Цель: создать условия для приобретения навыков определения рода имён существительных.
Задачи:
1) познакомить с понятием “род” имён существительных;
2) учить определять род имён существительных;
3) развивать мыслительную и творческую деятельность; обогащать словарный запас, развивать связную речь;
4) способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся, приобщать детей к ЗОЖ (здоровому образу жизни);
5) способствовать повышению уровня познавательного интереса к предмету русский язык.
Оборудование урока: карточки к играм; муляжи овощей и фруктов; костюмы “витаминов”.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русского языка. Сегодня нам предстоит большая кропотливая работа. Вы должны быть очень внимательными, помогать друг другу.
- А когда работа получается лучше? (Когда мы приходим в школу с хорошим настроением)
- С каким настроением вы сегодня пришли в школу? (Дети показывают цветовые сигналы)
- Я вижу, что пришли вы сегодня с хорошим настроением. Значит, работать вы будете сегодня активно, всё у вас получится.
2. Разминка для рук, пальцев рук.
Руки вытянем вперёд,
А потом свои ладощки
Развернём наоборот
И похлопаем немножко.
- А теперь одну ладошку
Развернём наоборот
И похлопаем немножко -
Пусть другая отдохнёт.
- Мы приходим в огород,
Это что у нас растёт?
Ухватив за хвостик ловко
Тянем спелую морковку.
- Ну а с яблоньки в саду
Яблоко большое рву.
3. Повторение материала об имени существительном:
- Какую часть речи мы изучаем на протяжении нескольких уроков? (Имя существительное)
- А что вы уже знаете об имени существительном? (Имена существительные отвечают на вопросы что? кто?; они бывают одушевлённые и неодушевлённые)
- А что такое морковка? (Это овощ).
- Чем ценен овощ? (В нём много витаминов)
- Что такое витамины? (Полезные вещества, необходимые людям)
- Найдите лексическое значение слова в словарях, которые лежат на ваших партах. (Справочнике, энциклопедии)
- Какой частью речи является это слово? (Это имя существительное, отвечает на вопрос что? - неодушевлённое)
- Какие овощи вы ещё знаете? (Капуста, лук, огурец, кабачок, помидор)
- А что такое яблоко? (Это фрукт)
- Какой частью речи является это слово? (Это имя существительное, отвечает на вопрос что? неодушевлённое)
- Какие фрукты вы ещё знаете? (Апельсин, мандарин, гранат, груша)
- А теперь посмотрите не доску. На доске – текст.
Вот пришли мы в огород.
Свёкла и репа, капуста и картофель, редис и редька, лук и чеснок, укроп и петрушка, огурец и помидор – овощи.
Вот мы в саду.
Яблоки, груши, сливы – фрукты.
Овощи и фрукты – полезные продукты!
Прочитаем его. (Дети читают вслух).
- Докажите, что это текст. Найдите в тексте знакомые части речи.
(Дети читают имена существительные)
- Расскажите всё, что вы знаете о них.
- Докажите, что это имена существительные.
- Прочитайте первую группу слов. (На доске картинки). Как назвать одним словом? (Овощи)
- Назовите вторую группу слов. (На доске картинки). Как назвать одним словом? (Фрукты)
- Чем полезны овощи и фрукты?
4. Отгадывание загадок: отгадки запишите столбиком.
- Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте их и запишите отгадки в тетради. Записывайте слова в 2 столбика. Что полезно для человека – в один столбик, что вредно – во 2 столбик.
(Презентация : иллюстрации- картинки – отгадки)
1) Как надели сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)
2) Пришла Таня в жёлтом сарафане,
Стали Таню раздевать
Давай плакать и рыдать. (Лук)
3) Вверху зелено.
Внизу красно,
В землю вросла. (Свёкла)
4) Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Репа)
5) Щёки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редиска)
6) Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
7) Похожа на лампочку,
Только не светит.
Вкусна, словно мёд,
От всех болезней лечит. (Груша)
8) Оранжевый, сладкий
И круглый, как мячик.
