Особенности организации самостоятельной работы по математике

Разделы: Математика


Самостоятельная работа по математике - неотъемлемая и очень важная часть учебно-воспитательной деятельности и в школе закрытого типа, и в специальной (коррекционной) школе, где обучаются незрячие дети. Несмотря на разные условия, возможности, различие в возрасте учащихся, в нашей работе много общего. Это, прежде всего, ограничение доступа информации и для одних, и для других. Учащиеся школы закрытого типа не имеют возможности получать сведения извне, не могут принимать участия в различных очных мероприятиях в силу их «несвободы». Незрячие школьники чаще всего получают знания в устной форме, они ограничены в действиях из-за своего здоровья. Причём у каждого наших учеников свои особенности восприятия и усвоения нового материала, его закрепления и применения на практике. Тут и приходит на помощь учащимся самостоятельная работа, которая, при правильной её организации, помогает проводить учебный процесс с максимальной пользой. Несомненно, умственное развитие учащихся включает в себя различные компоненты практической деятельности: развитие памяти, логического мышления, интеллектуальных навыков, которые совершенствуются как в процессе решения стандартных, так и творческих задач. Сочетание простого воспроизведения знаний и творческого решения тех или иных вопросов обусловливает реальную основу повышения активности учащихся во всех звеньях учебного процесса, основу воспитания самостоятельности мышления школьников на различных этапах обучения.

И в той, и в другой школах имеются ученики, которые, несмотря ни на что, стремятся к расширению к знаниям. Благодатная почва для этого – организация внеклассной работы, которая отличается от учебной деятельности тем, что не является обязательной для всех.

Надо сказать, что методы и формы внеклассной работы гораздо разнообразнее, чем в учебном процессе. Здесь используются увлекательные коллективные дела:

  • викторины,
  • состязания эрудитов,
  • открытые мероприятия.

В то же время каждый из одарённых учащихся может проявить свои индивидуальные способности, приняв участие в олимпиадах, конкурсах более высокого уровня, чем школьный. Именно здесь увеличивается доля самостоятельности в работе каждого школьника.

Так, в школе закрытого типа особое внимание уделяется предметной декаде по математике, которая проводится традиционно, по особым правилам, и, главное, здесь предоставляется возможность повышения качества обучения, совершенствования самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Именно поэтому основными принципами внеклассных мероприятий являются:

  • Актуальность. Важно организовать работу учащихся так, чтобы она воспринималась ими не как принудительная, а напротив, как естественная необходимость, помогающая формировать стремление к самовыражению.
  • Доступность. Этот принцип давно известен в педагогике. Что касается внеклассной деятельности, то доступность важна и в подборе заданий, и в характере работы с учащимися. Чтобы не отбить их желание заниматься заданиями повышенной сложности, учитель должен стараться самое трудное объяснять понятно и доступно.
  • Последовательность. Необходимо распределить материал ступенчато, расширяя и углубляя его, тогда ученики могут вообще не заметить, что информация им даётся более высокого уровня сложности.
  • Наглядность. Это тоже один из ведущих дидактических принципов воспитания и обучения учащихся. В организации творческого процесса этот принцип становится особенно значимым, так как помогает точному восприятию предлагаемых задач, формул и математических правил. Это способствует разнообразию методов и форм обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся, как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

Формирование мотивации к обучению, любви к предмету, самостоятельному изучению необходимого материала - вот основная задача, стоящая перед учителем при проведении таких мероприятий. Отсюда стремление сделать эти занятия яркими, интересными, привлекательными для каждого обучающегося. Особенно удачно прошли в нашей школе мероприятия, посвященные Пифагору, Софье Ковалевской. Запомнилось школьникам открытое мероприятие «Золотое сечение», получившее высокую оценку со стороны наших коллег. Эти внеклассные уроки можно назвать личностно - ориентированными, потому что в работу во время их проведения были включены практически все обучающиеся.

Содержание подобных мероприятий пробуждает интерес к предмету, а форма их такова, какую учитель выбирает совместно с учениками. Это достигается посредством диалога, обсуждения, поиска способов решения задач по математике. Предметная декада пробуждает интерес к математике как учебному предмету, выявляет одаренных учащихся, формирует их веру в свои силы, возможности. Так постепенно через «комплексное и равномерное развитие …личности»[6] наши ученики добиваются основной образовательной задачи. Стремление к самоопределению - вот показатель самостоятельности личности в сложных жизненных условиях, к которому наши учащиеся должны стремиться.

