Продолжительность занятия – 60 мин.
Класс – 6.
Актуальность: С чего начинается Родина для любого человека? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с людей, которые живут рядом. Главная задача школы в современном мире – воспитать гражданина своей страны, привить качества, сопутствующие этому понятию: патриотизм, человечность, доброту, умение дружить, толерантность. Гражданско-патриотическое воспитание способствует самоутверждению, активному развитию социальных интересов и жизненных идеалов.
В детских думах нужно возрастить семена
любви к красоте родной природы,
к культуре своего народа, к народным обычаям.
Сухомлинский В.А. “Сердце отдаю детям”
Цели классного часа: сформировать представление о культурном богатстве и своеобразии различных народов, о дружественных отношениях народов Курганской области.
Задачи:
- расширить представление обучающихся о многонациональности нашей области;
- познакомить с историей, традициями, обычаями, фольклором, бытовыми особенностями народов Курганской области;
- продемонстрировать культурное своеобразие и богатство народов Курганской области;
- прививать уважение к культуре и традициям других национальностей;
- формировать чувство патриотизма и гражданской ответственности;
- развивать познавательный интерес к изучению родного края;
- развивать эмоционально-ценностную сферу обучающихся.
Ожидаемый результат:
- повышение познавательного интереса детей, который проявляется во внеурочной деятельности;
- повышение уровня знаний учащихся о родном крае, который достигается благодаря использованию сведений из различных источников;
- эмоциональное развитие, основанное на общении с музыкой, литературой;
- развитие творческой деятельности учащихся.
Используемые технологии:
- поисковый метод;
- проектная деятельность;
- дискуссия;
- игровые технологии.
Оборудование: компьютер; экран; проектор; национальные костюмы, фонограммы.
Подготовительный этап: экскурсия в Центр татарской культуры Курганской области, работа обучающихся в группах по нахождению, обработке и систематизации информации, подготовка презентаций к выступлению, музыкальных выступлений, социологический опрос.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости! Наша область недавно отметила свой юбилей – 70 лет. И мы бы еще раз хотели поздравить вас с этой датой!
Что такое зауралец,
Скажет вам любой земляк:
- Левым боком я уралец,
Правым боком сибиряк...
На зеленом разнотравье
Между колков и озер
Развернуло Зауралье
Золотых полей ковер.
Леонид Иванович Куликов
- Сегодня мы приглашаем вас принять участие в мероприятии “Дружба без границ”, которое позволит больше узнать о населении нашей области. Нашу работу сегодня будет оценивать жюри. (Представление жюри).
Исэнмесез!
Здравствуйте!
Хаумыхыгыз, дустар!
Арумы сез, карендэшлэр!
Авани, тус!
Салам!
Хаумахохэт!
- Так мы хотели бы поприветствовать вас на языках народов нашей огромной страны. Россия – многонациональная страна. На территории нашего государства проживает более 200 национальностей, говорящих на 174 языках. Наш город многонационален. Многонациональна и наша Курганская область.
Учитель географии проводит работу с терминами: “нация”, “многонациональная страна”.
В 2010 году в Курганской области проживает 910807 человек. Всего по данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Курганской области проживает свыше 100 национальностей.
В 2010 году насчитывалось 11 наиболее многочисленных национальностей, численность которых превышала одну тысячу человек – русские, татары, башкиры, казахи, украинцы, белорусы, немцы, удмурты, армяне, чуваши, азербайджанцы, мордва, молдаване, чеченцы и другие. Пять народов, населяющих Курганскую область: русские, татары, башкиры, казахи, украинцы составляют 97,9 процента. Русское население по-прежнему является наиболее многочисленным (92,5 %).
Учитель: Почему сложилось так, что на территории нашей области проживает так много народов? Чем хорошо жить в многонациональном государстве? Ученики каких национальностей учится в нашей школе? (Приводятся данные социологического опроса). Как мирно жить в многонациональном государстве? (Заслушиваются ответы учеников)
Нужно знать и уважать историю, традиции обычаи своего народа и всех народов, которые живут рядом.
“Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный” Н.А. Добролюбов.
- Немного истории.
Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом. Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека, который всегда разделит с тобой и радость, и горе, и придет тебе на помощь. Другом может стать татарин, башкир, украинец, казах. Для всех нас Курганская область является родиной.
1 задание. Географическая разминка. Нанесите на контурную карту районы нашей области (районы называет учитель).
- Ребята, а кто знает историю заселения нашего края? (заслушиваются ответы учеников).
- История заселения и освоения нашего края уходит вглубь тысячелетий. Находясь на пересечении дорог из Азии в Европу, на границе между степью и лесом, регион являлся местом пересечения многих потоков перемещения людей. На протяжении тысячелетий через эти земли прошли сотни племен и народов. Первые поселения на территории Южного Зауралья датируются эпохой палеолита (V—IV тыс. до н.э.).
Состав народов региона всегда был неоднороден. С V в. до н.э. в Южном Зауралье стали преобладали сарматские племена — иранские по своему происхождению. Их влияние особо заметно по многочисленным курганным насыпям — древним погребениям представителей знати. Подобное захоронение — “Царёв Курган”, находящийся на берегу реки Тобол дал название будущему областному центру — городу Кургану.
В начале нашей эры по территории края проходило переселение гуннских племен. В Средние века на смену восточно-иранским народам приходит тюркское население. Потомками которого являются современные татары и башкиры. Южное Зауралье в XIII веке вошло в состав Золотой Орды, а позже — Сибирского ханства.
Заселение Южного Зауралья русским населением началась с середины XVII века.
Сегодня мы с вами ближе познакомимся с двумя народами, которые являются самыми многочисленными в нашей области наряду с русскими.
2 задание. Историческая справка.
- Группы ребят, представляющих русский, татарский и башкирский народы, расскажут нам о первых татарах и башкирах, о русских, появившихся в нашем крае (защита проектов обучающихся, сопровождающаяся показом презентаций).
Татары
Татары, ныне населяющие территории Альменевского, Шадринского, Шатровского, Целинного районов, переселились на зауральские земли после падения Казанского ханства с территории Поволжья и в 1556 году обосновались у безымянного притока реки Исеть. Поселение они назвали Эцкен (Ичкин) от глагола “пить” (“эцкен” в переводе “попей”). По преданию, поселенцы искали места поудобней, с хорошей питьевой водой. Испробовав воды в этой речке, они решили обосноваться здесь. Эти татары оказали большую помощь Ермаку в его борьбе против хана Кучума. За заслуги царь пожаловал им часть завоеванных земель, а их самих перевел на положение беломестного (вольного) казачества. Это казачество должно было охранять завоеванные земли от набегов кочевых племен. Такие сведения дошли до нас от предков. В документе, относящемуся к 1603 году, сказано, что на наших землях проживали татары. По преданию, на берегу большого озера первым поставил избу татарин Альмен, который постоянно здесь рыбачил.
Башкиры
Расселены в основном в Альменевском, Сафакулевском, Щучанском районах области. Абсолютное большинство курганских башкир — сельские жители. Верующие — мусульмане.
