Программа «Творчество без границ» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Творчество – понятие широкое и трудноопределимое. Существует общепринятое отношение к творчеству на данном этапе времени ко всем внешним формам и проявлениям.
Художник, в широком смысле этого слова, дающий толчок развитию новой идеи, нового взгляда, новой линии, чувствует и предугадывает настроение людей, подсказывает в каком направлении двигаться дальше в развитии креативных идей. Такой толчок мы получили в новых творческих направлениях, но имеющих глубокие исторические корни – это аппликация:
квиллинг:
бисероплетение
нитяная графика или изонить
Новая идея сначала доступна далеко не всем. Затем она пробивается на передний план и начинает вызывать всеобщий интерес, при этом старое, долгое время, не привлекавшее внимание, постепенно показывает себя и вдруг становится ярким, интересным, привлекательным.
Привитые в детстве ценности здорового образа жизни, интерес к спорту, физической культуре, творчеству у многих людей закрепляется в сознании, что способствует наибольшей самореализации в жизни. В связи с этим становится очевидной необходимость воспитания культуры здоровья, эстетики, нравственности у детей.
Необходимо чередовать физическую нагрузку, умственное напряжение во время усвоения новых знаний и творческую самореализацию, тогда ребёнок вырастет гармонично развитой личностью. Проблемы здоровья подрастающего поколения в последнее время являются причиной беспокойства. Задачи воспитания культуры здоровья носят социально-педагогический характер. Ценность здоровья признаётся всеми педагогами, поэтому подход к каждому ребёнку необходимо подбирать индивидуально, исходя из его физического состояния, эмоционального статуса и творческого потенциала.
Задача каждого педагога увидеть, а в дальнейшем развить наилучшие качества ученика. Задача школы в целом – подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые знания. Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников в учебно-воспитательном процессе определяется компетентностью учителя в вопросах здоровье сберегающей деятельности.
В современном творчестве просматривается два направления, одно из которых устремлено в будущее, а другое обращено в прошлое. Техника бисероплетение связывает в единую цепь забытые приемы в творчестве и современные тенденции. В наши дни, работы, выполненные в технике бисероплетение, отличаются шокирующей новизной и неординарностью, продвигают ручное творчество вперёд
Появление металлизированных сверкающих материалов, таких как пайетки разных форм и видов, стекляруса, люрекса, бусин, вплетённых в изделие, способствует развитию творческого воображения
Проволока, разноцветные нити, бумага и картон различных видов являются простыми и доступными материалами, с помощью которых можно изобразить фигуры животных, птиц, насекомых, растений или оформить предметы быта. Проволока совместно с бисером превращает простые материалы в красивые предметы декора, украшения, стильные вещицы. Прежде чем приступить к изготовлению изделий из проволоки и бисера, на листе бумаги выполняют эскиз. В этом случае изделие становится авторским, но учащиеся чаще прибегают к более простому способу: берут готовые схемы и выполняют изделие. Такой вариант не очень привлекателен в плане художественного творчества. На своих уроках я чаще всего предлагаю такой способ плетения из бисера: готовую схему изменить, дополнив её неповторимыми элементами, применив свою фантазию. Изменить цвет нитей, размер бисера, форму и уже изделие смотрится по-другому.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Творчество без границ» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- творческого отношения к учению, жизни: привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда;
- представлений об эстетических ценностях: знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы;
- познания эстетической выразительности предметов рукотворного мира: эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов;
- ценностного отношения к природе, окружающей среде: создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом;
- ценностного отношения к здоровью: освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга.
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Творчество без границ» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- использование знаково-символических приемов представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно осмыслить место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием знаний по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Программой предусматривается связь с такими дисциплинами, как математика: построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров
окружающий мир: создание образов животного и растительного мира
Программа предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение в выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.
В обучении применяются различные способы передачи информации: рисунки, схемы, шаблоны, чертежи, условные обозначения. Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Огромную роль в развитии детей играет коллективное взаимодействие, младший школьник начинает осознавать свою роль в обществе. Программа предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники, выставки.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и правильно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание уделяется повышению мотивации, то есть эмоциональному состоянию, которое побуждает к какому – либо действию. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учащимися.
