"Железо". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Сопровождается презентацией (Приложение 1).

Цели: На основе имеющихся у учащихся знаний изучить строение атома железа, его химические свойства, выявить взаимосвязь между физическими свойствами и областями использования данного металла.

  • Развивающая – развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности обучения
  • Воспитательная – воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.
  • Личностно-ориентированные – помочь учащимся преодолеть ограниченность их субъектного опыта, существующего в виде разрозненных представлений о железе.

Задачи:

  • Познакомить учащихся со строением атома железа, на основе строения атома выявить закономерности химических свойств металла; совместно с учащимися определить взаимозависимость между физическими свойствами и областями применения железа.
  • Развивать у учащихся умение на основе частных примеров делать общие выводы, выявлять закономерности и зависимость между строением атома и свойствами простого вещества, между свойствами и применением; развивать у детей умение работать с реактивами и химическим оборудованием, обращая особое внимание на правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
  • Воспитывать чувство коллективизма и взаимовыручки, активизировать познавательный интерес и творческую активность каждого школьника; воспитывать чувство ответственности перед собой и товарищами, совершенствовать метапредметные навыки.

Тип урока: применение знаний.

Оборудование: ПК, медиапроектор, презентация, видеоролики. На каждом столе у учащихся – набор для проведение лабораторного опыта: железо (опилки); растворы: HCl, CuCl2, коллекция минералов.

Схема урока:

Стадия вызова – включает задания по нахождению сходства в изображениях, «отсроченная отгадка», решение анаграмм с исключением лишнего.

Усвоение знаний – работа с информационной моделью химических свойств железа; выполнение лабораторного опыта по изучению химических свойств железа, заданий на нахождение соответствия реагентов и продуктов реакции; работа с деформированными текстами, знакомство с природными соединениями железа.

Рефлексия – графический диктант с самоконтролем, «ложная альтернатива».

План работы

Стадия Содержание Форма работы Средства

1. Вызов

Определить металл «Х»,

решить анаграммы

Сформулировать тему урока. (целеполагание и планирование деятельности)

Работа в группах.

На слайдах предметы, изготовленные из железа, которые должны навести учащихся на мысль о его названии; анаграмма.

2. Усвоение знаний.

Рассказ из истории железа (выступление перед сверстниками)

Определить заряд ядра атома.

Составить схему строения атома данного элемента.

Составить его краткую графическую формулу (извлечение информации и обработка информации, письменные навыки).

Определите его степень окисления. Активность железа исходя из строения его атома и расположения в электрохимическом ряду напряжения (обработка информации).

Выяснить физические (извлечение информации и обработка информации). Выявить взаимосвязь между свойствами железа и его областями применения (обработка информации).

Химические свойства железа и определить его активность.

Восстановительная активность железа. Эксперимент (групповая коммуникация). Взаимодействие железа с кислотами и солями.

Знакомство с распространением железа в природе. Основные природные соединения железа – соли и оксиды (извлечение информации и обработка информации).

Индивидуальное выступление.

Работа в группах.

ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Составление блок-схемы физические свойства железа и его применения, учебник

Лабораторные опыты:

  • взаимодействие с растворами солей;
  • взаимодействие с растворами кислот.

Коллекция минералов

Схема «Природные соединения железа».

Учебник

3. Рефлексия.

(рефлексивные умения)

(оценочные навыки)

Графический диктант, «ложная альтернатива».

Задания на слайдах, с самопроверкой.

Ход урока

Работа в группах по 4 учащихся. У каждой группы на столе: карточка для заполнения (приложение 2),набор для проведения лабораторного опыта: железо (опилки); растворы: HCl, CuCl2, коллекция минералов.

I стадия – вызов

Отсроченная отгадка (слайд №1). «… не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым, настоящим и будущими судьбами человечества».

Задание 1: что объединяет изображения (слайд №2 – изделия из железа). (Железо).

Задание 2 – решите анаграммы (слайд №3 – анаграмма) и исключите лишнее:

  • леруогд – углерод
  • нмийекр – кремний
  • иксолодр – кислород
  • ддрооов – водород
  • леезож – железо

(Железо, остальные элементы – неметаллы (слайд №4 – анаграмма)).

II стадия – усвоение знаний

1. Целеполагание. Какова же тема урока? (Учащиеся назовут «Железо») Итак, тема урока «Железо» (слайд №5). А какова же цель нашего урока (формулирование цели). Цель урока – дать общую характеристику железа в свете трех форм существования химического элемента. (Назвать формы существования элемента – атом, молекула, ион, которые образуют простые и сложные вещества) (слайд №5).

Задание 3: (слайд №6) Железный век или немного из истории. Железо – один из 7 металлов древности. Сообщение учащегося.

2. «Визитная карточка атома железа». Строение атома железа. Что нам уже известно?

Задание 4: (На основании положения железа в ПСХЭ дать характеристику элемента по плану. План прилагается. (Слайд №7). Работа с ПСХЭ Д.И.Менделеева.

3. Физические свойства железа. Применение.

