Цели:
- учить выразительному чтению стихотворений;
- развивать индивидуальные творческие способности, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- воспитывать любовь к чтению, интерес к литературе.
Оборудование: воздушные шары, буквы, выполненные детьми для украшения зала, костюмы Букваря и Литературного чтения (роли исполняют старшеклассники), костюмы для Буратино, Мальвины, кота Базилио, лисы Алисы (роли исполняют старшеклассники), таблички со знаками вопросов, ободки с буквами на головы учащимся, фигурки золотых ключиков (3 шт.), замок, рисунки детей, иллюстрирующие русские народные сказки, карточки с изображением животных из стихов про азбуку, буквы, составляющие слово «алфавит».
Музыкальное сопровождение: Д.Б. Кабалевский « Песня о школе», отрывки из песен А.Рыбникова «Бу-Ра-Ти-Но!», «Поле чудес», « Песенка кота Базилио и лисы Алисы», Т. и С. Никитины «Песенка Буратино», «Песня Двойки и Единицы», «До свиданья Букварь, до свидания…» на мотив песни «До свиданья, Москва, до свидания».
Ход мероприятия
Дети входят в зал парами друг за другом под мелодию «Песни о школе» Д.Б. Кабалевского. На головах у них ободки с буквами. Садятся на скамейки, расставленные полукругом, и исполняют «Песню о школе».
Учитель:
Ах, как мало места в зале!
Сколько к нам пришло гостей!
Мы сегодня всех позвали
Дорогих своих друзей.
Заходите, проходите!
Путь свободен, освещён.
Приглашаем всех сегодня
Попрощаться с Букварём.
1-й ученик:
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
2-й ученик:
Жить без книг теперь не сможем,
Дорог нам их вечный свет.
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
3-й ученик:
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей.
Звучит отрывок из песни "Бу-Ра-Ти-Но!". Появляются Буратино и Мальвина.
Буратино: Говорил мне папа Карло, учись Буратино читать! А я!..
Мальвина: А ты променял свой Букварь на 4 сольдо! Теперь наша замечательная сказочная повесть исчезла из волшебного мира литературы и мы обречены странствовать в поисках твоей первой книги!
Буратино: Ну, начинается! Опять воспитывают.
Буратино поет «Песенку Буратино»
Мальвина: Ты можешь сколько угодно обижаться и ворчать, но ситуацию можно исправить, только вернув назад Букварь! Сейчас я раскрою тебе страшную тайну, её мне поведал старина Сверчок: вернуть Букварь ты сможешь только в этой гимназии, выполнив три секретных задания. И самое главное – ты всё должен делать сам, как это делают ученики первого класса.
Буратино: Ну, что ж, Мальвина, где наша не пропадала...
Мальвина: Буратино! Иди скорее сюда!
Буратино: Что там такое?
Мальвина: 33 родных сестрицы, писанных красавицы, на одной живут странице и повсюду славятся.
Буратино: Кто-кто? Какие такие еще сестрицы?
Мальвина: А вот послушай!
ДЕТИ: Буква А: Буква А сладка на вкус, Словно сахарный арбуз.
Ученик показывает рисунок, на котором изображен арбуз. Так же действуют и другие первоклассники, которые подготовили картинки, иллюстрирующие стихи о буквах.
Буква Б:
По полю барашек белый
Тёмной ночью брёл несмело.
Блеял он: « Боюсь я! Бе - е - е!»
Узнаёте букву Б?
Буква В:
Буква В есть в слове «вол»,
Я её легко нашёл!
Буква Г:
Что за грохот? Что за гром?
Букву Г принёс нам гном.
Зацепился он за гвоздь
И упал наш бедный гость!
Буква Д:
Буква Д, как будто дом,
Я в деревне жил в таком
Буква Е:
Буква Е есть в слове «ель»,
Заметает ель метель
Буква Ё:
Буква Ё есть в слове «ёж»,
Ты легко её найдёшь!
Буква Ж:
Узнаёшь знакомый звук?
Буква Ж жужжит, как жук.
Буква З:
З звенит, словно звонок,
Нас торопит на урок.
Буква И:
И – Игрушки, И – игра.
Любит игры детвора!
Буква Й:
Йогурт из малины
Самый наш любимый!
Буква К:
Буква К, как куколка,
Славненькая буковка!
Буква Л:
Лето, ливень, листопад,
Я любой погоде рад!
Буква М:
Букву М узнал я рано.
Ведь она есть в слове «мама»!
Буква Н:
Н – весёлый Новый год,
К нам приходит каждый год.
Буква О:
О – похожа на колечко,
Словно шёрстка на овечке.
Буква П:
П – прекрасные подарки
Принесли в пакете ярком.
