Вопрос психолого-педагогической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии. Представители зарубежной психологической школы (А. Анастази, Я. Йирасек, С. Штрембел) рассматривали проблему в аспекте школьной зрелости. Отечественные психологи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. Божович) делали акцент на теоретическую разработку вопроса.
На основе обобщения теоретических подходов к решению проблемы психолого-педагогической готовности к школе можно выделить ряд ее признаков:
- Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива)
- Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.
- Способность к выполнению основных мыслительных операций.
- Достижение определенного уровня физической и психологической выносливости.
- Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.
- Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.
Итак, психолого-педагогическая готовность к обучению в школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологический, личностный (социально-психологический) и психологический.
Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.
Подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в детском саду на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др. Но этих занятий недостаточно!!! Многие родители и педагоги полагают, что для развития и подготовки дошкольника к школе, достаточно научить его основам математики, чтения и письма. Хотя на самом деле, чтобы ребёнок правильно понимал и усваивал эти основы, важны не только интеллектуальные умения, но и другие показатели:
Поведенческий показатель, то есть умение ребенка регулировать свои эмоциональные и поведенческие реакции: сидеть в течение учебного часа за партой, внимательно слушать учителя и выполнять его требования. Далеко не все дети 6,5 достигают соответствующего уровня произвольной регуляции поведения, так как это зависит не только от воспитания, но и от темпов созревания коры головного мозга.
Мотивационный показатель, то есть желание ребенка учиться, принятие на себя «роли ученика», переход его внутренней позиции от дошкольника к школьнику. Чаще всего ребенок личностно дозревает к семи годам: к этому времени игровая мотивация уступает место учебной, происходит созревание лобных долей мозга, что сказывается и на поведении дошкольника - оно становится более уравновешенным и целенаправленным.
Показатель познавательного развития, который включает в себя знания об окружающем мире, а также уровень развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления и речи (способность к обобщению, сравнению, проведению аналогий как в наглядном, так и в речевом плане). Сюда можно отнести и уровень развития мелкой моторики, способность к зрительно-моторной и слухо-моторной координации, что на практике проявляется в способности ребенка без особых затруднений списать с доски или написать то, что говорит учитель.
Исследования показали, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией. Да и общего положительного отношения к школе и к учению недостаточно для того, чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу, если ребенка не привлекает само содержание получаемых в школе знаний, не интересует то новое, с чем он знакомится на уроках, если его не привлекает сам процесс познания.
Все эти доводы натолкнули меня на мысль о необходимости проведения дополнительных занятий.
Цель данной программы - максимальное содействие индивидуальному развитию детей путем углубленного изучения и развития психологической готовности к обучению в школе, создание условий для включения ребенка в новое образовательное пространство школы и успешной адаптации к обучению.
В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
- развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольников;
- исследование особенностей основных компонентов готовности к обучению в школе у дошкольников;
- повышение учебно-познавательной мотивации и уровня осведомленности;
- формирование и развитие основных компонентов готовности к школьному обучению и познавательных способностей
- формирование произвольности и развитие компонентов эмоционально-волевой сферы;
- формирование и развитие коммуникативных умений и конструктивных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- повышение уровня личностной и социальной компетентности родителей и педагогов в вопросах воспитания, обучения и взаимодействия со старшими дошкольниками.
- Развивать восприятие детей, их способность к формированию более точных и полных образов, обучая их различным способам обследования окружающего мира.
- Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
- Развивать общую и мелкую моторику рук, графические навыки
- Познакомить со сложным миром человеческих эмоций
- Учить понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонацию.
- Развивать эмпатию, а именно понимание, сочувствие и содействие другим людям.
- Предупредить и снизить тревожность
- Повысить уверенность ребенка в себе и своих силах
- Обучать умению слушать и слышать другого
- Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общее решение в конфликтных ситуациях.
- Познакомить с навыками саморегуляции и релаксации
- Оценить и развивать предпосылки к учебной деятельности (исполнительские способности, волевые качества, мотивацию ребенка)
- Помочь ребенку принять роль ученика, формировать эмоционально – положительное отношение к школе
Программа призвана обеспечить:
- интеллектуальное развитие ребёнка;
- создание условий для развития личности ребенка, его способностей;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
- оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления;
- создание комфортной среды общения для детей.
Принципы построения программы:
- Доступность предлагаемого материала.
- Соответствие возрастным особенностям детей.
- Систематичность и последовательность в проведении коррекционной работы.
- Личностно-ориентированный подход к детям (в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности ребенка).
- Эмпатия
- Обеспечение чувства защищенности и безопасности
Методы:
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакат, фото, показ мультимедийных материалов)
- Сказкотерапия
Форма проведения программы – занятия, которые включают в себя:
– беседы, дискуссии, в которых дошкольники в доступной форме знакомятся друг с другом и учатся строить новые отношения со сверстникам и взрослыми;
– практические задания (упражнения, логические задачи, ребусы и головоломки, рисуночные и проективные методики и др.), в ходе которых участники курсов подготовки получают информацию о себе, об окружающем мире, о взаимоотношениях с другими людьми;
– игровые и двигательные упражнения (сюжетно-ролевые игры, командные игры, упражнения релаксационного характера и др.), в процессе выполнения которых дошкольники имеют возможность построить новые конструктивно позитивные взаимоотношения, учатся сотрудничать и ориентироваться на партнера, приобретают навыки общения в коллективе и команде.