В 1-м тыс. н. э. начинается проникновение на Южный Урал тюрков кочевников, к концу 1-го тыс. занявших всю Башкирию. Вытеснив и отчасти ассимилировав аборигенов, тюркские племена, очевидно, сыграли решающую роль в сложении языка, культуры и физического облика Башкиров, в этногенезе башкиры участвовали огузо-печенежские племена, волжско-камские булгары, позднее — кыпчаки (XI— XIII вв.) и некоторые монгольские племена (XIII—XIV вв.). В арабских источниках башкиры упоминаются в IX—X вв. под наименованием “башгирд” (“башгурд”). Так, по сообщению Ибн Фадлана, во время его путешествия (922) в Болгар, переправившись через р. Чаган (прав. приток Яика), посольство попало “в страну народа башгирд”. Арабский географ и дипломат обзывает их “худшими из тюрок... более других посягающими на жизнь”. Поэтому, вступив на их землю, арабы для безопасности высылали вперед вооружённый конный отряд. В IX—XIII вв. башкиры кочевали отдельными родами в Предуралье, на Южном Урале и между реками Волга и Яик (Урал). До прихода русских из Центральной России на территорию, которую занимает наша область, а это XVI век, ее уже населяли башкирские племена. Архивными материалами подтверждается проживание здесь башкир в конце XVII столетия. В 1695 году башкиры в своем прошении на имя царского правителя жалуются на притеснение их татарами, прибывшими в нашу местность из Казани. Со 2-й половины XVII столетия, когда была основана Исетская линия крепостей, башкиры Зауралья несут военную службу и получают за это земельные участки. До сего времени во многих населенных пунктах, например, Альменевского района башкиры составляют абсолютное большинство. А в Сафакулевском районе их проживает свыше 43 процентов от всего населения. Всего же в области, по последним данным, насчитывается свыше 15 тысяч башкир. Это прямые потомки тех, кто обживал территорию нынешней области, как считают некоторые наши ученые, еще до IX века.
Русские
Русские люди впервые познакомились с зауральским краем в XV веке. Прокладывал дорогу в Зауралье и Сибирь легендарный Ермак со своей дружиной. Небольшой отряд Ермака численностью около 500 человек 1 сентября 1581 года двинулся в Сибирь. Поход Ермака положил начало массовому переселению в Сибирь крестьян из России. Они сыграли главную роль в освоении обширных и плодородных земель нашего края. В первой половине XVII века крестьяне обжили северные районы Зауралья, к сороковым годам они дошли до берегов Исети и начали селиться на землях Южного Зауралья. Территория Зауралья заселялась в основном государственными крестьянами. Некоторые благоприятные особенности зауральских земель, в первую очередь отсутствие военной опасности, льготные условия заселения, отсутствие помещиков и ряд других причин создали условия для высоких темпов заселении Зауралья русскими людьми. Наиболее ранние поселения — Далматовский монастырь, Катайский острог, Шадринская слобода, слобода Царево Городище.
3 задание. Работа с контурной картой. Давайте проверим, насколько вы хорошо слушали своих товарищей, выполните следующее задание: отметьте на карте районы области, где проживает самое большое количество татар, башкир.
4 задание. Демонстрация национального костюма.
“После зарождения мира расселились люди в разных местах и стали жить-поживать. Каждому народу был дан свой определенный язык, своя одежда…” - повествуется в одном из башкирских преданий. Народный костюм служил наиболее ярким определителем национальной принадлежности человека. Его особенности зависели от природных, хозяйственных условий, в которых обитал народ, от домашнего уклада и производственных навыков.
- Каждая группа представляет национальный костюм своего народа (представление сопровождается презентацией).
5 задание. Вопрос от кутюрье. Перед вами лежит макет народного костюма, назовите, какая одежда входит в его состав.
6 задание. Народное творчество.
Учитель литературы: Удобно ли, вам, гости дорогие? Всем ли удобно? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Один из гостей: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
- В тесноте да не в обиде.
- У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
- Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.
- Мы сегодня собрались для того, чтобы лучше познакомиться с устным народным творчеством башкир, татар, русских. Кто является создателем этого вида творчества? (Народ.)
Какие жанры устного народного творчества вы знаете? (Русские народные песни, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, частушки.)
Презентация народного творчества башкир, татар, русских.
- Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, мечтать о будущем, ценить прошлое. Сегодня мы с вами соприкоснёмся с чудесами.
- Встречайте гостью, которая споет татарскую народную песню.
- Ребята нашего класса споют русскую народную песню “Во кузнице”.
- А теперь посмотрите видеозапись песни из башкирского народного эпоса “Заятуляк” в исполнении группы “Аргымак” республики Башкортостан. Она исполняет песни на народных инструментах курай, думбыра, кыл-кубыз, а также поют горловым пением “узляу”.