Буква Р:
Р – рычит, как будто рысь,
Эй, меня остерегись!
Буква С:
С – свистит, словно свисток:
Удирайте со всех ног!
Буква Т:
Взял я толстую тетрадь,
Буду букву Т писать.
Буква У:
Замычит Бурёнка: «Му - у»!
Узнаёте букву У?
Буква Ф:
Я в лесу нашла фиалку -
Только рвать фиалку жалко!
Буква Х:
Веселится буква Х:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Буква Ц:
Кап-кап-кап – за каплей капля
Мелкий дождик моросит.
Буква Ц, как будто цапля,
На одной ноге стоит.
Буква Ч:
Чашки, чайник, сладкий чай,
Что за буква отвечай?
Буква Ш:
Я шуршу, как будто шины,
Есть и в слове я «машина»,
И собой я хороша!
Вы узнали букву Ш ?
Буква Щ:
Буква Щ есть в слове «щит».
От удара он трещит!
Твёрдый знак:
Знак я очень твёрдый,
Оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль меня теряют!
Буква ы:
Буква ы есть в слове «бык»,
Травку бык щипать привык!
Мягкий знак:
Я – мягкий знак,
Меня найдёшь
И в слове «ЛЬЁТ», и
И в слове «ДОЖДЬ».
Буква Э:
Этот дом похож на наш –
У него один этаж.
Буква Ю:
Скачет Юля, как юла,
Хоть и ростиком мала!
Буква Я:
Ты твердишь всё: «Я да я!
Всех умнее я друзья!»
Не забудь, что буква Я –
Самая последняя!
Мальвина: А вот тебе, Буратино, и первое задание. Составь слово, которое обозначает точный порядок букв. (алфавит)
Буратино: Выходите буковки, пожалуйста, сюда! (Дети выходят и выносят карточки со своими буквами).
Буратино ставит буквы на магнитную доску в разном порядке, не всё получается сразу, но затем складывается слово "алфавит".
Дети читают хором:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё – знайте место вы своё.
Ж, З, И, Й, К, Л, М – вспоминайте, кто за кем.
Н, О, П, Р, С, Т, У – стойте дружно на посту.
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – собирайтесь не спеша.
Ъ, Ы, Ь – стойте рядышком вот так!
Торопитесь Э, Ю, Я – во и в сборе букв семья.
Буратино:
Буквы-значки, как бойцы на парад
В четком равнении построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он – (дети хором) алфавит.
Мальвина: Ах, Буратино, ты справился. Ура! I - ое задание выполнено! Вот тебе I - ый золотой ключик (вручает фигурку золотого ключика).
Звучит отрывок из «Песни кота Базилио и лисы Алисы»Входят кот Базилио и лиса Алиса.
Алиса: Ах, вот он наш умненький - преумненький Буратино.
Базилио: Я говорил тебе, Алиса, что эта противная девчонка с голубыми волосами потащила его в школу.
Алиса: Ну, ничего, мы его сейчас отведём, куда надо – на Поле Чудес в Страну Дураков!
Звучит отрывок из песни: "Поле Чудес в Стране Дураков" А.Рыбникова.
Буратино: Ну, уж нет! Я не для того прошёл полсвета, чтобы возвращаться в Страну Дураков! Я хочу в Страну Умников!
Базилио: Ну, ну. Посмотрим, что у тебя получится.
(Садятся на стулья и посмеиваются над Буратино).
Мальвина: Не слушай их, Буратино, лучше посмотри, буквы хотят что-то у тебя спросить.
У детей в руках вопросительные знаки.
Буратино: Я готов ответить на все вопросы.
Мальвина: Тогда, Буратино, запомни: Букварь учит нас не только читать, но и быть хорошим другом, вежливым, воспитанным человеком, соблюдать правила поведения.
Базилио: Вот и посмотрим, как ты ответишь на вопросы букв.
Буквы: Друга выручим всегда?
Буратино: Да!
Буквы: Врать не будем никогда?
Буратино: Да!
Буквы: В классе списывать ответ?
Буратино: Да, ой нет!
Буквы: Кинуть камень кошке вслед?
Буратино: Нет!
Буквы: Брать в автобусе билет?
Базилио и Алиса вместе: Нет!
Буквы: Ай-ай-ай! Как это нет? Надо брать билет всегда?
Буратино: Да!
Буквы: Не робеть когда беда?
Буратино: Да!
Буквы: Рук не мыть когда обед?
Базилио и Алиса вместе: Нет!
Буквы: Как же это не мыть, мыть обязательно. Грязь смывать без следа?
Буратино: Да!
Буквы: Солнце, воздух и вода?
Буратино: Да!
Буквы: Мы лентяям шлём привет?
Буратино: Нет!
