Цель: расширение представления учащихся об отрезке.
Задачи:
- ознакомить с различными способами обозначения отрезка;
- научить строить отрезок;
- обучить устанавливать взаимосвязь между целым отрезком и его частями;
- повторить состав числа 6;
- закрепить навык счёта в пределах 6;
- развивать речь, память, внимание, мыслительные операции.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор, экран;
- листы бумаги с рисунком зайца в правом верхнем углу;
- учебник Математика, 1 класс. Часть 2. – М.: “Баласс”, “С-инфо”, 2012. под редакцией Петерсон Л.Г.
Минимальные системные требования: Pentium III 1GHz, 256 mb Ram, 100 mb свободного места на диске.
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
- Сегодня мы проживём день с одним животным. Отгадайте с кем.
И ушаст, и глазаст,
И пугаться горазд.
Заберётся в куст и спит,
Кочерыжку съест – и спит. (Заяц)
Слайд 1. Презентация
2. Актуализация опорных знаний.
А) - Утром зайчик отправился в школу для зверят. Чтоб дорога была веселее, он решил посчитать. Давайте и мы с ним посчитаем.
Счёт от 1 до 10 и от10 до 1.
Б) - Придя в школу, зайка пришёл на урок математики.
Помогите зайчонку заполнить пустые клеточки.
Слайд 2
А | 2 | 3 | 1 | ? |
В | 4 | 3 | ? | 2 |
А+В | ? | ? | 6 | 4 |
Слайд 3
А | 6 | 6 | 6 | 6 |
В | 3 | ? | 2 | ? |
А - В | ? | 1 | ? | 5 |
Слайд 4
В) - Зайка проголодался. Мама положила ему завтрак, но она очень торопилась. Посмотрите, что лишнее положила мама? Почему?
Г) - Перекусив, зайка с новыми силами принялся решать задачи.
* У домика утром 2 зайца сидели.
И дружно весёлую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит?
Слайд 5 (по щелчку идёт проверка решения задач)
* В хоре 6 зайчиков песни распевали.
Вскоре 5 зайчиков голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько в хоре теперь голосов?
* В двух автобусах сидят
Трое маленьких зайчат.
В первом едут двое только,
Во втором зайчишек сколько?
- Устал зайка и решил отдохнуть.
Физпауза. (Дети изображают движения)
Я на скрипочке играю: тили – ли, тили – ли.
Пляшут зайки на лужайке: тили – ли, тили – ли.
А теперь на барабане: бум – бум – бум, там – там –
там.
В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам.
3. Постановка проблемы. Открытие нового.
А) Геометрическая фигура – отрезок.
Слайд 6
- Закончились уроки и зайка отправился домой по лесу. Неожиданно из лесной чащи выбежал голодный волк. Бедный зайчонок должен быстрее добежать до дома, к которому ведут несколько дорожек.
- По какой дорожке надо бежать зайчонку, чтобы скорее добраться до домика?
- Почему по прямой?
- Кто знает, как в математике называется эта дорожка?
Отрезок – это геометрическая фигура, часть прямой.
Б) Построение отрезка.
Слайд 7 (каждый этап работы сопровождается показом по щелчку).
- Для того, чтобы построить отрезок необходимо поставить две точки и дать им название.
- Приложим линейку, соединив первую точку с цифрой 0.
- Начертить линию, соединяющую точки.
В) - Отрезки могут лежать не только горизонтально, но и вертикально, и наклонно.
Слайд 8
- Многие геометрические фигуры состоят из отрезков.
Слайд 9
Г) Работа с учебником. Построение отрезка (с.1, №3).
Физпауза.
Зайчик шёл, шёл, шёл и грибок нашёл.
Раз – грибок, два – грибок, три – грибок,
Положили в кузовок.
- Зайчонок благополучно добрался до дома. Перевёл дух и стал выполнять домашнее задание.
4. Части отрезка (работа на листочке).
Слайд 10 (этапы показываются по щелчку).
- Начертите отрезок.
- Обозначьте его буквой С.
- Разделите его на части: К и Р.
- Сколько отрезков вы видите? Назовите их.
- Отрезок С – это целое. Он разбит на части К и Р.
- Попробуйте записать 4 выражения, которые покажут нам взаимосвязь частей и целого.
- Объясните получившиеся выражения.
5. Первичное закрепление.
Выполнение задания №5 в учебнике.
6. Итог и самооценка.
- Что узнали нового?
- Что для вас было самым трудным?
- Что было самым интересным?
- Что нужно повторить?
- Зайка очень доволен вашей помощью.
Слайд 11
- А теперь вы сами оцените вашу работу на уроке, дорисуйте улыбку у зайки на вашем листе.
Источники:
- Интернет.
- Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1993.
- Логические игры и задачи на уроках математики. Популярное пособие для родителей и педагогов / А.П.Тонких, Г.П.Кравцова, Е.А.Лысенко и др. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.