Программа «Учиться нам легко!» разработана на основе программ и учебно – методических комплексов:
Р.Р. Калининой «Тренинг развития личности дошкольника», С.В. Крюковой «Здравствуй, я сам», В.Л. Шарохиной «Психологическая подготовка детей к школе», И.Л. Арцишевской «Психологический тренинг для будущих первоклассников», Л.И. Катаевой «Коррекционно – развивающие занятия в подготовительной группе», Г.А. Цукерман и К.Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь», Л.В. Мищенковой «36 занятий для будущих отличников».
Содержание программы
Разработанная мною программа рассчитана на 2 года и состоит из 32 занятий, приступать к которым следует в октябре, а заканчивать в апреле следующего года. Как показывает практика, проведение в сентябре и мае занятий, требующих от детей сосредоточенности и усидчивости, затруднительно. Эти месяцы рекомендуется использовать для диагностической и индивидуальной работы.
Диагностика детей проводится в два этапа: сентябрь, май. Диагностика позволяет проследить динамику развития каждого ребенка на протяжении всего учебного года, своевременно оказать квалифицированную помощь. В ходе выполнения диагностических заданий мы имеем представление о сформированности и уровне развития основных компонентов готовности ребенка к обучению в школе. Необходимость диагностики заключается в получении полной информации об особенностях развития каждого воспитанника. Не зная особенностей развития детей дошкольного возраста, нельзя правильно организовать занятия, установить доверительные отношения взрослого и ребенка, учитывать эмоциональное состояние, создать предметно-развивающую среду.
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов и дидактических материалов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему развитию и запоминанию.
Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. В занятия включены особые упражнения на релаксацию, позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию. Присутствуют и элементы сказкотерапии, что активизирует внутренние творческие ресурсы детей, решаются внутренние конфликты и «проигрываются» варианты взаимоотношений ребенка с окружающим миром.
Сложность предлагаемого материала возрастает от занятия к занятию, в то же время игры и задания подобраны таким образом, чтобы сложные чередовались с легкими. Особенностью каждого занятия является то, что в конце занятия ребенок вместо отметки или другого знака похвалы получает какой-либо рисунок, раскрашенный им самим (например, в начале 1-го занятия всем детям раздаётся рисунок черно-белой радуги и после выполнения каждого задания они раскрашивают по 1 сегменту дуги и в конечном итоге получается весёлая радуга).
На занятиях полностью исключаются авторитарные способы воздействия, бальная система оценок. Занятия представляют собой часы развития и носят диагностико-исследовательский и коррекционно-развивающий характер. В «развивающей» части наших занятий мы выполняем развивающие упражнения, учебные и игровые задания, направленные на формирование и развитие основных компонентов школьной готовности.
Участие детей в играх (как командных, так и с участием группы в целом) занимает основную часть занятия, так как игра в данном возрасте является ведущей деятельностью; наряду с этим мы основываемся на выполнении развивающих и обучающих заданий и упражнений – так как мы готовим детей к систематическому школьному обучению и есть цель формирования основных предпосылок будущей учебной деятельности.
Структура одного занятия предполагает наличие:
- Вводная часть (приветствие, настрой на работу)
- Основная часть (игры и задания по теме)
- Заключительная часть (рефлексия, самооценка, домашнее задание)
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность составляет 30 минут. Количество участников 12 человек.
Все занятия построены при взаимодействии специалистов МБДОУ:
- Музыкальный работник (подбор музыкальных произведений для проведения релаксационных упражнений, игр и заданий)
- Физкультурный работник (разработка двигательных упражнений, способствующих укреплению позвоночника, снятию напряжения)
- Психолог (подбор, контроль за проведением, обработкой и интерпретацией проводимых методик в ходе диагностики)
- Медицинская сестра (учет освещения, группы здоровья ребенка, санитарных норм помещения, где проводится кружковая работа)
Кроме того, в ходе проведения кружковой деятельности происходит плотное взаимодействие с родителями. Для занятий мы с ребятами заводим специальную тетрадь, в которой выполняем разного рода задания. Каждый родитель имеет возможность ознакомиться с выполненной работой ребенка и задать все интересующие вопросы, для этого предусмотрено время для консультаций сразу после занятий. 2 раза в течение года запланированы открытые занятия для родителей, а также родительские собрания по теме.
Итак, каждое занятие имеет комплексный характер и включает в себя задания на развитие познавательных процессов, коммуникативных умений, на развитие эмоционально-волевой сферы, развитие моторики рук, а также чередование метода сказкотерапии и релаксационных упражнений.
По итогам посещения кружка каждый «будущий» первоклассник получает портфолио с продуктами самостоятельной деятельности (рисунки, аппликации, тетради с выполненными заданиями, фотографии и др.), а родители психолого-педагогическое заключение о готовности ребенка к обучению в школе с рекомендациями.
Данная программа апробируется, разрабатываются дидактические и раздаточные материалы.