Праздник прощания с букварем

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • учить выразительному чтению стихотворений;
  • развивать индивидуальные творческие способности, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • воспитывать любовь к чтению, интерес к литературе.

Оборудование: воздушные шары, буквы, выполненные детьми для украшения зала, костюмы Букваря и Литературного чтения (роли исполняют старшеклассники), костюмы для Буратино, Мальвины, кота Базилио, лисы Алисы (роли исполняют старшеклассники), таблички со знаками вопросов, ободки с буквами на головы учащимся, фигурки золотых ключиков (3 шт.), замок, рисунки детей, иллюстрирующие русские народные сказки, карточки с изображением животных из стихов про азбуку, буквы, составляющие слово «алфавит».

Музыкальное сопровождение: Д.Б. Кабалевский « Песня о школе», отрывки из песен А.Рыбникова «Бу-Ра-Ти-Но!», «Поле чудес», « Песенка кота Базилио и лисы Алисы», Т. и С. Никитины «Песенка Буратино», «Песня Двойки и Единицы», «До свиданья Букварь, до свидания…» на мотив песни «До свиданья, Москва, до свидания».

Ход мероприятия

Дети входят в зал парами друг за другом под мелодию «Песни о школе» Д.Б. Кабалевского. На головах у них ободки с буквами. Садятся на скамейки, расставленные полукругом, и исполняют «Песню о школе».

Учитель:

Ах, как мало места в зале!
Сколько к нам пришло гостей!
Мы сегодня всех позвали
Дорогих своих друзей.
Заходите, проходите!
Путь свободен, освещён.
Приглашаем всех сегодня
Попрощаться с Букварём.

1-й ученик:

Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.

2-й ученик:

Жить без книг теперь не сможем,
Дорог нам их вечный свет.
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!

3-й ученик:

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей.

Звучит отрывок из песни "Бу-Ра-Ти-Но!". Появляются Буратино и Мальвина.

Буратино: Говорил мне папа Карло, учись Буратино читать! А я!..

Мальвина: А ты променял свой Букварь на 4 сольдо! Теперь наша замечательная сказочная повесть исчезла из волшебного мира литературы и мы обречены странствовать в поисках твоей первой книги!

Буратино: Ну, начинается! Опять воспитывают.

Буратино поет «Песенку Буратино»

Мальвина: Ты можешь сколько угодно обижаться и ворчать, но ситуацию можно исправить, только вернув назад Букварь! Сейчас я раскрою тебе страшную тайну, её мне поведал старина Сверчок: вернуть Букварь ты сможешь только в этой гимназии, выполнив три секретных задания. И самое главное – ты всё должен делать сам, как это делают ученики первого класса.

Буратино: Ну, что ж, Мальвина, где наша не пропадала...

Мальвина: Буратино! Иди скорее сюда!

Буратино: Что там такое?

Мальвина: 33 родных сестрицы, писанных красавицы, на одной живут странице и повсюду славятся.

Буратино: Кто-кто? Какие такие еще сестрицы?

Мальвина: А вот послушай!

ДЕТИ: Буква А: Буква А сладка на вкус, Словно сахарный арбуз.

Ученик показывает рисунок, на котором изображен арбуз. Так же действуют и другие первоклассники, которые подготовили картинки, иллюстрирующие стихи о буквах.

Буква Б:

По полю барашек белый
Тёмной ночью брёл несмело.
Блеял он: « Боюсь я! Бе - е - е!»
Узнаёте букву Б?

Буква В:

Буква В есть в слове «вол»,
Я её легко нашёл!

Буква Г:

Что за грохот? Что за гром?
Букву Г принёс нам гном.
Зацепился он за гвоздь
И упал наш бедный гость!

Буква Д:

Буква Д, как будто дом,
Я в деревне жил в таком

Буква Е:

Буква Е есть в слове «ель»,
Заметает ель метель

Буква Ё:

Буква Ё есть в слове «ёж»,
Ты легко её найдёшь!

Буква Ж:

Узнаёшь знакомый звук?
Буква Ж жужжит, как жук.

Буква З:

З звенит, словно звонок,
Нас торопит на урок.

Буква И:

И – Игрушки, И – игра.
Любит игры детвора!

Буква Й:

Йогурт из малины
Самый наш любимый!

Буква К:

Буква К, как куколка,
Славненькая буковка!

Буква Л:

Лето, ливень, листопад,
Я любой погоде рад!

Буква М:

Букву М узнал я рано.
Ведь она есть в слове «мама»!

Буква Н:

Н – весёлый Новый год,
К нам приходит каждый год.

Буква О:

О – похожа на колечко,
Словно шёрстка на овечке.

Буква П:

П – прекрасные подарки
Принесли в пакете ярком.