Задание 5: Пинг-понг «Имя – Значение». Что представляет собой железо как простое вещество? Тип химической связи, тип кристаллической решетки (слайд №8).

Задание 6: Работа с учебником (§14). Опишите физические свойства железа: цвет – серебристо-белый, плотность – 7,8г/см3, электропроводность, Tпл. = 1539ºС, ферромагнетик, пластичность (слайд №9).

Задание 7: Работа с учебником (§14). Заполнить таблицу. Выявить взаимосвязь между свойствами железа и его областями применения (слайд №10).

Физическое свойство Область применения
   

4. Химические свойства железа. Какими же химическими свойствами он обладает? В чем их особенности (слайд №11, 12). Видеоролики (горение железа, реакция с хлором, с серой).

Внимание! Эксперимент (слайд №13). Повторить правила техники безопасности!

Опыт 1. Взаимодействие с раствором CuCl2. В пробирку с раствором CuCl2 добавить железные опилки. Следить за протеканием реакции. В растворе хлорида меди железо вытесняет металлическую медь (почему?). Составьте соответствующее уравнение реакции.

Опыт 1. В пробирку с раствором соляной кислоты опустить железные опилки. Следить за протеканием реакции. Как вы думаете, какой газ выделяется? Сделайте вывод о свойствах железа. Запишите уравнение реакции железа с соляной кислотой.

Задание 8: Информационная схема: (слайд №14). Найдите соответствие между реагентами и продуктами реакции:

1. Fe+O2   A) FeCl2
2. Fe+Cl2   Б) FeCl3
3. Fe + S   В) Fe3O4
4. Fe+HCl   Г) Fe2O3
5. Fe+H2O   Д) FeS
6. Fe+CuCl2   Е) FeCl2+Cu
    Ж) Fe(OH)3+H2
    З) Fe3O4 + H2
    И) FeCl2+H2
    К) FeCl3+H2

Самопроверка (слайд №15): 1В, 2Б, 3Д, 4И, 5З, 6Е.

Задание 9: “Игровая цепь”. Проверь себя (запись химических уравнений):

  1. 3Fe + 2O2 = Fe3O4
  2. 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3
  3. Fe + S = FeS
  4. Fe + 2HCl = FeCl2 + H2
  5. Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu
  6. 3Fe + 4H2O = Fe3O4+4H2

 5. Железо в природе (слайд №16). В каком виде железо встречается в природе?

Задание 10: Учебник (§14). Знакомство с распространением железа в природе. Основные природные соединения железа – соли и оксиды. (Коллекция минералов). Заполнить таблицу «Природные соединения железа».

Природный минерал железа Формула
 

III Стадия – рефлексия

Графический диктант (+ - ) (Слайд №17.)

Вариант 1.

  1. Железо – это активный щелочной металл.
  2. Железо легко куётся.
  3. Железо входит в состав сплава стали.
  4. Железо взаимодействует с разбавленными кислотами.
  5. С галогенами образует галогениды со степенью окисления +2.
  6. Железо взаимодействует с кислородом.

Вариант 2.

  1. Железо – это металл серебристо-белого цвета.
  2. Железо обладает способностью намагничиваться.
  3. Атомы железа проявляют окислительные свойства.
  4. Железо вытесняет медь из растворов ее солей.
  5. С галогенами образует соединения со степенью окисления +3.
  6. С раствором серной кислоты образует сульфат железа (III).

Самопроверка: (Слайд №18)

1 вариант 2, 3, 4, 6

2 вариант 1, 2, 4, 5

“Ложная альтернатива”: (Слайд №19)

  1. Плотность железа равна 2,7г/см3 или 7,8г/см3?
  2. Реагирует с оксидами неметаллов или кислотами?
  3. Кристаллическая решетка металлическая или атомная?
  4. Fe – восстановитель или окислитель?
  5. Металл легкоплавкий или тугоплавкий?

Самопроверка: (Слайд №20)

  1. 7,8г/см3
  2. 2. кислотами
  3. 3. металлическая
  4. 4. восстановитель
  5. 5.тугоплавкий

Домашнее задание: (Слайд №21) Обязательная часть – §14, №6. Индивидуальная часть – на основе изученных свойств написать сочинение или, “Своя опора“ составить творческий конспект «Железо», подготовить сообщение на темы «Биологическая роль железа», «Техническое значение железа и его применение».

Информационные материалы:

  1. www.youtube.com/watch
  2. www.google.ru/search
  3. sites.google.com/site/konstruktoruroka/wi-fi
  4. Габриелян О.С., «Химия – 9», М., « Дрофа», 2013г.
  5. Габриелян О.С. и др., «Настольная книга учителя. Химия 9», М., «Дрофа», 2012.
  6. «Intel. Обучение для будущего», под ред. Ястребцевой Е.Н. и Быховского Я.С., М., 2003.
  7. Радецкий А.М. и др., «Дидактические материалы по химии 8 – 9», М., «Просвещение», 2009.
  8. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., «Химия 9», М., «Просвещение», 2009.

Приложения.