Актуальность: Многие дети путешествуют с родителями по миру, интересуются культурой и природой других стран, но, при этом, так мало могут рассказать о своём регионе. Восполнить этот пробел призван проект «Край мой северный», разработанный мною с соавторстве с коллегой. Одним из направлений проекта было приобщение к культурному наследию саамского народа, его традициям и художественному творчеству.
Предварительная работа педагога: Работа по направлениям проекта, написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию, подготовка презентации «Снежные узоры», подбор музыкального сопровождения.
Цели:
- Прививать уважение к национальным особенностям, традициям разных народов (саамов); Воспитывать культурный плюрализм.
- Обобщить знания детей о декоративно-прикладном искусстве саамов: закрепить умение читать и составлять геометрический узор (орнамент), подчинять его определённому ритму;
- Закрепить умения детей рисовать нетрадиционными техниками: рисование поролоном, работать красками в технике «аппликация»;
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
Обогащение и активизация словаря:
Саамы, лопари, Лапландия, Ловозеро, погост – саамская деревня, чум – саамское жилище, вежа – тёплый шалаш, печок – зимняя одежда, малица – летняя одежда, каньги – летняя обувь
пимы, бурки – зимняя обувь., бисер – мелкие цветные камушки, колечки, орнамент – повторение, чередование элементов.
Раздаточный материал: 4 ступки с ситечками и пестиками, 4 блюдца с ягодами клюквы, черники, голубики, морошки, по половине альбомного листа на каждого ребенка, расчерченного с обратной стороны на геометрические фигуры, на середину каждой фигуры наклеен двухсторонний скотч, кусочки поролона в тарелках, заготовки «Малица» на каждого ребенка, ножницы, фартуки, клеенки, влажные салфетки.
Оборудование и материал: Макет «саамские нарты», аудиозапись « Саамские мелодии», макет «Чум». интерактивная доска, предметы быта саамов или картинки с их изображением.
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность ребенка |
1. Организационный момент. | Воспитатель: Ребята, сегодня, мы будем рисовать ... (Звучит звонок, на интерактивном экране появляется Слайд 1) (здесь и далее смотри Презентация к НОД) Красавица Насто (по щелчку звучит аудиозапись): Привет, Апатиты! Красавица Насто: Приглашаю вас в гости. Покажу я вам северное чудо… (Связь прерывается, экран гаснет, слышны звуки метели.) Воспитатель: Связь почему-то прервалась. Поедем в гости, узнать, что за чудо хотела показать Насто? |
Дети входят в зал, становятся возле воспитателя полукругом.
Дети: Привет, Насто! |
2. Сообщение темы и цели занятия. | Воспитатель: Решено, отправляемся в необыкновенное путешествие, в страну, где происходят чудеса – Лапландию. В этой стране мы с вами будем учиться составлять саамский орнамент, закрепим умение использовать в рисовании нетрадиционные средства изображения, и познакомимся с новым средством изображения. Воспитатель: На чем же мы поедем по тундре? Воспитатель: Встаньте, пожалуйста, парами. Не забывайте про осанку, выпрямились. |
Дети: Да, поедем! Дети: В тундре можно передвигаться только на оленьих упряжках. Дети парами «садятся» в нарты, под аудиозапись «Саамские напевы» (Приложение 4) передвигаются по залу к чуму, на стене за чумом художественная композиция «Саамский погост». |
3. Закрепление знаний. | Игра «Назови по саамски» Воспитатель: Вспомните и назовите по саамски предметы, изображенные на картинках.
Воспитатель: Добрались. Не устали? Из чума выходит красавица Насто, в белом печке, белом головном уборе и обуви. Красавица Насто: (здоровается по саамски) Тирвв! Воспитатель: Здравствуй красавица, приехали мы к тебе в гости. Хотим настоящий саамский узор постичь. Приготовили мы тебе стихотворение о родном крае. Красавица Насто: Спасибо, ребята! Понравилось мне ваше стихотворение. Воспитатель: Стихотворение и правда, очень красивое. Но…Дети, а вы ничего не замечаете? Красавица Насто (печально): Не могу я вам помочь. Украла злая Стужа все краски с моего костюма. Воспитатель: Ребята, давайте поможем Насте? Воспитатель: Вспомните, чем украшали саамы свою одежду? Воспитатель: А какие цвета использовали они при украшении одежды? Звучит аудиозапись «Метель». Злая Стужа (голос из кулис): Чем вы холсты раскрасите? Где в тундре краски возьмете? Воспитатель: Правильно. Вспомните, чем красили шкуры саамы с древних времен.Звучит аудиозапись «Метель». Злая Стужа (голос из кулис): Ха, ха, ха. А где ягоды возьмете? Намела я снегу много, да солнце спрятала на всю зиму! Красавица Насто: Найдутся у меня наши северные ягоды. Обращает внимание детей на столы с материалами, приготовленными для работы Воспитатель: Из сока, каких ягод можно получить красную краску, синюю, зеленную, фиолетовую.
