Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Механические колебания и волны"

Разделы: Физика


Урок контроля знаний.

Продолжительность: 45 минут. 

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Механические колебания и волны”.

Наглядность: презентация “Механические колебания и волны”.

Задачи урока:

1) Обучающие:
– повторить изученный материал по теме: “ Механические колебания и волны”;
– продолжать развивать навыки решения задач.

2) Развивающие:
– способствовать развитию устной речи учащихся;
– развивать навыки работы с персональным компьютером.

3) Воспитательные;
– способствовать формированию ответственности, самостоятельности;
– воспитывать позитивное отношение к интеллектуальным достижениям одноклассников.

Тип урока: обобщение и систематизация учебного материала.

Этапы урока:

Повторение – актуализация знаний.
Закрепление учебного материала.
Применение учебного материала.
Контроль – проверка знаний..

На уроке реализуются межпредметные связи физики с математикой и информатикой.

ФОПД (формы организации познавательной деятельности): фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.

Знания Умения
Понятия: колебательное движение, период и частота колебаний, амплитуда колебаний, свободные и вынужденные колебания, резонанс, волна, продольные и поперечные волны, длина и скорость распространения волны.

Обозначение: период, частота колебаний, скорость волны, длина волны.

Формулы: зависимость периода от частоты, связь периода, длены волны от скорости волны.

Анализ и систематизация полученных знаний.

Совершенствование умения решать задачи.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок.

у нас присутствуют гости – мои коллеги. Сегодня мы с вами поговорим об механических колебаниях, волнах.

Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех.

Будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания.

Давайте посмотрим на доску и подумаем, чем же мы сегодня будем заниматься, какова цель нашего учебного занятия? (Презентация. Слайд 1)

Цель: повторить и обобщить знания по теме “ Механические колебания и волны”.

Но прежде, чем начать наш сегодняшний разговор, немного потренируемся и проведём умственную разминку для дальнейшей творческой работы. Как говорил В.А.Обручев “способности, как и мускулы, растут при тренировке”.

II. Повторение и контроль знаний основных физических величин и формул. Итак, начнем повторять. Вспомним название, обозначение и единицы измерения физических величин, изученных в теме “Механические колебания и волны”.

(Слайд 2)

Задание 1.

“Проверь свои знания”.

Период измеряется в …
Частота измеряется в …
Амплитуда измеряется в …
Период –…
Частота –…
Амплитуда –…
Свободные колебания –…
Вынужденные колебания –…
Затухающие колебания –…
Резонанс –…

Задание 2. “Продолжить фразу”. (Слайд 3)

Продолжим повторение. Я думаю, вам знаком метод незаконченного предложения. На листочках, которые сейчас вы получите, нужно закончить предложения, а в некоторых местах вставить пропущенные слова. На это задание вам даётся 5–6 минут. По истечении времени правильные ответы будут спроектированы на экран. (Слайд 4)

Физкультминутка. (Слайд 5)

Быстро встали, улыбнулись
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.

Решение задач.

У физиков существует такое мнение: если умеешь решать задачи по физике, значит, знаешь физику. Проверим это! Учащиеся должны за 10 минут решить как можно больше задач. Условия задач записаны на Слайде. (Слайд 6)

Задание 3. “Люблю задачи я”.

По графику, приведенному на рисунке, найти амплитуду и период колебаний маятника.

Определите по графику, приведенному на рисунке длину волны.

Следующее задание 4 для каждого из вас будет индивидуально за компьютером. Ребята, вы выполняете мини зачет своего варианта в программе excel (Приложения 1, Приложение 2, Приложение 3. Три варианта). Оценка выставляется автоматически программой. Время работы за компьютером 15 минут.

На конец, последнее задание 5 вы, ребята, выполняете на листочках, Вы сами выбираете уровень сложности. (Два варианта заданий, Слайд 7) . По окончании работы вы меняетесь своими работами с соседом по парте и проверяете полученную работу. Ответы на доске (Слайд 8) время работы 5 минут.

Задание 5.

Вариант 1.

1-й уровень.

Волна распространяется со скоростью 6 м/с при частоте колебания 5 Гц. Какова длина волны?

2-й уровень.

Расстояние между соседними гребнями волны 8 м. Чему равен период и частота колебаний в этой волне, если скорость ее распространения равна 4 м?

Вариант 2.

1-й уровень.

Определите длину звуковой волны с частотой колебаний 16 Гц.

2-й уровень.

Рыболов заметил, что за 10с. поплавок совершил на волнах 20 колебаний, а расстояние между соседними горбами волн равно 1,2 м? Какова скорость распространения волн?

Запишите домашнее задание. (Слайд 9)

Повторить §§ 38–40, ответьте на вопросы:

  • Можно, еще не видя поезда, узнать о его приближении, приложив ухо к рельсу. На чем основан этот способ?
  • Зачем у камертона две ножки?
  • В комнате обычного размера эхо вовсе не наблюдается, хотя в ней имеется шесть отражающих звук поверхностей. Чем это объясняется?
  • Почему летучие мыши даже в полной темноте не натыкаются на препятствия?
  • Рабочая пчела, вылетевшая из улья за взятком, делает в среднем 180 взмахов в секунду. Когда же она возвращается в улей, количество взмахов возрастает до 280. Как это отражается на звуке, который мы слышим?

Карточка контроля группы.

Ф.И. Приведи в соответствие. Закончи фразу. Ответ с места. Зачет. Решение задач. Оценка за урок.