На стол новогодний,
Душистый прискачет. (Апельсин)
9) Маленькая печка
С красными угольками. (Гранат)
10) Раздаётся хруст с утра,
Ем картофель в пачке я.
Вкусный запах: сыр с сметаной
И бекон с икрою красной. (Чипсы)
11) Без окон, без дверей
Полна горница людей. (Огурец)
12) Вкусная, душистая,
В золотой бумажке,
Сладкая, медовая,
С чаем пей вкусняшку. (Конфетка)
13) В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)
14) Ем его всегда в жару,
В летний тёплый день.
Тает быстро лёд во рту.
Ты не заболей! (Мороженое)
Дети записали в тетрадях.
Капуста
Лук
Свёкла
Репа
Редиска
Яблоко
Груша
Апельсин
Гранат
Огурец
Помидор
Чипсы
Конфета
Мороженое
- Назовите, что среди них полезно для человека? (Все овощи, фрукты)
- Что вредно? (Чипсы, конфета, мороженое)
5. Знакомство с новым материалом.
Сообщение темы урока. Проблемная ситуация.
- Слова какой части речи вы написали в первый столбик? (Имена существительные). Слова 2-ого столбика рассматривать не будем, т.к. они обозначают то, что вредно для человека.
- Как вы узнали? (Отвечают на вопрос что?, обозначают предмет)
- На какие группы можно разбить записанные имена существительные?
Догадайтесь и аргументируйте свой ответ. (Можно подставить слова “он”, “она”, “оно”)
- Как называются эти слова? (Местоимения)
- А теперь замените эти имена существительные местоимением он, она, оно и рядом со словом напишите эти местоимения.
Дети приписывают в тетради к именам существительным местоимения.
Капуста - она
Лук - он
Свёкла - она
Репа - она
Редиска - она
Яблоко - оно
Груша - она
Апельсин - он
Гранат - он
Огурец – он
Помидор - он
- Какие же 3 группы имён существительных вы выделили?
- Имена существительные, к которым можно подставить местоимение ОН. (Это лук, апельсин, огурец, гранат).
- Имена существительные, к которым можно подставить местоимение ОНА: капуста, свёкла, репа, редиска, груша.
- Имена существительные, к которым можно подставить местоимение ОНО: яблоко
- Какой же мы можем сделать вывод? (Имена существительные делятся на 3 группы) Если дети понимают, как разделить имёна существительные по родам, они делают вывод. Если не знают, то учитель делает вывод, что имена существительные изменяются по родам: мужской, женский и средний род.
Учитель говорит, что к словам можно подставить ещё слово МОЙ:
Род мужской, конечно МОЙ:
Мой сад, мой брат, стул мой.Женский род, помню я,
То, про что скажу МОЯ.Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.
Средний род – оно МОЁ:
Моё окно, село моё.
- Догадались, над чем же мы будем сегодня работать? (Будем учиться определять род имён существительных).
- И не только над этим. А ещё о чём будем говорить на уроке? (О пользе овощей и фруктов в жизни человека)
2) -А теперь определите род имён существительных – отгадок.
Капуста - она, ж.р.
Лук – он, м.р.
Свёкла - она, ж.р.
Репа - она, ж.р.
Редиска – она, ж.р.
Яблоко - оно, ср.р.
Груша - она, ж.р.
Апельсин - он, м.р.
Гранат – он, м.р.
Огурец – он, м.р.
Помидор – он, м.р.
- Проверка: назовите, какого рода слова.
6. Работа по учебнику:
1) - Чтение вывода в учебнике: стр.63.
- Упражнение 30. Замените каждое данное существительное личным местоимение он, она, оно: завтрак, лагерь, облако, земляника, деревня, кровать, лестница, яблоко, трамвай, метро.
Запишите существительные группами:
Он - завтрак, лагерь, трамвай.
Она - земляника, деревня, кровать, лестница.
