Урок географии по теме "Природа Африки. Обобщение". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Цели урока:

  1. Систематизация и обобщение знаний о природе Африки.
  2. Совершенствовать практические умения уч-ся работать с 
  • различными источниками знаний
  • Продолжать развивать у учащихся познавательный интерес к изучаемому предмету.
  • Воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, 
  • товарищества, во время выполнения работы в группах, игре, проблемных ситуациях

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, проблемный

Технологии: работа в малых группах, игра, проблемная ситуация, дифференцированные задания, структуры сингапурской методики – (КОНЭРС, Таймд ПЭА ШЭА), (СТЕЗЕ КЛАСС, Релли Робин), Билетик на выход

Оборудование: карточки для проведения Конерса, видеоролик «Природа Африки», презентация к уроку, мультимедиа, атлас, физическая карта мира, аудио запись «Шум прибоя», магнитофон

Ход занятия

I. Знакомство с аудиторией

ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН (встать-сесть)

-Прошу встать ребят, кто любит слушать, кто любит смотреть …

-…, кто умеет хорошо определять координаты географических объектов

-…, кто знает, где находятся Драконовы горы

-..., кто все знает об Африке

II. Ввод в тему урока

Что ж, очень приятно с вами познакомиться . Вы произвели на меня приятное впечатление- вы очень скромные. Невозможно все знать .Мы на уроке и у нас есть возможность преумножить наши знания. Итак ,я приглашаю вас в путешествие по Африке. Но для того, чтобы за ограниченное время совершить его ,мы должны обладать сверх способностями.

КОНЭРС(читать мысли, быть невиданным, летать, контролировать время)

Выберите «угол» .Пройдите к нему. Найдите себе пару и в структуре РЕЛЛИ РОБИН обменяйтесь мнениями, что вам. даст выбранная сверх способность в путешествии. Поменяйте углы и в структуре РЕЛЛИ РОБИН расскажите о своем выборе. Поблагодарите друг друга.

Спасибо, ребята, вы на верном пути!

III. Основная часть урока

Задача нашего урока –получить полную характеристику материка Африка.(на доске контур материка, учитель в ходе урока наклеивает ключевые характеристики .Этота модель в конце урока станет смысловым итогом работы )

1. Просмотр видеоролика «Природа Африки»

2. Игра «Самый, самый» структура СТЕЗЕ КЛАСС

-Записать на листочек высказывания об Африке «Самый, самый» за 1мин,подвести черту. По команде встать. Найти пару, обменяйтесь записями, добавьте новое. Сесть на место. Зачитай те по кругу (Релли Робин). Проверка- желающая команда читает, другие добавляют

3. Работа в малых группах

Учащиеся получают контурные карты материка с обозначением искомых точек.

Задание: практическая работа на к/.к. с использованием учебника стр.97,п.24 и атласа

Определение координат точек, их опознание(самостоятельная работа, проверка на интерактивной карте или показ по физической карте Африки)

Какие бы точки, объекты еще , ребята вы бы хотели отметить ? Почему?

-Водами каких океанов омывается Африка?

Физкультминутка. Игра «Плывем по течению»

-Положите руки на плечи друг другу. Попробуем изобразить волну,…цунами,…волну(шум прибоя)

А сейчас в кругу мы обсудим, какие факторы обусловили особенности природы Африки. Передается под музыку сложенный вопрос. При остановки слушается ответ. Если дан неверный ответ или ученик не знает ответ, дается возможность ответить желающему.

Примерные вопросы:

-Самая большая пустыня Земного шара.

- Район Африки, богатый медью. 

- Страна, богатая алмазами.

- Горы, которые находящееся на севере-западе материка.

- Пустыня, где находятся Египетские пирамиды .

- Самая длинная река на суше. 

- Какие объекты Африки носят имя английской королевы?

- Какая река Африки полноводна круглый год.

-Как по-другому называется влажный экваториальный лес в Африке?

4. Перед вами три пачки конвертов разного цвета с вопросами и заданиями разной сложности. Поднимите руки ,кто попробует ответить на вопросы повышенной сложности…,кто выбирают вопросы средней сложности,…,удовлетворительной сложности.

Примерные задания

Дневник капитана Врунгеля

-Наконец участники нашей экспедиции достигли загадочной и священной Амазонки. Наш интерес к этой самой глубокой реке мира, несущей свои воды в Тихий океан, был огромным. С большим трудом экспедиция пробиралась сквозь непроходимые дебри девственного леса ,называемой гелеей .Вдль берегов рос папирус,пальмы.! Не задерживаясь, мы поспешили дальше. Плывя по течению , мы увидели кенгуру, быстро удаляющуюся вглубь зарослей.

-После кратковременного привала мы отправились дальше. Вскоре тучи заволокли небо, и пошел мелкий, моросящий дождь. К счастью он быстро закончился, и мы снова двинулись в путь. Особенно нас поразило своим мощным стволом огромное дерево сейба, которое часто называют обезьяньим хлебом, так как обезьяны лакомятся его плодами. Невдалеке послышался шорох. Из зарослей показался утконос. Совсем рядом крикнула птица-лирохвост. И снова все замерло, воцарилась тишина. Наступила ночь…

-Африка лежит на древней платформе. Почему же на континенте много действующих вулканов и они расположены восточной части?

-Почему на Восточно-Африканском плоскогорье расположены вулканы?

-Почему большую часть Африки занимают равнины?

-Он протянулся вдоль Красного моря через Эфиопское нагорье до устья Замбези. Здесь часты землетрясения и извержения вулканов?

-Какие водопады находятся в нижнем течении реки Конго?

-Почему Конго не судоходна?

-Почему на побережье Атлантического океана в Южной Африке почти не бывает дождей?

-Как называется высокотравная степь южного полушарий?

-Он искал истоки Нила, а открыл самый высокий водопад Африки…

-Она протекает через озеро Виктория, образует в верхнем течении много порогов, а в нижнем- огромную дельту. В прошлом река была загадкой для местного населения.

Проверка

-Кто желает прочитать свой ответ ,остальные соберем на проверку .

IV. Закрепление.

Самостоятельная работа, задание по учебнику с.97-102

1. (Билетик на выход)

Вариант 1

№ задания

Задание

Ответ

1

Назовите 3 крупнейшие реки Африки

 

 

 

2

Назовите 2 причины увеличения площади Сахары

 

 

3

Назовите самый высокий вулкан материка

 

Вариант 2

№ задания

Задание

Ответ

1

Назовите 3 вулкана Африки

 

 

 

2

Назовите основные климатические пояса Африки

 

 

3

Назовите самую длинную реку материка

 

Вариант 3

№ задания

Задание

Ответ

1

Назовите 3 уникальных пустыни Африки

 

 

 

2

Назовите древние горы Африки

 

 

3

Назовите самый высокий водопад материка

 

Вариант 4

№ задания

Задание

Ответ

1

Назовите 3 крупнейших реки Африки

 

 

 

2

Назовите 2 причины увеличения площади Сахары

 

 

3

Назовите самый высокий вулкан материка

 

V. Итоги урока.

-Домашнее задание:- придумать вопросы и задания ,желательно проблемного характера по теме Природа Африки.

-Что же характеристика материка из кирпичиков ваших знаний у нас сложилась.

Записать выводы с.142

-Оценивание.

Презентация