Отрезок и его части

Разделы: Начальная школа


Цель: расширение представления учащихся об отрезке.

Задачи:

- ознакомить с различными способами обозначения отрезка;

- научить строить отрезок;

- обучить устанавливать взаимосвязь между целым отрезком и его частями;

- повторить состав числа 6;

- закрепить навык счёта в пределах 6;

- развивать речь, память, внимание, мыслительные операции.

Оборудование:

- компьютер;

- проектор, экран;

- листы бумаги с рисунком зайца в правом верхнем углу;

- учебник Математика, 1 класс. Часть 2. – М.: “Баласс”, “С-инфо”, 2012. под редакцией Петерсон Л.Г.

Минимальные системные требования: Pentium III 1GHz, 256 mb Ram, 100 mb свободного места на диске.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

- Сегодня мы проживём день с одним животным. Отгадайте с кем.

И ушаст, и глазаст,
И пугаться горазд.
Заберётся в куст и спит,
Кочерыжку съест – и спит. (Заяц)

Слайд 1. Презентация

2. Актуализация опорных знаний.

А) - Утром зайчик отправился в школу для зверят. Чтоб дорога была веселее, он решил посчитать. Давайте и мы с ним посчитаем.

Счёт от 1 до 10 и от10 до 1.

Б) - Придя в школу, зайка пришёл на урок математики.

Помогите зайчонку заполнить пустые клеточки.

Слайд 2

А 2 3 1 ?
В 4 3 ? 2
А+В ? ? 6 4

Слайд 3

А 6 6 6 6
В 3 ? 2 ?
А - В ? 1 ? 5

Слайд 4

В) - Зайка проголодался. Мама положила ему завтрак, но она очень торопилась. Посмотрите, что лишнее положила мама? Почему?

Г) - Перекусив, зайка с новыми силами принялся решать задачи.

* У домика утром 2 зайца сидели.
И дружно весёлую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит?

Слайд 5 (по щелчку идёт проверка решения задач)

* В хоре 6 зайчиков песни распевали.
Вскоре 5 зайчиков голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько в хоре теперь голосов?

* В двух автобусах сидят
Трое маленьких зайчат.
В первом едут двое только,
Во втором зайчишек сколько?

- Устал зайка и решил отдохнуть.

Физпауза. (Дети изображают движения)

Я на скрипочке играю: тили – ли, тили – ли.
Пляшут зайки на лужайке: тили – ли, тили – ли.
А теперь на барабане: бум – бум – бум, там – там – там.
В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам.

3. Постановка проблемы. Открытие нового.

А) Геометрическая фигура – отрезок.

Слайд 6

- Закончились уроки и зайка отправился домой по лесу. Неожиданно из лесной чащи выбежал голодный волк. Бедный зайчонок должен быстрее добежать до дома, к которому ведут несколько дорожек.

- По какой дорожке надо бежать зайчонку, чтобы скорее добраться до домика?

- Почему по прямой?

- Кто знает, как в математике называется эта дорожка?

Отрезок – это геометрическая фигура, часть прямой.

Б) Построение отрезка.

Слайд 7 (каждый этап работы сопровождается показом по щелчку).

- Для того, чтобы построить отрезок необходимо поставить две точки и дать им название.

- Приложим линейку, соединив первую точку с цифрой 0.

- Начертить линию, соединяющую точки.

В) - Отрезки могут лежать не только горизонтально, но и вертикально, и наклонно.

Слайд 8

- Многие геометрические фигуры состоят из отрезков.

Слайд 9

Г) Работа с учебником. Построение отрезка (с.1, №3).

Физпауза.

Зайчик шёл, шёл, шёл и грибок нашёл.
Раз – грибок, два – грибок, три – грибок,
Положили в кузовок.

- Зайчонок благополучно добрался до дома. Перевёл дух и стал выполнять домашнее задание.

4. Части отрезка (работа на листочке).

Слайд 10 (этапы показываются по щелчку).

- Начертите отрезок.

- Обозначьте его буквой С.

- Разделите его на части: К и Р.

- Сколько отрезков вы видите? Назовите их.

- Отрезок С – это целое. Он разбит на части К и Р.

- Попробуйте записать 4 выражения, которые покажут нам взаимосвязь частей и целого.

- Объясните получившиеся выражения.

5. Первичное закрепление.

Выполнение задания №5 в учебнике.

6. Итог и самооценка.

- Что узнали нового?

- Что для вас было самым трудным?

- Что было самым интересным?

- Что нужно повторить?

- Зайка очень доволен вашей помощью.

Слайд 11

- А теперь вы сами оцените вашу работу на уроке, дорисуйте улыбку у зайки на вашем листе.

Источники:

  1. Интернет.
  2. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1993.
  3. Логические игры и задачи на уроках математики. Популярное пособие для родителей и педагогов / А.П.Тонких, Г.П.Кравцова, Е.А.Лысенко и др. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.