- Ребята, какой жанр устного народного творчества был представлен?
- Расскажите о музыкальных народных инструментах русского, татарского и башкирского народов (выступления обучающихся, сопровождающиеся презентацией).
- Кроме песен, живут в народе тысячи и тысячи весёлых, лукавых, мудрых изречений. Их называют крылатыми выражениями. Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому. Это пословицы и поговорки. Без пословицы и речь не молвится. Знание пословиц и поговорок обогащает речь человека, помогает ему находить точные и остроумные ответы на вопросы. (Входят коробейники)
Коробейники: Мы сегодня продаем ни конфеточки, ни прянички, а продаем пословицы и поговорки.
- У наших коробейников пословицы и поговорки. Платой за покупку будет служить ваше умение объяснить покупаемую пословицу и поговорку. Итак, кто покупает?
1. Поговорка цветочек,
Пословица – ягодка.
(И пословица, и поговорка одинаково приятны человеку и радуют его.)
2. Красна птица перьем, а человек ученьем.
(Павлин распустит хвост и становится очень красивым, а человек может похвалиться не своим обликом, а тем, чему он научился в жизни.)
3. Длинная нитка – ленивая швея.
(Ленивая швея, оставляя длинную нитку, думает, что ее дело быстро сладится. Но нитка капризничает, путается, и работа никак не спорится.)
4. Какова пряха, такова на ней рубаха.
(Если возьмешься за дело умеючи, то и результат получится хороший, а будешь трудиться кое-как, тяп-ляп, то результат будет неважный.)
Сказанное слово — выпущенная стрела (тат.).
Радость человека-труд (тат.).
Батыр познается в бою (тат.).
Быстрого коня нет нужды подгонять, умелому человеку нет нужды помогать (башк.)
Думай дважды, говори раз (башк.).
На чужбине дороже богатств родная сторона (башк.).
- В глубокой древности возникла и другая “мелкая” разновидность фольклора – загадка. Само название жанра на русском языке “загадка” происходит от слова “гадати”- думать, рассуждать.
7 задание. Умники и умницы.
Учитель: Русские загадки мы с вами хорошо знаем, а сможете вы разгадать загадки других народов. Давайте определим самого умного, сообразительного.
Башкирские
Сверкнет, блеснет, куда попадет, все пропадет. Молния.
Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт. Собака.
Красные лапки, щиплет за пятки – беги без оглядки. Гусь.
Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. Лошадь.
Мохнатенька, усатенька, лапки мягонькие, а коготочки востры. Кошка.
Татарские
“Без рук, без ног – открывает ворота” (ветер),
“Белая скатерть покрыла землю” (снег),
“Под одной шляпой четыре мальчика” (стол),
“Два брата пошли купаться” (ведра).
“Крылатая, но не летает” (мельница),
“Быстро ест, мелко жует, сама не глотает, другим не дает” (пила).
- Сегодня мы еще раз убедились, какой богатый фольклор у нашего народа и как много общего у башкир, татар и русских.
Заключительное слово. У нас в области уникально переплетены культуры самых разных национальностей. Каждая - со своим укладом и своими традициями. Но есть самое главное, что объединяет все народы, несмотря на различие языков, обычаев, традиций – это стремление жить в мире и согласии, желание быть счастливыми. Мы все – друзья, так давайте же вместе сделаем нашу жизнь счастливой!
Ученик читает стихотворение Н.К. Доризо “Родина твоя”:
Есть на земле священные границы,
Но пограничных нет на них солдат.
Через границы те бежит пшеница.
На них в обнимку яблони стоят.
Ты их пройдешь и даже не заметишь,
Что на другую землю ты пришел.
На всем пути друзей хороших встретишь
Из кишлаков, станиц, из дальних сел...
Везде найдешь, с кем думой поделиться
И с песней вдоль по улице пройти.
Есть на земле священные границы.
И есть на свете дружба без границ!
Члены жюри подводят итоги мероприятия, награждают лучших учащихся, отмечают самых активных участников.