Буквы: А тем, кто трудится всегда...
Буратино: Да!
Мальвина: Молодец, Буратино, справился со вторым заданием, ответил на вопросы букв, зря только Базилио с Алисой старались сбить тебя с правильных ответов. Вот тебе II-ой золотой ключик.
Буратино: Меня голыми руками не возьмёшь! Я знаете какой! Ух!
Мальвина: Ну, ну, Буратино. Не зазнавайся.
Буратино: А что, Мальвина, я уже буквы выучил, алфавит выучил, какое же ещё будет для меня задание?
Мальвина: А вот, Буратино, взгляни-ка на эту выставку рисунков. Это первоклассники подготовили иллюстрации к прочитанным русским народным сказкам:"Маша и медвдь"
"Волк и лиса", "Царевна-лягушка", "Гуси-лебеди", "Лиса, заяц и петух", "По щучьему велению".
Алиса: Да он же их не читал. Как же он отгадает?
Мальвина: Может быть первоклассники помогут?
Лиса Алиса: Ой-ой-ой! Первоклассники помогут! (передразнивает голосом Мальвину)
Ну-ка, ученички, послушайте-ка меня!
Лиса Алиса и кот Базилио исполняют «Песню Двойки и Единицы»
Мальвина: Ребята, не слушайте вы этих хитрецов, они вас ничему хорошему не научат. Лучше помогите Буратино.
Дети выразительно зачитывают отрывки к иллюстрациям, а Буратино находит нужный рисунок.
Буратино: Фу, непростое было задание! Надо скорее начать читать книги, это так интересно!
Ученик:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Мальвина: Ну вот, Буратино, ты и понял самое главное! Уметь читать и любить читать – это замечательные качества для человека, даже такого деревянного, как ты. Вот тебе и третий ключик. Держи!
Буратино: Кажется мы у цели! Ура!
(Первоклассник выносит замок, в который Буратино вставляет сразу 3 ключа). Замок открывается. Дети встают со своих мест и расступаются. Выходит "Букварь".
Букварь: Учились все по мне и встарь. Я книга школьная – Букварь!
Мальвина, Буратино, Базилио и Алиса здороваются с Букварём:
Здравствуйте, уважаемый Букварь! Мы очень рады Вас видеть!
Букварь:
Друзья, страны Букварии нигде на карте нет,
Но все к стране Букварии стремятся с детских лет.
Дети:
Туда прямого, торного не сыщете пути.
И могут лишь упорные до той страны дойти.
Мальвина: Буратино! Ты дошёл до страны Букварии. Теперь попроси разрешения у первоклассников взять Букварь с собой. Ведь без этой замечательной книги, мы не сможем хорошо научиться читать, а значит, и не попадём в свою любимую сказочную повесть.
Буратино: Да, ребята, наверное, и не знают из какой мы сказки и кто её автор?
Ответы детей.
Ученик:
Из года в год, из века в век
Работал много человек.
Писались сказки, их не счесть
И я их все смогу прочесть.
Буратино: Ну что, ребята, подарите мне свой Букварь, ведь вас уже ждут другие книги, а мне он так нужен?
Дети (хором): Подарим!
Букварь: Дорогие ребята! За то время, что мы были вместе, я очень к вам привык и полюбил каждого из вас. Но надо собираться в путь, ведь моей помощи ждут такие же дети, как вы, как Буратино. Я должен научить их читать. А вместо себя я оставляю вам другую замечательную книгу.
Выходит литературное чтение.
Любите её, берегите и побольше читайте
Ученик выходит в зал, берёт Букварь за руку и читает:
Беру Букварь в последний раз, веду его сейчас для вас.
И дорогому Букварю я говорю: "Благодарю"!
Ты книга первая моя, теперь читать умею я!
Дети исполняют песню: "До свиданья, Букварь, до свиданья".
Тычет пальчиком в книгу мальчишка,
Учат буквы ребята, как встарь.
Рядом снами любимая книжка-
Наш помощник, наш мудрый Букварь.
Припев:
Расстаемся с тобой –
Остаются с нами знанья
Будем книги беречь.
До свиданья, до новых встреч.
До свиданья Букварь, до свидания
Наша первая книга прощай
Пожелай исполненья желаний,
Новых знаний ты нам пожелай.
Букварь за руку с Мальвиной и Буратино уходит из зала.
Алиса и Базилио: Ребята! Мы тоже научимся читать, и уже никогда-никогда не будем стремиться в Страну Дураков.
Учитель: Ребята, уважаемые гости. Подошёл к концу наш праздник, но впереди вас ждут удивительные встречи с книгой. Сегодня мы попрощались с Букварём. Но наш путь по дорогам литературы только начинается! Счастливого пути!