- 1 класс: формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять как она выполнена, из каких материалов. Выполняет за учителем действия подражательного характера.
- 2 класс: учащийся должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий.
- 3 класс: дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
- 4 класс: дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения, реализуя собственный замысел, подбирают другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Дополнительная образовательная программа «Творчество без границ» рассчитана на 4 года обучения и включает такие курсы:
- 1год обучения – аппликация (34 часа);
- 2 год обучения – квиллинг (34 часа);
- 3 год обучения – бисероплетение (34 часа);
- 4 год обучения – нитяная графика (34 часа).
Основные формы и методы обучения:
- эвристическая беседа;
- метод проблемного изложения материала;
- иллюстративный;
- практическая работа;
- индивидуальная форма художественного творчества;
- коллективный анализ творческих работ.
Задачи программы:
Обучающие:
- ознакомить с несколькими видами декоративно-прикладного искусства;
- ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции;
- вырабатывать у учащихся интерес выполнять изделия своими руками.
Воспитательные:
- воспитание любви к прекрасному в искусстве;
- воспитание уважения к народным традициям;
- воспитание аккуратности, трудолюбия.
Развивающие:
- развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса;
- нравственное, интеллектуальное развитие личности;
- развитие внимания, памяти, абстрактного и логического мышления.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся:
Учащиеся должны знать:
- историю возникновения аппликации, квиллинга, бисероплетения, изонити;
- виды материалов, используемые в аппликации, квиллинге, бисероплетении, изонити;
- инструменты для работы, используемые в аппликации, квиллинге, бисероплетении, изонити;
- роль цвета в аппликации, квиллинге, бисероплетении, изонити;
- условные обозначения на схемах;
- терминологию;
- правила безопасности труда при работе;
- основные приёмы в аппликации, квиллинге, бисероплетении, изонити.
Учащиеся должны уметь:
- начинать и заканчивать работу;
- пользоваться инструментами и приспособлениями во время работы;
- пользоваться схемами и переводить их;
- подбирать цвета в изделии;
- оформлять готовое изделие (подготовка к выставке).
Список литературы, используемый для составления пояснительной записки:
- Техника рукоделия. Часть 2. Перевод с немецкого Т. Н. Дорожкиной. -2-е изд.- Минск, 1994
- Наталия Будур. Полная энциклопедия женских рукоделий. Том 1. Москва, «Олма-пресс»-1999
- Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. Москва «Просвещение», 1987
- Научно-методический журнал « Школа и производство»: 7/2008, 8/2008, 1/2009
- Пучкова Л.С. Кружок художественного вязания. Пособие для руководителей кружков. М. «Просвещение», 1978
- Холмянский Л.М., Щипанов А. С. Дизайн: книга для учащихся.-М.: Просвещение, 1985.-240 с., ил.
- Гусарова Н.Н. Техника изонити. Методическое пособие.-2-е изд., испр.- СПб. « Детство – пресс», 2007.- 48 с.: ил.
- Соловова Н.А. Здоровьесберегающая деятельность педагога: формы, методы, средства. Учебно-методическое пособие. Самара: ГОУ СИПКРО, 2007-140 с.
- Аполозова Л. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 1997.
- Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития, 1999.
- Евстратова Л.М. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, бисера, раковин, перьев. – М.: Культура и традиции, 1997.
- Журналы «Школа и производство», №4 1991г., №2 1997г.
- Журнал «Сделай сам», №2 1992г.
- Федорова М. Бисер. Украшения. Жгуты. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Магина А. Бисер: плетение и вышивка. – СПб.: Олма -Пресс, Нева, Валери, 1999.
- Розен Б.Я. Чудесный мир бумаги. - Москва: Просвещение.
- Щеблыкин И. К. Аппликационные работы в начальных классах.- Москва: Просвещение.
- Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Учебник для 1 класса. Самара: корпорация «Федоров»
- Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. Учебник для 2 класса.- Самара: корпорация «Федоров». Издательство «Учебная литература».
- Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. Учебник для 3 класса.- Самара: корпорация «Федоров». Издательство «Учебная литература».
- Проснякова Т.Н. Творческая мастерская. Учебник для 4 класса.- Самара: корпорация «Федоров». Издательство «Учебная литература».