Учебник “Геометрия 10–11”. Авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и другие, 14 издание – М.: Просвещение, 2005.
Цели урока:
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Тела вращения”;
- закрепить умения решать задачи на нахождение элементов цилиндра, конуса, шара и комбинации тел.
Развивающие:
- работа над формированием правильной математической речи учащихся;
- развитие самостоятельности мышления по применению знаний в различных ситуациях;
- развитие логического мышления при решении задач;
- формирование вычислительных навыков;
Воспитательные:
- воспитывать коммуникативные компетенции учащихся;
- воспитывать стремление к победе и дух здорового соперничества.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок – соревнование.
Оборудование: карточки с названиями команд, игровое табло, разрезные карточки с задачами, бланки ответов.
Ход урока
Организационный момент. Разделить учащихся на 3 команды. Путем жеребьевки определить название команды: “Конус”, “Шар”, “Цилиндр”.
Разминка: “Ответь сам или передай ход другому”. Каждой команде поочередно задается по три вопроса. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Вопрос учитель задает любому члену команды, при этом у ученика есть право ответить самому на вопрос или передать один раз право ответа другому члену своей команды.
Вопросы:
- В результате вращения, какой геометрической фигуры можно получить шар? цилиндр? конус?
- Какой геометрической фигурой является сечение конуса, плоскостью, проходящей через его вершину?
- Какой геометрической фигурой является сечение цилиндра, плоскостью, параллельной его образующей?
- Во сколько раз увеличится площадь поверхности сферы, если ее радиус увеличить в 1,5 раза?
- Точки А и В принадлежат шару. Принадлежит ли этому шару любая точка отрезка АВ?
- Что представляет собой множество всех точек пространства, из которых данный отрезок виден под прямым углом?
- Чему равен угол между плоскостью основания цилиндра и плоскостью, проходящей через его образующую?
- В какую призму можно вписать шар?
- В какую пирамиду можно вписать шар?
Конкурс “Спикер”. Каждая команда в соответствии со своим названием получает задачу. После совместного решения, один из учащихся команды защищает решение задачи у доски. За верное решение и грамотное обоснование команда получает 2 балла.
Задача для команды “Цилиндр”: Высота цилиндра равна 10 см. Сечение, параллельное оси цилиндра удалено от нее на 3 см. Найдите площадь сечения, если радиус цилиндра равен 5 см.
Задача для команды “Конус”: Радиус конуса равен 3 см. Найдите площадь осевого сечения конуса, если оно является прямоугольным треугольником.
Задача для команды “Шар”: Все стороны квадрата, периметр которого равен 40 см, касаются сферы. Найдите площадь сферы, если расстояние от ее центра до плоскости квадрата равно 12 см.
Конкурс “Мы – команда”. Каждая команда получает разрезной набор из 5 задач, которые необходимо решить за 15 мин, ограниченность во времени предполагает не только совместное решение, но и умение организовать работу и правильно распределить обязанности внутри команды. После истечения отведенного времени на решение задач, команды обмениваются бланками ответов и проверяют их правильность, сверяя с эталоном ответов на доске. Верное решение каждой задачи оценивается в 2 балла. Приложение 1.
Подведение итогов. После подсчета баллов определяется победитель соревнований. После совместного обсуждения внутри команды, каждый получает оценку.
Рефлексия. “Продолжи фразу”:
Мне было интересно…
Я сегодня разобрался…
Мне было трудно…
Завтра я хочу на уроке…
Домашнее задание. §53–62, повторить основные понятия и подготовиться к контрольной работе, КА-2 (сборник самостоятельных и контрольных работ) стр. 42.