Насто: Удачи вам, дети. Буду ждать вестей. (уходит в чум) |
На стенах по мере продвижения «нарт» дети называют изображённые на картинках предметы саамской одежды, обуви, жилища и предметов обихода. Останавливаются около чума, встают полукругом у входа Дети: Нет.
Дети: Тиррв ялак, Насто. 1 ребенок: читает наизусть стихотворение «Что такое тундра» В. Зайцевой (смотри приложение 1) Дети: Пожалуйста, Насто. Дети: На печке Насто нет орнамента, он белый.
Дети: Давайте. Дети: Саамы украшали одежду кусочками кожи, разноцветного сукна и бисером. Дети: В саамском орнаменте есть красный, желтый, белый и синий цвета. Дети: Можно изготовить краски самим. Дети: Саамы красили шкуры и холсты соком растений.
Дети рассматривают ягоды на тарелках. Дети: (по очереди) – Сок красного цвета у клюквы и брусники; – Сок жёлтого цвета – у морошки; – Сок листьев дает зеленый цвет; – Сок голубики голубого цвета. Дети: До встречи, Насто. |
4. Изучение нового материала. 4.1 Естественнонаучная опытническая деятельность – получение красящего состава из сока ягод. |
Звучит аудиозапись «Метель». Злая Стужа (голос из кулис): Не получится у вас ничего. (дразнится) Не умеете... Не знаете ничего… Воспитатель: Правильно, ребята. Не боимся мы злую стужу, правда? На столах приготовлены ступки с ситечками, пестики, на блюдцах разложены ягоды клюквы, черники, голубики, морошки. Воспитатель: Разделитесь на команды около каждого стола. На подгруппы детей приготовлены шапочки разных цветов (по цвету ягод на столе). Воспитатель: Задание командам: выдавить сок из ягод. Доложить о том, краску какого цвета получили. |
Дети: Получится. Знаем.
Дети: Не боимся.
Дети надевают шапочки своего цвета Дети (группами по 4– 5 человек), выдавливают сок из ягод, пропуская через ситечки, собирают полученный сок в стаканчики, называют полученный цвет. |
4.2 Художественное творчество детей. 4.2.1 Рисование нетрадиционными средствами изображения – поролоном |
Воспитатель: Молодцы, ребята. Следующий этап работы – раскрасить «холсты». Звучит аудиозапись «Метель». Злая Стужа (голос из кулис): Краски у них есть. А вот без кисточек попробуйте раскрасить холсты. Воспитатель: Ребята, а разве только кисточкой рисовать можно? Воспитатель: Правильно. Вот и пригодятся нам кусочки поролона. Мы уже использовали его на занятиях. Воспитатель: В чем преимущество кусочка поролона? Воспитатель: Задание для команд: нанести краску своего цвета на холсты, разложить на просушку. Воспитатель: не забывайте, сильно сдавливать губку нельзя, так как она пропитана краской с водой. |
Дети: Нет. Рисовать можно ладонью, ниткой, тычком, кусочком поролона. Дети: пододвигают к себе материалы для дальнейшей работы – листы белой бумаги, поролоновые губки небольшого размера, тряпки для рук. Дети: Можно закрасить большие листы. Дети: самостоятельная деятельность |
Физминутка 1: подвижная игра «Хейро» |
Воспитатель: (по завершению работы) – Пока сохнут наши холсты, я предлагаю поиграть в народную саамскую игру «Хейро» (смотри приложение 1) | Дети: выбирают ведущего, играют по сюжету игры. |
4.2.2 Интерактивная игра «Саамские мотивы» | Воспитатель: А чтобы нам было легче составлять орнамент… Звучит аудиозапись «Метель». Злая Стужа (голос из кулис): (перебивает воспитателя) – Солнце они зовут. Не будет вам легко. Сдую я все ваши картинки. Свет приглушается. На интерактивной доске появляется слайд 3. Воспитатель: Ребята, злая Вьюга и здесь нам напакостила – рассыпала картинки. Даже не знаю, что теперь делать. Слайд 3 Воспитатель: Вспоминайте, что символизируют цвета саамского орнамента. – Что обозначает синий цвет? (после ответа детей, картинка по щелчку встает в рамку) Воспитатель: Почему реки и озера так важны в жизни саамов? Воспитатель: Что символизировал красный цвет? (после ответа детей, картинка по щелчку встает в рамку) Воспитатель: Что обозначает желтый цвет в орнаменте? (после ответа детей, картинка по щелчку встает в рамку) Воспитатель: А белый цвет, о чём напоминал саамам? (после ответа детей, картинка по щелчку встает в рамку) Воспитатель: Смотрите, еще картинка осталась. (картинка по щелчку исчезает) Слайд 4 Злая Стужа (голос из кулис): Да откуда вы это всё знаете? Воспитатель: Стужа, наши дети знакомы с историей нашего Заполярья. – Где мы познакомились с историей и культурой родного края? Воспитатель: Какие предметы одежды вам наиболее запомнились и почему? (если дети затрудняются рассказать о своих впечатлениях, появляются фото с предметами одежды и обуви саамов, фото «Лопарская семья») Слайд 5 Злая Стужа (голос из кулис): Посмотрим, посмотрим, как вы орнамент запомнили. Что изображено на этой шкуре? Злая Стужа (голос из кулис): Сыграем в игру. Если вы правильно назовете символ, будут звучать аплодисменты, если ошибетесь – звон разбитого стекла. Злая Стужа (голос из кулис): Не справиться мне одной с вами. Полечу на помощь метель да вьюгу позову. Воспитатель: Пусть летит. Не боимся мы ни мороза, ни метели, правда, ребята? |
Дети: становятся полукругом возле интерактивной доски.
