Источники света. Прямолинейное распространение света

Разделы: Физика

Класс: 8


«Солнце уходит в дальние страны
В сумрак ночной, за леса и моря»

Цель: формирование у учащихся знаний об основных понятиях геометрической оптики (источник света, световой луч), о законе прямолинейного распространения света.

Задачи:

образовательные:

  1. Формирование первоначальных понятий о распространении света.
  2. Выработка навыков по построению чертежей с учётом прямолинейности распространения света.

Воспитательные:

  1. Формирование научно-материалистического мировоззрения на примере возникновения солнечного и лунного затмения.
  2. Формирование представлений о причинно-следственной связи явлений.
  3. Формирование представлений о практической значимости изучаемого материала.

Развивающие:

  1. Развитие логического мышления.
  2. Развитие самостоятельности суждений.

Организационные формы и методы обучения.

  • Традиционные – вводная беседа, беседа при формировании понятий, беседа при подведении итогов урока.
  • Инновационные – исследовательский метод, экспериментальная работа учащихся в малых группах.
  • Исследовательские – индуктивный, наглядно-дедуктивный.

Оборудование: картон, 4-5 булавок с цветной головкой на каждую парту,свеча, экран, точёный предмет на подставке. Организационные формы и методы обучения.

Формируемые умения: сравнивать, анализировать.

Ход урока

1. Организация начала урока, проверка готовности класса, сообщение темы урока, плана работы.

2. Этап актуализации знаний.

Что такое свет?....( В форме беседы прослушиваются варианты ответов учащихся, формируется идея о необходимости изучения данного материала для объяснения некоторых явлений природы.)

Ни один свой секрет природа не охраняла так тщательно долгое время. Всё живое зарождается и развивается под влиянием света и тепла.

Опытным путем было установлено, что свет нагревает тела, на которые он падает, следовательно он передает этим телам энергию.

Давайте вспомним, какие три вида теплопередачи которые были изучены в этом году.

  • конвекция;
  • теплопроводность,
  • излучение.

К какому виду излучения можно отнести свет? Почему?

Свет – это излучение, но лишь та часть, которая воспринимается глазом, поэтому свет называют видимым излучением.

Мы с вами знаем, что все тела состоят из молекул и атомов. Состояние атома, когда его энергия минимальна, называют нормальным (невозбужденным).

В таком состоянии атом не излучает энергию. Всякое другое состояние атома с энергией, отличной от минимальной, называют возбужденным.

В возбужденном состоянии атом может находиться очень короткое время (10-8с). Переход атома из возбужденного состояния в нормальное сопровождается излучением электромагнитных волн.

Таким образом, свет – это электромагнитное излучение, воспринимаемое глазом по зрительному ощущению.

Чем отличается излучение электрической плитки от излучения лампы дневного света?

Поскольку свет – это излучение, то ему присуще все особенности этого вида теплопередачи.

Это значит, что перенос энергии может происходить и в вакууме, а энергия излучения частично поглощается телами, на которые она падает, вследствие этого тела нагреваются.

3. Мотивационный этап.

У Ханса Кристиана Андерсена есть сказка «Старый уличный фонарь». Старый фонарь много лет честно служил людям, и вот теперь его решено отправить на покой. Сегодня у него последний вечер, поэтому он вспоминает всю свою жизнь. А рядом, на мостике через водосточную канаву, стоят три кандидата на освобождающееся место. Вот как описывает их Андерсен: «Одним из кандидатов была селёдочная головка, светящаяся в темноте; она полагала, что её появление на фонарном столбе значительно сократит расход ворвани (ворвань- устаревший термин, которым называли жир, добываемый из морских млекопитающих и рыб). Вторым была гнилушка, которая тоже светилась и, по её словам, даже ярче, чем «вяленая треска»; к тому же она считала себя последним остатком дерева, которое некогда было красой всего леса. Третьим кандидатом был святлечок, откуда он взялся- фонарь никак не мог догадаться, но святлечок был тут и тоже святился, хотя гнилушка и селёдочная головка клялись в один голос, что он светит только временами, а потому его не следует принимать во внимание».

Итак селёдочная головка, гнилушка, святлечок в известном смысле «родственники». Почему?

Какие ещё тела способны излучать?

Демонстрируем учащимся различные источники света (горящую спичку, свечку, светящуюся лампочку и т.д) сообщаем, что существуют естественные и искусственные (разделяют на тепловые и люминесцирующие) источники света.

Источники света – тела, способные излучать свет.

4. Этап «создания» нового знания.

