Сопровождается презентацией (Приложение 1).
Цели: На основе имеющихся у учащихся знаний изучить строение атома железа, его химические свойства, выявить взаимосвязь между физическими свойствами и областями использования данного металла.
- Развивающая – развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности обучения
- Воспитательная – воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.
- Личностно-ориентированные – помочь учащимся преодолеть ограниченность их субъектного опыта, существующего в виде разрозненных представлений о железе.
Задачи:
- Познакомить учащихся со строением атома железа, на основе строения атома выявить закономерности химических свойств металла; совместно с учащимися определить взаимозависимость между физическими свойствами и областями применения железа.
- Развивать у учащихся умение на основе частных примеров делать общие выводы, выявлять закономерности и зависимость между строением атома и свойствами простого вещества, между свойствами и применением; развивать у детей умение работать с реактивами и химическим оборудованием, обращая особое внимание на правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
- Воспитывать чувство коллективизма и взаимовыручки, активизировать познавательный интерес и творческую активность каждого школьника; воспитывать чувство ответственности перед собой и товарищами, совершенствовать метапредметные навыки.
Тип урока: применение знаний.
Оборудование: ПК, медиапроектор, презентация, видеоролики. На каждом столе у учащихся – набор для проведение лабораторного опыта: железо (опилки); растворы: HCl, CuCl2, коллекция минералов.
Схема урока:
Стадия вызова – включает задания по нахождению сходства в изображениях, «отсроченная отгадка», решение анаграмм с исключением лишнего.
Усвоение знаний – работа с информационной моделью химических свойств железа; выполнение лабораторного опыта по изучению химических свойств железа, заданий на нахождение соответствия реагентов и продуктов реакции; работа с деформированными текстами, знакомство с природными соединениями железа.
Рефлексия – графический диктант с самоконтролем, «ложная альтернатива».
План работы
Стадия | Содержание | Форма работы | Средства |
1. Вызов |
Определить металл «Х», решить анаграммы Сформулировать тему урока. (целеполагание и планирование деятельности) |
Работа в группах. |
На слайдах предметы, изготовленные из железа, которые должны навести учащихся на мысль о его названии; анаграмма. |
2. Усвоение знаний. |
Рассказ из истории железа (выступление перед сверстниками) Определить заряд ядра атома. Составить схему строения атома данного элемента. Составить его краткую графическую формулу (извлечение информации и обработка информации, письменные навыки). Определите его степень окисления. Активность железа исходя из строения его атома и расположения в электрохимическом ряду напряжения (обработка информации). Выяснить физические (извлечение информации и обработка информации). Выявить взаимосвязь между свойствами железа и его областями применения (обработка информации). Химические свойства железа и определить его активность. Восстановительная активность железа. Эксперимент (групповая коммуникация). Взаимодействие железа с кислотами и солями. Знакомство с распространением железа в природе. Основные природные соединения железа – соли и оксиды (извлечение информации и обработка информации). |
Индивидуальное выступление. Работа в группах. |
ПСХЭ Д.И. Менделеева. Составление блок-схемы физические свойства железа и его применения, учебник Лабораторные опыты:
Коллекция минералов Схема «Природные соединения железа». Учебник |
3. Рефлексия. |
(рефлексивные умения) (оценочные навыки) |
Графический диктант, «ложная альтернатива». |
Задания на слайдах, с самопроверкой. |
Ход урока
Работа в группах по 4 учащихся. У каждой группы на столе: карточка для заполнения (приложение 2),набор для проведения лабораторного опыта: железо (опилки); растворы: HCl, CuCl2, коллекция минералов.
I стадия – вызов
Отсроченная отгадка (слайд №1). «… не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым, настоящим и будущими судьбами человечества».
Задание 1: что объединяет изображения (слайд №2 – изделия из железа). (Железо).
Задание 2 – решите анаграммы (слайд №3 – анаграмма) и исключите лишнее:
- леруогд – углерод
- нмийекр – кремний
- иксолодр – кислород
- ддрооов – водород
- леезож – железо
(Железо, остальные элементы – неметаллы (слайд №4 – анаграмма)).
II стадия – усвоение знаний
1. Целеполагание. Какова же тема урока? (Учащиеся назовут «Железо») Итак, тема урока «Железо» (слайд №5). А какова же цель нашего урока (формулирование цели). Цель урока – дать общую характеристику железа в свете трех форм существования химического элемента. (Назвать формы существования элемента – атом, молекула, ион, которые образуют простые и сложные вещества) (слайд №5).
Задание 3: (слайд №6) Железный век или немного из истории. Железо – один из 7 металлов древности. Сообщение учащегося.
2. «Визитная карточка атома железа». Строение атома железа. Что нам уже известно?
Задание 4: (На основании положения железа в ПСХЭ дать характеристику элемента по плану. План прилагается. (Слайд №7). Работа с ПСХЭ Д.И.Менделеева.
3. Физические свойства железа. Применение.