Дети: Давайте вставим картинки на место.
Дети: Синий цвет в саамском орнаменте обозначает реки и озера. Дети: Реки и озера кормили саамов. Саамы ловили рыбу, солили и сушили её. Дети: Красный цвет – цвет родного очага. Дети: Желтый цвет– цвет солнца. Дети: Белый цвет напоминал о том, как много снега вокруг. Дети: Зеленого цвета в саамском орнаменте не было. Эта картинка нам не нужна.
Дети: С культурой саамов мы познакомились в Этнографическом музее города Апатиты. Дети описывают, что изображено на фото, рассказывают, чем привлек внимание этот предмет.
Дети: Это элементы саамского орнамента.
Дети: называют символы Дети: Да! |
4.2.3 Художественное творчество: аппликация | Воспитатель: Наши холсты высохли. Приступаем к следующему этапу работы. Воспитатель: Какие геометрические фигуры нужно вырезать? Воспитатель: Как же нам быстро разрезать наши полотна на эти фигуры? Воспитатель: Задание для команд: Разрежьте холсты по линиям. Разложите фигуры по цвету и форме в отдельные контейнеры. Воспитатель: Верно. Крепить наш орнамент сегодня вы будете на двухсторонний скотч. Как это делается? |
Дети: Нужны круги, квадраты и треугольники. Дети: Холсты с обратной стороны размечены. Дети: самостоятельная работа. Дети: (замечают) – А с обратной стороны скотч приклеен. Дети: Нужно снять пленку, приложить туда, куда хотим наклеить. |
Физминутка 2: Этюд «Северный пол | Воспитатель: Давайте разомнем наши пальцы. (смотри приложение 1) Воспитатель с детьми делает пальчиковую гимнастику, на столы выкладываются заготовки саамской одежды. На интерактивной доске появляется Слайд 6 Воспитатель: Ребята, рассыпался мой образец орнамента для Насто. Помогите поставить элементы на свои места. (после каждого ответа по щелчку элемент встает на своё место) Воспитатель: Молодцы! Садитесь за столы. Выберите себе заготовку, составьте орнамент и наклейте его. Воспитатель хвалит работы. |
Дети выполняют движения по тексту.
Дети: называют элементы и их расположение на костюме Дети: самостоятельная работа По завершению работы дети убирают рабочее место, выставляют свою работу на стенд. |
5. Итог, анализ занятия.
|
Из чума выходит красавица Насто. Воспитатель (или дети): Посмотри, Насто. Мы украсили твою одежду. Красавица Насто: Ребята, какие же вы молодцы. А где краски взяли? Красавица Насто: Чем наносили краски? Воспитатель: Какой еще нетрадиционный материал мы использовали и как? Красавица Насто: Спасибо вам, ребята. Вижу, не испугала вас злая стужа. У меня для вас тоже есть подарок. Обещала я показать северное чудо. Вот оно! Слайд 7 Злая Стужа (голос из кулис): И мороза не боятся, и стужи лютой. Не победить мне таких ребят. (голос звучит с затиханием) Воспитатель: Улетела. Воспитатель: А теперь пора прощаться! До свидания, Насто. Красавица Насто: Пуэ Свэдвэйва, ребята! Воспитатель: Садитесь в нарты и в обратный путь поспешим. |
Дети: Выдавили сок из ягод. Дети: Кусочком поролона. Дети: Двухсторонний скотч, мы на него детали наклеивали.
Дети: смотрят ролик, высказывают своё мнение о нем.
Дети: Испугалась нас. Дети: Пуэ Свэдвэйва, Насто! Дети парами «садятся» в нарты, под аудиозапись «Саамские напевы» выходят из зала. |