Буква Р:

Р – рычит, как будто рысь,
Эй, меня остерегись!

Буква С:

С – свистит, словно свисток:
Удирайте со всех ног!

Буква Т:

Взял я толстую тетрадь,
Буду букву Т писать.

Буква У:

Замычит Бурёнка: «Му - у»!
Узнаёте букву У?

Буква Ф:

Я в лесу нашла фиалку -
Только рвать фиалку жалко!

Буква Х:

Веселится буква Х:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!

Буква Ц:

Кап-кап-кап – за каплей капля
Мелкий дождик моросит.
Буква Ц, как будто цапля,
На одной ноге стоит.

Буква Ч:

Чашки, чайник, сладкий чай,
Что за буква отвечай?

Буква Ш:

Я шуршу, как будто шины,
Есть и в слове я «машина»,
И собой я хороша!
Вы узнали букву Ш ?

Буква Щ:

Буква Щ есть в слове «щит».
От удара он трещит!

Твёрдый знак:

Знак я очень твёрдый,
Оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль меня теряют!

Буква ы:

Буква ы есть в слове «бык»,
Травку бык щипать привык!

Мягкий знак:

Я – мягкий знак,
Меня найдёшь
И в слове «ЛЬЁТ», и
И в слове «ДОЖДЬ».

Буква Э:

Этот дом похож на наш –
У него один этаж.

Буква Ю:

Скачет Юля, как юла,
Хоть и ростиком мала!

Буква Я:

Ты твердишь всё: «Я да я!
Всех умнее я друзья!»
Не забудь, что буква Я –
Самая последняя!

Мальвина: А вот тебе, Буратино, и первое задание. Составь слово, которое обозначает точный порядок букв. (алфавит)

Буратино: Выходите буковки, пожалуйста, сюда! (Дети выходят и выносят карточки со своими буквами).

Буратино ставит буквы на магнитную доску в разном порядке, не всё получается сразу, но затем складывается слово "алфавит".

Дети читают хором:

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё – знайте место вы своё.
Ж, З, И, Й, К, Л, М – вспоминайте, кто за кем.
Н, О, П, Р, С, Т, У – стойте дружно на посту.
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – собирайтесь не спеша.
Ъ, Ы, Ь – стойте рядышком вот так!
Торопитесь Э, Ю, Я – во и в сборе букв семья.

Буратино:

Буквы-значки, как бойцы на парад
В четком равнении построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он – (дети хором) алфавит.

Мальвина: Ах, Буратино, ты справился. Ура! I - ое задание выполнено! Вот тебе I - ый золотой ключик (вручает фигурку золотого ключика).

Звучит отрывок из «Песни кота Базилио и лисы Алисы»Входят кот Базилио и лиса Алиса.

Алиса: Ах, вот он наш умненький - преумненький Буратино.

Базилио: Я говорил тебе, Алиса, что эта противная девчонка с голубыми волосами потащила его в школу.

Алиса: Ну, ничего, мы его сейчас отведём, куда надо – на Поле Чудес в Страну Дураков!

Звучит отрывок из песни: "Поле Чудес в Стране Дураков" А.Рыбникова.

Буратино: Ну, уж нет! Я не для того прошёл полсвета, чтобы возвращаться в Страну Дураков! Я хочу в Страну Умников!

Базилио: Ну, ну. Посмотрим, что у тебя получится.

(Садятся на стулья и посмеиваются над Буратино).

Мальвина: Не слушай их, Буратино, лучше посмотри, буквы хотят что-то у тебя спросить.

У детей в руках вопросительные знаки.

Буратино: Я готов ответить на все вопросы.

Мальвина: Тогда, Буратино, запомни: Букварь учит нас не только читать, но и быть хорошим другом, вежливым, воспитанным человеком, соблюдать правила поведения.

Базилио: Вот и посмотрим, как ты ответишь на вопросы букв.

Буквы: Друга выручим всегда?

Буратино: Да!

Буквы: Врать не будем никогда?

Буратино: Да!

Буквы: В классе списывать ответ?

Буратино: Да, ой нет!

Буквы: Кинуть камень кошке вслед?

Буратино: Нет!

Буквы: Брать в автобусе билет?

Базилио и Алиса вместе: Нет!

Буквы: Ай-ай-ай! Как это нет? Надо брать билет всегда?

Буратино: Да!

Буквы: Не робеть когда беда?

Буратино: Да!

Буквы: Рук не мыть когда обед?

Базилио и Алиса вместе: Нет!

Буквы: Как же это не мыть, мыть обязательно. Грязь смывать без следа?

Буратино: Да!

Буквы: Солнце, воздух и вода?

Буратино: Да!

Буквы: Мы лентяям шлём привет?

Буратино: Нет!