Достижению этой цели помогают и консультации (это основная форма нашей работы), и внеурочные занятия, используемые для углубления знаний программного материала. Предоставляется возможность самостоятельно и в то же время «под чутким руководством» учителя познать материал, который может пригодиться уже «на свободе».

Стремление развивать логическое мышление, исследовательские навыки, смекалку и привитие вкуса к чтению математической литературы у учащихся приносят большую пользу и самому учителю. Ему приходится постоянно расширять свои познания в математике, чтобы успешно и плодотворно проводить занятия с учащимися. Например, при подготовке обучающихся к мероприятиям регионального, всероссийского и даже международного уровня, что в последние годы практикуется в нашем учебном заведении, учитель сам должен хорошо ориентироваться в материале и владеть им.

Отрадно осознавать, что за последние три года наши ученики приняли заочное участие в международном математическом конкурсе «Кенгуру», в 1 международном дистанционном конкурсе «Математический Бой», во Всероссийском конкурсе «Гелиантус», в региональных олимпиадах по математике. Есть и успехи! Победителями конкурсов стали: Клюс Валерий (первое место по Омской области в конкурсе «Кенгуру»); Тулинов Роман (второе место в конкурсе «Математический бой», третье место - в конкурсе «Кенгуру»).

Таким образом, правильно организованная самостоятельная работа

  • стимулирует исследовательскую деятельность учащихся;
  • привлекает внимание к углублённому изучению математики;
  • предоставляет возможность принять участие в конкурсах, выходящих за рамки школы;
  • расширяет использование современных информационных технологий.

Использование современных информационных технологий также актуально для нас сегодня, это , несомненно, поможет нашим ученикам в дальнейшей жизни.

Отдельно хочется сказать об организации работы по развитию информационной компетентности учащихся КОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 14». Здесь уже на протяжении четырёх лет ведётся работа с учащимися посредством дистанционного обучения. Несомненно, такая форма не только современна - она несёт на себе гуманистические задачи. Детям – инвалидам не нужно проявлять усилия и преодолевать трудности, которые они испытывали во время ежедневного посещения школы. У каждого из таких ребят на дому установлен индивидуальный компьютер, все затраты по установке и обслуживанию несёт на себе государство в рамках национального проекта.

Ученики получили возможность через дистанционную модель проявить способности, реализовывать индивидуальную образовательную траекторию, составленную учителем для конкретного ребёнка, и во многом самостоятельно осваивать и закреплять изученный материал.

Общение с учителем ведётся непосредственно по скайпу. Ребята могут отправить на почту преподавателя или на портал дистанционной школы выполненные задания. Все компьютеры оснащены особой программой, помогающей слепым детям ориентироваться в работе. Надо сказать, что эти ребята – большие труженики, у которых иногда следовало бы поучиться оптимизму здоровым людям, пасующим перед трудностями.

Очень важно, что учащиеся школы – интерната уже научились самостоятельно достаточно конкретно ставить цель при работе над индивидуальной образовательной программой, реализовывать её в виде решения предлагаемого им материала по алгебре и геометрии и даже заранее предвидеть конечный результат. Становится понятно, что каждый из них - «личность, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием»[5].

Таким образом, осуществляя самостоятельную работу по предмету, мы подводим и обучающихся школы закрытого типа, и учеников школы – интерната №14 к мысли о том, что в современном мире человек должен сам уметь решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения. Нужно обязательно научиться уважать при этом и мнение других людей. Одной из главных задач каждого учащегося остаётся систематическое и непрерывное пополнение знаний путем самообразования: перед учащимися ставятся проблемы, в результате которых «возникает проблемная ситуация - психологическое состояние, связанное с появлением неразрешенных вопросов и стремлений найти на них ответ». [4]

В этом и заключается важность деятельности по математике, а через сотрудничество «учитель – ученик» и происходит успешное осуществление познавательных процессов.

Литература:

  1. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. - М. 1984.
  2. Вульфов Б. З., Поташник М. М. «Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы», М. «Просвещение», 1983.
  3. Василевский А. Б. «Задания для внеклассной работы по математике», Минск: 1988.
  4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1992.
  5. Психологический словарь. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О., Балабанова М.Н. под общей редакцией Неймера Ю.Л. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 640 с.
  6. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. – М: «Вако», 2005. – 240 с.