Цель: поднять социальную значимость семьи в воспитании детей.
Задачи:
- стимулировать желание изучать историю своей семьи;
- способствовать формированию положительной мотивации в семейном воспитании детей;
- способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям;
- Способствовать формированию культурных традиций в общении взрослых и детей, нравственную культуру семьи.
Оборудование: Ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, магнитофон, проигрыватель, фонограммы песен, фотографии.
Ход урока
Семья – компас для младенца, стартовая площадка для младших, место приземления для старших и полигон взаимоотношений для каждого.
(В.Г. Кротов)
Учитель: Здравствуйте дорогие друзья! Бабушки и дедушки, мамы и папы, девочки и мальчики! Очень рада вас приветствовать на нашем семейном вечере.
Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина?» (дети поют)
Учитель: А как вы думаете с чего начинается Родина?
Сегодня мы проведём тематический вечер о семье «Моя родословная». Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать на вечере,– «семья».
Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Предок – это древний предшественник по роду.
В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево.
А рисовалось оно так. Внизу ствола – герб рыцаря, далее ствол делился на две условные ветви: справа рисовался герб отца, а слева – герб матери. Каждая из этих ветвей, в свою очередь, также делилась на две меньшие ветви, на которых размещались гербы деда и бабки с отцовской и материнской сторон. И для того, чтобы составит такое родословное дерево. Нужно было хорошо знать своих предков.
(ученики читают стихотворение «Прадеды»)
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва – дёготь знал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит
Но прадед был из столяров,
Он мастером был, прадед.
С пилою Пильщиков дружил.
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже…
Звучат, как музыка, как стих
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
Учитель: Поднимите руку, кто из вас может назвать имя своей прабабушки? Знаете ли вы откуда она родом? Очень жаль!
Ведь никто из нас не свалился с луны. Все мы ветви и листья огромного и переплетённого общечеловеческого дерева. Издавна в народе не уважают «Иванов, не помнящих родства». Не обязательно быть рыцарем и обладать гербом (отличительный знак сословия), чтобы нарисовать своё генеалогическое древо. Расспроси своих родителей бабушек и дедушек и постарайся продлить ветви родства как можно дальше.
Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше – четверо, а прабабушек и прадедушек ещё вдвое больше – восемь. И так далее. Вот у человека сколько предков. И это мы сейчас увидим. (Рассказывает ученица о своей семье, презентация родословной.)
Учитель: Славная вещь – родословное дерево. Но если присмотреться к нему, то можно заметить одну несообразность. Выходит, что из ребёнка вырастают мама с папой, а из них – бабушки и дедушки. Странная получается картина. Как же исправить эту странность?
Очень просто. Перевернём рисунок вверх ногами. Тогда дерево превратиться в корень – в большой разветвлённый корень, из которого и вырос ребёнок. И не даром, когда хотят похвалить человека. Говорят: «У него крепкие корни.» Значит, такой человек родился в дружной хорошей семье, и семья его воспитала.
Так что правильнее говорить о родословном корне, когда речь идёт о предках, а если мы говорим о потомках какого-нибудь человека, тогда это действительно родословное дерево
Тут мы рисуем столько ветвей, сколько у этого человека детей, а каждая ветвь разветвляется на меньшие ветви: это и будут внуки, а дальше – правнуки.
Для любого человека можно нарисовать и родословное дерево и родословный корень, если мы знаем его предков и потомков.
Много интересного можно узнать о своих дальних родственниках, но всё же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые живут вместе с вами сейчас, те кого вы зовёте своей семьёй. Семья по определению, данному в словаре Ожегова, – это группа живущих вместе родственников. Сколько же их, этих родственников? Давайте считать.
(Ученик читает стихотворение А. Карандашова. «Раз, два, три, четыре.»)
Кто живёт в большой квартире?
Четверо мужчин.
Живёт в квартире дедушка,
И папа, и прадедушка,
И Миха, папин сын.
Ещё красавица живёт
С родными неразлучно.
Один из них её зовёт
Своей любимой внучкой,
Дочкой дорогой
Зовёт её другой,
А третий – милой Машей
И хозяйкой нашей!
И называет мамой
Мужчина младший самый.
Учитель: А кто живёт в вашей семье? Про папу, маму, брата, сестру и других членов семьи мы и послушаем сейчас. (стихотворный монтаж.)
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
И провожают в путь с добром!
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле
Взрослые –
Стоит лишь
к ним приглядеться,
и сразу увидишь,
как много в них детства.
И в папе, и в маме,
и в строгом прохожем,
и в стареньких дедушке
с бабушкой – тоже.
Учитель: А с такой ситуацией наверное вам приходилось встречаться?
Сценка «Бабушки и внуки»
1-я. Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?
