Интеграция образовательных областей: “Коммуникация”, “Познание”, “Художественное творчество”.
Задачи.
Обучающие (образовательные):
1. Систематизировать знания и представления детей об особенностях внешнего вида, поведения и жизни зимой диких животных.
2. Совершенствовать умение называть детёнышей в единственном и множественном числе (лисёнок - лисята).
3. Расширять и активизировать словарный запас детей: берлога, дупло, нора.
4. Формировать умение правильно пользоваться ножницами и нарезать узкие полоски из бумаги.
Развивающие:
1. Развивать внимание, память детей, наглядно-образное мышление.
2. Развивать диалогическую форму речи.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей интерес к окружающему миру природы.
Оборудование: игрушка снеговик, макет леса (ёлки, сугроб, снежинки), ИКТ, квадраты из белой бумаги (8х8 см на каждого ребёнка), клей, кисточки для клея (на каждого ребёнка).
Ход занятия
Организационный момент.
Дети заходят в группу.
Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им наши улыбки.
Сюрпризный момент.
- Ой, ребята, а куда мы с вами попали? (В лес)
- Как вы думаете, в какой лес мы попали: в осенний, весенний или зимний? (В зимний).
- Как вы догадались, что в зимний? (На ёлочках снег, снежинки, сугроб).
- Молодцы, правильно!
- Ребята, посмотрите, кто нас встречает под ёлкой? Кто же это? (Снеговик)
Проблемная ситуация.
- Ребята, снеговик говорит, что у них в лесу случилась беда. Была метель и все животные разбежались, а теперь не могут найти своих детёнышей. Снеговик просит нас помочь животным найти их деток. Поможем? (Да).
- Тогда мы отправляемся в путешествие в зимний лес. Только идти по лесу надо очень тихо, чтобы не разбудить и не испугать лесных зверей.
Идут на носочках, рассматривают ели, сугроб, снежинки на лесной полянке.
- Давайте присядем (садятся на стульчики).
Беседа с использованием ИКТ и загадок.
Воспитатель: ребята, снеговик предлагает найти животных, отгадав загадки. Слушайте первую загадку:
Кто это скачет с ветки на ветку?
На ветке не птичка –
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это? (Белка)
- По каким словам из загадки вы догадались, что это белка? (Скачет с ветки на ветку, мех тёплый, как грелка).
- Правильно, это белка.
На экране появляется изображение белки.
- Как называется домик белки? (Дупло)
- В домике у белки много запасов на зиму. Что она заготовила? (грибы, ягоды, орехи).
Воспитатель: Теперь снеговик предлагает отгадать следующую загадку:
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)
- По каким словам из загадки вы догадались, что это медведь? (Косолапый, большой, спит в берлоге зимой, любит шишки, мёд).
- И, правда, это медведь!
На экране появляется изображение медведя.
- Итак, как же называется его дом? (Берлога)
Воспитатель: Слушайте третью загадку:
Хитрая плутовка
Рыжая головка.
Пушистый хвост краса.
Кто же это? (Лиса)
- По каким словам из загадки вы догадались, что это лиса? (Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост).
- Правильно!
На экране появляется изображение лисы.
- Как называется дом у лисы? (Нора)
Воспитатель: кто это спрятался в сугробе, его совсем не видно?
Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку? (Заяц)
- По каким словам из загадки вы догадались, что это заяц? (Комочек пуха, длинное ухо).
- Правильно.
На экране появляется изображение зайца.
- Как заяц приготовился к зиме? (Он сменил серую шубку на белую).
- А зачем зайцу менять шубку? (Чтобы быть незаметным, прятаться).
- От кого он прячется? (От лисы и волка).
- У зайца есть домик? (Нет, он прячется и спит в снегу, под деревьями).
- Чем питается заяц зимой в лесу? (Грызет кору деревьев и веточки).
Воспитатель: Молодцы! Снеговик доволен, все загадки вы отгадали правильно.
Ребята, снеговик предлагает вам поиграть.
Подвижная игра “ Зайка серенький сидит…”
Дети встают около стульчиков. Выполняя движения, проговаривают слова:
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Кто-то зайку испугал, зайка – прыг - и ускакал!
Воспитатель: Снеговику очень понравилось, как вы играли и выполняли движения.
- Ребята, вспомните и назовите снеговику зверей, которых мы с вами встретили сегодня в лесу. (Белка, медведя, лису, зайца).
- Это, какие животные? (Дикие)
- Почему они дикие? (Они живут в лесу, сами находят еду, без помощи человека).
- Молодцы, правильно!
- Ребята, снеговик говорит, что кто-то плачет. Это, наверное, те самые животные, которые потеряли своих детёнышей. Давайте поможем найти им своих деток.
Дидактическая игра “Поможем мамам отыскать своих деток” с использованием ИКТ.
Воспитатель: Я буду показывать животных, а вы должны правильно назвать их детёнышей.
- Как зовут детёныша белки? (Бельчонок). А если много детёнышей? (Бельчата)
На экране последовательно появляются изображения белки, бельчонка, бельчат.
- Как зовут детёныша медведицы? (Медвежонок) А если их много? (Медвежата)
- Как зовут детёныша лисы? (Лисёнок). А если их много? (Лисята).
- Как зовут детёныша зайца? Ззайчонок). А если их много? (Зайчата)
Воспитатель: Снеговик говорит молодцы, ребята! Всех детёнышей нашли. Животные тоже благодарят вас за помощь.
Воспитатель: Хорошо, снеговик, у тебя в лесу, но пора нам возвращаться к себе в детский сад. А на память о нашей встречи мы подарим тебе снежинки.
Аппликация “Белая снежинка”.
Воспитатель: Для того чтобы у вас получилась такая же красивая снежинка, как и у меня вам надо будет разрезать белый квадрат на узкие полоски и составить из них снежинку в виде пересекающихся в центре полосок. (Показ педагога.)
1. Сначала, нам надо из белого квадрата нарезать полоски. Для этого берём в левую руку белый квадрат, в правую руку ножницы. Отступая от края, нарезаем узкие ровные полоски. Держим ножницы лезвием от себя, чтобы не пораниться. Для нашей снежинки достаточно 4-х полосок.
2. Теперь нам надо склеить полоски, чтобы получилась снежинка. Первую полоску расположите горизонтально, слева направо. Затем находим середину полоски и намазываем клеем.
3. Следующую полоску приклеиваем вертикально, сверху вниз. Место склеивания проглаживаем салфеткой. У нас получились основные лучи снежинки.
4. По центру снова намазываем клеем и приклеиваем следующую полоску между основными лучами под наклоном влево. Место склеивания опять проглаживаем салфеткой.
5. Середину снова намазываем клеем и приклеиваем последний лучик нашей снежинки под наклоном вправо. Место склеивания опять проглаживаем салфеткой.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: посмотрите, дети, что у вас получилось? (Снежинка). Давайте украсим ёлочку вашими белыми снежинками (вешают снежинки на ёлку).
- Молодцы! Снеговику очень понравились ваши снежинки.
- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся со снеговиком. (До свидания, снеговик!)
Итог занятия.
Воспитатель: Вот мы и в группе.
- Ребята, где мы с вами побывали? (В зимнем лесу). Вам понравилось путешествие? (Да).
- Что вам понравилось?
- Вы у меня сегодня такие молодцы, помогли животным найти детёнышей.