Оно - облако, яблоко, метро.
2) Найдите среди этих имён существительных слова, обозначающие фрукты, овощи, ягоды. (Фрукты – яблоко, ягоды – земляника). Чем полезны ягоды и фрукты ?
7. Беседа о витаминах.
- Какое сейчас время года? (Зима)
- Сейчас в зимнее время года люди часто страдают от простудных заболеваний? От каких? (Гриппа, ОРЗ – остро-респираторных заболеваний).
- А что надо сделать, чтобы укрепить свой организм? (Надо заниматься спортом, кушать овощи, фрукты, ягоды)
- А зачем надо кушать овощи, фрукты, ягоды? (Вних много витаминов)
- Запишите в тетради слово “Витамины”. Что обозначает это слово?
- Учитель говорит: “Вита” - жизнь, “амин” - вещество.
- Какими латинскими буквами обозначаются витамины? (А, В, С)
Появляются витаминки (дети) в однотонных красных, белых, жёлтых костюмах с латинскими буквами “А”, “В”, “С”.
Ученики говорят:
Витамины А, В, С – так мы называемся.
В овощах и фруктах мы всегда поселяемся.
8. Здоровьесберегающая минутка.
К нам на урок пришёл врач-массажист, мама нашей ученицы. Она расскажет, как защитить свой организм от простуды и не болеть.
Врач:
А теперь я научу вас, как защитить себя зимой от простуды. На теле человека есть определённые точки. Воздействуя на них, мы можем предупредить грипп, ОРЗ. Приготовились: начинаем точечный массаж ушей, носа, рук, лба.
Врач показывает, как выполнить массаж частей тела.
Проводите массаж ежедневно по 5-6 раз в день, и вы не заболеете простудными заболеваниями.
9. А теперь поиграем. Кто хочет со мной поиграть, тогда поступаем в школу разведки.
Игра “Школа разведки”.
Вы поступили в школу разведки. У вас на столе секретные карточки. Их никому не показывайте. У кого карточки с буквами, обозначающими М.р., Ж.р. , Ср.р. будут разведчики – генералы. Их цель – пробраться в тыл противника и устроить как можно больше встреч с другими разведчиками. Каждому разведчику надо собрать команду.
По сигналу учителя разведчики – генералы отправляются в путь. Встречаясь, они собирают команды. Ребята могут встать в круг, могут изобразить паровозик.
После соединения каждая группа доказывает правильность такого распределения по командам. Детям были выданы карточки со словами: цветок, корова, дуб, стекло, солнце, ходить, очки, сливки, дрожжи, слива, жёлудь, сорока, окно, зима, осень, весна, лето, калина, мак, зерно, школа, пение, рисовал - 23 слова)
- Кто же не оказался в команде? (Ходить, очки, сливки, дрожжи, рисовал) Почему? Дети доказывают. (Глаголы и слова-существительные только во мн. числе).
10. А теперь поиграем в игру “Иду в гости”.
Как приятно в холодный зимний день зайти к кому-нибудь в гости на угощение.
Часть ребят класса – “хозяева”, часть – “гости”. Дети зазывают в гости и дают угощение (задания). У хозяев на столах карточки разного вида. Например:
№ | ФИ ученика | Задания |
1 | Ф.И. ученика | Найди имена существительные.
Подчеркни их. Определи род. Девочка вошла в берёзовую рощу. |
2 | Ф.И. ученика | Дополни имена существительные: Ж.р. М.р. Ср.р. |
3 | Ф.И. ученика | Определи род имён существительных: карта, сосна, дерево, ведро, гриб, снег, снежинка. |
11. Игра “Выдели цвет и род”.
На столе групп лежат карточки со словами:
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Стол | воробей | сено | лиса |
заводы | шкафы | рыбы | кольцо |
тетради | книги | моряки | коты |
вишни | деревья | птицы | леса |
поля | игрушки | зонты | стороны |
дома | конфеты | пчёлы | вечера |
Около имён существительных положите кружок определённого цвета:
Ж.р - положите красный кружок
М.р. – зелёный кружок
Ср.р. – жёлтый
Посмотрите. Какая цветовая гамма у вас получилась.
