы. А где краски взяли?

Красавица Насто: Чем наносили краски?

Воспитатель: Какой еще нетрадиционный материал мы использовали и как?

Красавица Насто: Спасибо вам, ребята. Вижу, не испугала вас злая стужа. У меня для вас тоже есть подарок. Обещала я показать северное чудо. Вот оно!

Слайд 7

Злая Стужа (голос из кулис): И мороза не боятся, и стужи лютой. Не победить мне таких ребят. (голос звучит с затиханием)

Воспитатель: Улетела.

Воспитатель: А теперь пора прощаться! До свидания, Насто.

Красавица Насто: Пуэ Свэдвэйва, ребята!

Воспитатель: Садитесь в нарты и в обратный путь поспешим.

 

 

Дети: Выдавили сок из ягод.

Дети: Кусочком поролона.

Дети: Двухсторонний скотч, мы на него детали наклеивали.

 

 

Дети: смотрят ролик, высказывают своё мнение о нем.

 

Дети: Испугалась нас.

Дети: Пуэ Свэдвэйва, Насто!

Дети парами «садятся» в нарты, под аудиозапись «Саамские напевы» выходят из зала.

Приложение 2, Приложение 3.