Нарисуйте в тетрадях Солнце. (можно пригласить к доске ученика)

Как называются линии, расходящиеся от круга?

Основными понятиями геометрической оптики являются пучок и луч. Пучок света можно наблюдать, а луч только чертить на бумаге.

Цилиндрические или конические каналы, внутри которых распространяется свет, называются световыми пучками.

Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света. В однородной среде свет распространяется прямолинейно – так формулируется закон прямолинейного распространения света.

Оптически однородной считается такая среда, в которой свет распространяется с постоянной скоростью. Если имеются две среды, в которых свет распространяется с различными скоростями, то среду, где свет распространяется с меньшей скоростью называют оптически более плотной, а среду , где свет распространяется с большей скоростью – оптически менее плотной.

Таблица скорости распространения света в средах.

Среда υ, км/ч
1. воздух 299704
2. лёд 228782
3. вода 225341
4. стекло 199803

Опыт. Через наполненную водой стеклянную ванну (или аквариум ) пропускаем лазерный луч. Мы увидим, что он будет распространяться вдоль прямой линии.

Если мы хотим, чтобы свет от лампы не попадал в глаза, то поместите между лампой и глазами лист бумаги, руку или наденьте на лампу колпак (абажур).

Практическое задание классу: (на столах приготовлен картон, 4-5 булавок с наконечниками, линейка, карандаш)

Порядок выполнения эксперимента:

  1. Положите на стол картон и воткните в него 2 булавки в нескольких сантиметрах друг от друга так чтобы, если смотреть, на первую булавку видна была вторая.
  2. Между этими булавками воткните ещё 2-3 булавки так, чтобы, глядя на одну из крайних, вы увидели только её, а остальные булавки были бы закрыты от вашего взгляда ею.
  3. Выньте булавки, приложите линейку к следам в картоне от двух крайних булавок и проведите прямую.
  4. Сделайте вывод: Как расположены следы от других булавок по отношению к этой прямой?

Следствием прямолинейного распространения света являются резкие тени, отбрасываемые непрозрачными телами, освещаемыми точечными источниками света (т. е. такими источниками, размеры которых малы по сравнению с размерами освещаемого тела и расстоянием до него).

Тень – это та область пространства, в которую не попадает свет от источника.

Опыт. Демонстрация учителей опыта по рис.120 (учебник 8 кл. А.В. Перышкин)

Почему образование тени служит доказательством прямолинейности распространения света?

Полутень – область пространства, в которую световая энергия от источника света попадает частично.

Опыт. Демонстрация учителем опыта по рис.121 (учебник 8 кл. А.В. Перышкин)

Итак, оба физических явления – образование тени и образование полутени – являются экспериментальным подтверждением закона прямолинейного распространения света.

Практическое задание классу:

Исследовать изменения в образовании тени.

Цель: исследовать изменения размеров и положение тени при изменении положения экрана, предмета и свечи.

Расположите шарик между экраном и пламенем свечи.

Этапы работы:

Изменяя положения предметов , согласно таблицы, запишите что происходит с тенью на экране.

Экран Предмет Источник света тень
1 Остаётся на месте Приближается к источнику света Остаётся на месте  
2. Остаётся на месте Удаляется от источника света Остаётся на месте  
3. Удаляется от предмета Остаётся на месте Остаётся на месте  
4. Приближается к предмету Остаётся на месте Остаётся на месте  
5. Остаётся на месте Остаётся на месте Смещается вправо  
6. Остаётся на месте Остаётся на месте Смещается влево  

По результатам эксперимента сделайте вывод.

Практическое использование закона прямолинейного распространения света (строительство,прокладка дорог, определение высоты предметов и т.п)

Закрепление.

  1. Чайник с кипящей водой излучает энергию?свет?
  2. Какие превращения энергии происходят при свечении лампы карманного фонаря?
  3. Как проверить прямолинейность отструганной рейки?
  4. В солнечный день длина тени на земле от берёзы больше, чем от ёлки. Какое дерево выше?

Подведение итогов. Рефлексия.

Домашнее задание. §62 упр.29(2,3)

Литература:

  1. Орлов В.А., Татур А.О. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. – М.: Интеллект-Центр, 2003.
  2. Мартынова Н.К.Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2002.
  3. Библиотека электронных наглядных пособий «ФИЗИКА.7-11». – ГУ РЦ ЭМТО, Кирилл и Мефодий, 2003.
  4. Интерактивный курс физики-7—11. — ООО «Физикон»,2004-MSCSoftwareCo, 2002 (русская версия «Живая физика»ИНТ, 2003). — www.physicon.ru.