Издавна было замечено, что цвета имеют целебные свойства. Существует даже наука цветотерапия. А как цвет влияет на человека, его настроение мы познакомимся, если прочитаем текст. Дети читают текст.
Цвет имеет большое значение в жизни и людей и даже целебные свойства.
Красный цвет – улучшает кровообращение, повышает иммунитет.
С его помощью лечат некоторые инфекционные заболевания: ветряную оспу, корь.
Зелёный цвет – цвет сердца. Он лечит заболевания сердца, приводит в норму давление. Лечит головные боли, утомление глаз, нарушение зрения, успокаивает нервную систему, лечит простудные заболевания.
Жёлтый цвет – цвет успокоения. Улучшает зрение, память, умственные способности, бодрит, веселит.
- Давайте вернёмся к заданию. До сих пор мы определяли род им. существительных, которые стояли в ед. числе.
- Как вы определили род имён существительных, которые стоят во множественном числе? (Надо поставить слова в ед.число и по начальной форме при помощи подстановки личных местоимений определить род)
Вывод делают дети.
- Прочитаем вывод в учебнике на стр. 64.
12. Резерв.
Игра “Попади в круг”.
На столе лежит 3 круга: красный, зелёный, жёлтый и карточки со словами.
Из каждой группы выходят по одному ученику, берут карточку, определяют род имён существительных и кладут в определённый по цвету круг.
Звезда, | ночью, | чеснок, | гнездо, | банан, | малина, | трава, | мышь, | лимон, | день, | дупло |
Группа экспертов определяет правильность определения слов, объявляет, кто допустил ошибки, дети объясняют правила определения рода.
Какие карточки с названиями овощей, фруктов, ягод вы здесь назвали? (Чеснок, банан, малина, лимон)
13. Резерв. Игра “Это интересно знать. Определи род”.
На карточках записаны предложения. Дети в группе определяют род имён существительных. По сигналу учителя меняются карточками. Каждая группа осуществляет взаимоконтроль, читает предложения, сообщает о результатах определения рода имён существительных.
1 группа.
Виноградный сок позволяет улучшить память.
2 группа.
Много зелени в классе – выше работоспособность учеников.
3 группа.
Болит голова – съешь два куска арбуза.
4 группа.
Сок вишни лечит сердце, возбуждает аппетит.
14.Физкульминутка: копна – горка. (На слова учителя “копна” – дети встают, поднимают руки вверх; “горка” - опускаются вниз)
15. Конкурс “Здоровье”
- А что такое здоровье?
- Почему нам важно здоровье, почему надо иметь хорошее здоровье? (Если будет здоровье, то мы будем хорошо учиться и т.д.)
На каждую букву этого слова придумать имена существительные, которые имеют отношение к ЗОЖ (здоровому образу жизни), определить их род:
Я начну, а вы продолжите.
З - здоровье, закалка
Д - диета, добро
О - отдых, очки
Р - режим, ракетка, расчёска
О -
В - вода, весы, водоросли
Ь -
Е - еда, ель
16. Игра “Назови слово”.
Дети каждой группы бросают мяч и говорят слово – имя существительное, учащиеся другой группы определяют его род.
17. Рефлексия. Что нового узнали? (Как определить род имён существительных)
Вывод урока. Дети читают строчки (плакат на доске).
Ешьте больше витаминов –
Сочных яблок, апельсинов.
И не будете болеть,
Будете лишь здороветь!
Всем режим необходим,
Хоть детьми он не любим!
Появляются дети с муляжами овощей и фруктов, говорят:
Чтобы быть здоровым, сильным,
Надо овощи любить,
Кушать фрукты ежедневно,
Сок фруктовый чаще пить.
И тогда про докторов
Ты забудешь: “Будь здоров!”.