Цели урока.
- Формировать умение выделять звук [ш] в речи, умение слышать и слушать.
- Развивать фонетический слух, технику чтения при работе со словами с буквой “ш”.
- Воспитывать культуру поведения при работе в группах.
Этапы урока
1. Орг. момент (самоопределение к деятельности).
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать!
- Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи!
- Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.
- Молодцы!
2. Создание проблемной ситуации, формирование учебной проблемы.
1. Побуждающий диалог - постановка проблемы
На доске неоформленная схема-человечек:
- Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок “открытия” новых знаний? Почему?
- Что же мы сегодня будем “открывать”?
- Что необычного заметили у схемы-человечка?
- Ребята, этим знаком схема-человечек хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. Какой у вас возникает вопрос?
- Чем новый звук отличается от других звуков?
Вот это нам предстоит сегодня открыть?
2. Проведение звуковой разминки
- Какой звук будем “открывать” узнаете из языковой разминки.
- Вспомните, какой звук издаёт змея?
- Как шумит чайник при кипении?
- Как шуршат осенние листья под ногами?
- А теперь давайте пошуршим все вместе: Ш-ш-ш.
3. Постановка учебной задачи.
- Проживает ли такой звук в нашем “городе букв”? (На доске висит проект “Город букв”)
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?
- Звук [ш], буква ш.
- Узнать всё про новый звук, новую букву. Научиться писать новую строчную букву ш. Научиться читать слоги и слова с буквой ш.
(Прикрепляет кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока)
- В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?
4. Построение проекта выхода из затруднений.
- Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?
- Тогда давайте решать эту проблему.
1. Побуждающий диалог
- Нам нужно всё узнать про этот звук. Раз он согласный, что мы можем про него узнать?
- Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой?
- Какой он, звонкий или глухой?
(Надевает чёрную шляпу на схему-человечка.)
- Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким?
- Сначала определите, какое место занимает этот звук в словах?
5. Открытие новых знания, первичное закрепление.
Предлагается взять картинки из конверта с изображением шара, машины, малыша.
1. Определение места звука в словах, работа в группах
1 группа выбирает картинки с предметами, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова.
2 группа – в названии которых этот звук стоит в конце слова.
3 группа – в середине слова.
2. Работа в группах, индивидуальная работа
Составляют звуковые схемы выбранных слов.
Один ученик у доски составляет схему слова “шишка”.
Ответственные дети характеризуют новый звук.
- Звук [ш] – твёрдый.
- Твёрдый.
3. Побуждающий диалог
- Может быть, в других словах этот звук произносится мягко? Послушайте стихотворение, а самые внимательные запомнят все слова со звуком [ш] и послушают, как он произносится, твёрдо или мягко?
4. Прослушивание стихотворения
Слушают стихотворение, которое читает ученица.
Шуба, шапка, шляпа, шар,
Шли однажды на базар.
Шли пешком, неспешно шли,
И шалаш в лесу нашли
Посмотрели на шалаш:
Был ничей, а будет наш.
5. Подведение к формулированию вывода
- Сделайте вывод: может ли звук [ш] быть мягким?
Закрашивает второй башмачок синим цветом.
- Посмотрите на схему нашего звука, сравните с другими схемами и скажите, чем же отличается новый звук от других звуков нашего “города”?
6. Знакомство с буквой
- А какой значок нам поможет увидеть звук [ш]?
- Что напоминает вам эта буква?
Ах, табуретка хороша!
Перевернул – и буква Ш
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
- На какой улице мы поселим нашего нового жителя в “городе букв”?
- Откройте букварь на стр. 82 и проверьте, рассмотрев схемы человечков, правильно ли мы сделали? С какими буквами держится за руку буква Ш?
- Решили мы с вами первую задачу?
6. Самосто ятельная работа.
1. Анализ с учащимися написания строчной буквы ш
- Почему в букваре в левом уголке написано две буквы ш?
- Наша задача – научиться писать строчную букву ш. Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы?
- Я напишу эту букву под счёт: раз- и, два- и, три- и.
- Попробуйте указательным пальцем написать эту букву на ладони под мой счёт.
- Возьмите зелёную ручку. Пишем все вместе под счёт. Приготовились: раз- и… Меняем ручку. Пишем синим цветом.
- Красивые у вас получились островки? Похвалитесь соседу.
2. Физминутка для глаз лазерной указкой
3. Письмо буквы ш лазерной указкой с написанием лишнего элемента на доске
- Что вы заметили?
4. Обведение буквы ш в словах
- Прочитайте и обведите зелёным цветом в словах только букву ш. Возьмите синюю ручку и соедините ш со следующей буквой и обведите их. Что получилось?
- Вы научились писать новую букву? Вы справились с этой задачей? Без ошибок и затруднений? Вам нужна была помощь? Каким знаком вы себя наградите? Нарисуйте себе этот знак.
Убирает второй кружок, обозначающий задачу.
5. Физминутка
Под ногами листопад,
Листья желтые лежат,
Листья жёлтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, шуршиха и шуршонок -
Папа, мама и листёнок.
6. Организация работы по чтению и анализу слогов
- Какие слоги со звуком [ш] в стихах повторялись?
- Ваша задача – научиться читать слоги с новой буквой. Подготовьтесь прочитать слоги, используя синий цвет.
- Прочитайте слоги, которые начинаются с гласного звука.
- Прочитайте слоги, которые начинаются с согласного твёрдого звука.
- Прочитайте слоги хором с вопросительной интонацией.
- Дополните до слова:
Шу - ?
7. Организация чтения и анализа слов с буквой Ш
- Очень много слов на букву Ш в вашем любимом букваре.
- Подготовьтесь к чтению 6-го столбика, работая красным карандашом.
- Прочитайте слово, называющее фрукт.
- Называющее насекомое.
- Вкусный испеченный предмет.
- Жилище.
- Слова, с двумя гласными.
- Слово-перевертыш.
- Какая последняя задача стояла перед нами на уроке?
- Вы справились с этой задачей?
Убирает последний кружок, обозначающий задачу урока.
7. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.
- У кого были затруднения? Какие?
- Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке.
- Нарисуйте эту оценку в своих еженедельниках.
Характеристика этапов урока (Приложение)