2-я. Да что ты, я ещё уроки не сделала…
1-я. Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты ж сто лет как школу кончила!
2-я. Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.
1-я. Да я всю жизнь за внуков уроки делаю.
2-я. Правда? Это ты их балуешь?
1-я Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня сами переписывают.
2-я. О, действительно строго.
1-я. Так что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.
2-я. Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм… «У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том…»
1-я. Так, хорошо.
2-я. «…И днём и ночью пёс учёный…»
1-я. Какой пёс? Какой пёс?
2-я. Ну, я не знаю, какая у него порода.
1-я. Да не пёс, а кот учёный! Поняла? Кот!
2-я. А-а, поняла-поняла! Я тогда сначала: «У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том; и днём и ночью кот учёный…»
1-я. Ну!
2-я. … С авоськой ходит в гастроном?
1-я. С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?
2-я. Ой, ну какая же ты, подруга! У меня ещё столько уроков, я всё перепутала.
1-я. Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может, в честь нас какую-нибудь единицу назовут?
2-я. Уже назвали.
1-я. Как?
2-я. Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки…
Сумрачный парк незабытого детства,
Стоит едва оглянуться, вглядеться,
Снова обступит, храня.
Снова потянет покоем и ладом,
Добрым и мудрым домашним укладом,
Миром, влюблённым в меня.
Просто жила. От красот не немела.
Я эту явь лишь по-детски умела
Впитывать всем существом.
Буднично жажду чудес утоляла
В пору, когда меня детство скрепляло
С миром крепчайшим родством…
Учитель: Все мы с вами знаем, что русский язык очень богат пословицами. Много в нём пословиц и о семье. Некоторые из них вы видите на доске. Попробуйте объяснить смысл этих пословиц.
Работа с пословицами. (На доске напечатаны пословицы, объясняют значение следующих пословиц)
- На что и клад, коли в семье лад.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- В семье любовь да совет, так и нужды нет.
- Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.
- Дружная семья и землю превращает в золото.
Учитель: А теперь ребята давайте каждый из вас попробует составить свою родословную. Рядом с вами сидят ваши родные они вам помогут.(По окончанию работы все родословные вывешиваются на доску.)
Пока ребята готовят свои родословные небольшое задание для гостей.
В языке русского народа жили и живут слова, обозначающие степень родства. А каких родственников вы знаете? Свекровь, свёкор, тесть, тёща, зять, невестка, шурин, деверь, золовка, племянница тётя, дядя и другие. Попробуйте догадаться, какие слова спрятались в этих ребусах.(показываются ребусы.)
Посмотрите какие крепкие корни у наших детей. Я уверена, что и родословное дерево ваше будет тоже очень крепким и ветвистым.
Учитель: А какая же дружная семья не любит повеселиться.
(исполняются частушки «Семья»)
С этим старым воробьём
Мы частушки пропоём.
Почему это вдвоём –
Может вместе запоём.
Жили-были баба с дедом
Раз к семейному огню
Пригласили отобедать
Всю обширную родню.
У крылечка поджидают
И гадает кто придёт?
А по улице шагает
Нескончаемый народ.
Кум с кумой идут под ручки.
Тётя с дядей, брат с сестрой,
Восемь внуков, девять внучек.
Ну-ка бабка, стол накрой.
Припев:
Мы так бываем рады
Когда семейство вместе,
Когда родные рядом,
Когда душа на месте.
Все беды и раздоры,
И дальнюю дорогу
Оставим за забором,
Оставим за порогом!
Папа наш учился слабо
Ох, и детям нелегко
Значит яблоки от яблок
Упадут недалеко.
Поработала природа
Над роднёй по чести честь,
Что ж в семье не без урода
Но красавцы тоже есть.
Запоём и заиграем,
Выходи в семейный круг.
Наша хата хоть и с краю.
Но проснуться все вокруг.
Припев:
Мы так бываем рады
Когда семейство вместе,
Когда родные рядом,
Когда душа на месте.
Все беды и раздоры,
И дальнюю дорогу
Оставим за забором,
Оставим за порогом!
Учитель: Вот и подходит к концу наш семейный вечер. О чём мы с вами говорили?
Что вам запомнилось? Какую работу вам хотелось бы продолжить? (ответы детей)
Я вам желаю от души,
Чтобы были дела хороши,
Чтобы в дом не стучалась беда,
Чтобы грустить не пришлось никогда.
Желаю счастья и добра.
Желаю тёплых, светлых дней,
Здоровья, что всего важней.
Учениками исполняется песня на мотив «Ты да я, да мы с тобой»
Ты да я, да мы с тобой, /2 раза/
Ты да я, да мы с тобой,
Вместе все мы – дружная семья,
Вся семья сегодня рядом /2 раза/
Будьте все вы счастливы, друзья!