Буквы: А тем, кто трудится всегда...

Буратино: Да!

Мальвина: Молодец, Буратино, справился со вторым заданием, ответил на вопросы букв, зря только Базилио с Алисой старались сбить тебя с правильных ответов. Вот тебе II-ой золотой ключик.

Буратино: Меня голыми руками не возьмёшь! Я знаете какой! Ух!

Мальвина: Ну, ну, Буратино. Не зазнавайся.

Буратино: А что, Мальвина, я уже буквы выучил, алфавит выучил, какое же ещё будет для меня задание?

Мальвина: А вот, Буратино, взгляни-ка на эту выставку рисунков. Это первоклассники подготовили иллюстрации к прочитанным русским народным сказкам:"Маша и медвдь"

"Волк и лиса", "Царевна-лягушка", "Гуси-лебеди", "Лиса, заяц и петух", "По щучьему велению".

Алиса: Да он же их не читал. Как же он отгадает?

Мальвина: Может быть первоклассники помогут?

Лиса Алиса: Ой-ой-ой! Первоклассники помогут! (передразнивает голосом Мальвину)

Ну-ка, ученички, послушайте-ка меня!

Лиса Алиса и кот Базилио исполняют «Песню Двойки и Единицы»

Мальвина: Ребята, не слушайте вы этих хитрецов, они вас ничему хорошему не научат. Лучше помогите Буратино.

Дети выразительно зачитывают отрывки к иллюстрациям, а Буратино находит нужный рисунок.

Буратино: Фу, непростое было задание! Надо скорее начать читать книги, это так интересно!

Ученик:

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,      
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Мальвина: Ну вот, Буратино, ты и понял самое главное! Уметь читать и любить читать – это замечательные качества для человека, даже такого деревянного, как ты. Вот тебе и третий ключик. Держи!

Буратино: Кажется мы у цели! Ура!

(Первоклассник выносит замок, в который Буратино вставляет сразу 3 ключа). Замок открывается. Дети встают со своих мест и расступаются. Выходит "Букварь".

Букварь: Учились все по мне и встарь. Я книга школьная – Букварь! 

Мальвина, Буратино, Базилио и Алиса здороваются с Букварём:

Здравствуйте, уважаемый Букварь! Мы очень рады Вас видеть!

Букварь:

Друзья, страны Букварии нигде на карте нет,
Но все к стране Букварии стремятся с детских лет.

Дети:

Туда прямого, торного не сыщете пути.
И могут лишь упорные до той страны дойти.

Мальвина: Буратино! Ты дошёл до страны Букварии. Теперь попроси разрешения у первоклассников взять Букварь с собой. Ведь без этой замечательной книги, мы не сможем хорошо научиться читать, а значит, и не попадём в свою любимую сказочную повесть.

Буратино: Да, ребята, наверное, и не знают из какой мы сказки и кто её автор?

Ответы детей.

Ученик:

Из года в год, из века в век
Работал много человек.
Писались сказки, их не счесть
И я их все смогу прочесть.

Буратино: Ну что, ребята, подарите мне свой Букварь, ведь вас уже ждут другие книги, а мне он так нужен?

Дети (хором): Подарим!

Букварь: Дорогие ребята! За то время, что мы были вместе, я очень к вам привык и полюбил каждого из вас. Но надо собираться в путь, ведь моей помощи ждут такие же дети, как вы, как Буратино. Я должен научить их читать. А вместо себя я оставляю вам другую замечательную книгу.

Выходит литературное чтение.

Любите её, берегите и побольше читайте

Ученик выходит в зал, берёт Букварь за руку и читает:

Беру Букварь в последний раз, веду его сейчас для вас.
И дорогому Букварю я говорю: "Благодарю"!
Ты книга первая моя, теперь читать умею я!

Дети исполняют песню: "До свиданья, Букварь, до свиданья".

Тычет пальчиком в книгу мальчишка,
Учат буквы ребята, как встарь.
Рядом снами любимая книжка-
Наш помощник, наш мудрый Букварь.

Припев:
Расстаемся с тобой –
Остаются с нами знанья
Будем книги беречь.
До свиданья, до новых встреч.

До свиданья Букварь, до свидания
Наша первая книга прощай
Пожелай исполненья желаний,
Новых знаний ты нам пожелай.

Букварь за руку с Мальвиной и Буратино уходит из зала.

Алиса и Базилио: Ребята! Мы тоже научимся читать, и уже никогда-никогда не будем стремиться в Страну Дураков.

Учитель: Ребята, уважаемые гости. Подошёл к концу наш праздник, но впереди вас ждут удивительные встречи с книгой. Сегодня мы попрощались с Букварём. Но наш путь по дорогам литературы только начинается! Счастливого пути!