Задание 5: Пинг-понг «Имя – Значение». Что представляет собой железо как простое вещество? Тип химической связи, тип кристаллической решетки (слайд №8).
Задание 6: Работа с учебником (§14). Опишите физические свойства железа: цвет – серебристо-белый, плотность – 7,8г/см3, электропроводность, Tпл. = 1539ºС, ферромагнетик, пластичность (слайд №9).
Задание 7: Работа с учебником (§14). Заполнить таблицу. Выявить взаимосвязь между свойствами железа и его областями применения (слайд №10).
Физическое свойство | Область применения |
4. Химические свойства железа. Какими же химическими свойствами он обладает? В чем их особенности (слайд №11, 12). Видеоролики (горение железа, реакция с хлором, с серой).
Внимание! Эксперимент (слайд №13). Повторить правила техники безопасности!
Опыт 1. Взаимодействие с раствором CuCl2. В пробирку с раствором CuCl2 добавить железные опилки. Следить за протеканием реакции. В растворе хлорида меди железо вытесняет металлическую медь (почему?). Составьте соответствующее уравнение реакции.
Опыт 1. В пробирку с раствором соляной кислоты опустить железные опилки. Следить за протеканием реакции. Как вы думаете, какой газ выделяется? Сделайте вывод о свойствах железа. Запишите уравнение реакции железа с соляной кислотой.
Задание 8: Информационная схема: (слайд №14). Найдите соответствие между реагентами и продуктами реакции:
1. Fe+O2 | A) FeCl2 | |
2. Fe+Cl2 | Б) FeCl3 | |
3. Fe + S | В) Fe3O4 | |
4. Fe+HCl | Г) Fe2O3 | |
5. Fe+H2O | Д) FeS | |
6. Fe+CuCl2 | Е) FeCl2+Cu | |
Ж) Fe(OH)3+H2 | ||
З) Fe3O4 + H2 | ||
И) FeCl2+H2 | ||
К) FeCl3+H2 |
Самопроверка (слайд №15): 1В, 2Б, 3Д, 4И, 5З, 6Е.
Задание 9: “Игровая цепь”. Проверь себя (запись химических уравнений):
- 3Fe + 2O2 = Fe3O4
- 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3
- Fe + S = FeS
- Fe + 2HCl = FeCl2 + H2
- Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu
- 3Fe + 4H2O = Fe3O4+4H2
5. Железо в природе (слайд №16). В каком виде железо встречается в природе?
Задание 10: Учебник (§14). Знакомство с распространением железа в природе. Основные природные соединения железа – соли и оксиды. (Коллекция минералов). Заполнить таблицу «Природные соединения железа».
Природный минерал железа | Формула |
III Стадия – рефлексия
Графический диктант (+ - ) (Слайд №17.)
Вариант 1.
- Железо – это активный щелочной металл.
- Железо легко куётся.
- Железо входит в состав сплава стали.
- Железо взаимодействует с разбавленными кислотами.
- С галогенами образует галогениды со степенью окисления +2.
- Железо взаимодействует с кислородом.
Вариант 2.
- Железо – это металл серебристо-белого цвета.
- Железо обладает способностью намагничиваться.
- Атомы железа проявляют окислительные свойства.
- Железо вытесняет медь из растворов ее солей.
- С галогенами образует соединения со степенью окисления +3.
- С раствором серной кислоты образует сульфат железа (III).
Самопроверка: (Слайд №18)
1 вариант 2, 3, 4, 6
2 вариант 1, 2, 4, 5
“Ложная альтернатива”: (Слайд №19)
- Плотность железа равна 2,7г/см3 или 7,8г/см3?
- Реагирует с оксидами неметаллов или кислотами?
- Кристаллическая решетка металлическая или атомная?
- Fe – восстановитель или окислитель?
- Металл легкоплавкий или тугоплавкий?
Самопроверка: (Слайд №20)
- 7,8г/см3
- 2. кислотами
- 3. металлическая
- 4. восстановитель
- 5.тугоплавкий
Домашнее задание: (Слайд №21) Обязательная часть – §14, №6. Индивидуальная часть – на основе изученных свойств написать сочинение или, “Своя опора“ составить творческий конспект «Железо», подготовить сообщение на темы «Биологическая роль железа», «Техническое значение железа и его применение».
Информационные материалы:
- www.youtube.com/watch
- www.google.ru/search
- sites.google.com/site/konstruktoruroka/wi-fi
- Габриелян О.С., «Химия – 9», М., « Дрофа», 2013г.
- Габриелян О.С. и др., «Настольная книга учителя. Химия 9», М., «Дрофа», 2012.
- «Intel. Обучение для будущего», под ред. Ястребцевой Е.Н. и Быховского Я.С., М., 2003.
- Радецкий А.М. и др., «Дидактические материалы по химии 8 – 9», М., «Просвещение», 2009.
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., «Химия 9», М., «Просвещение», 2009.