Тип урока. Комбинированный.
Цель урока.
- Учебная. Опираясь на знания учащихся, познакомить их с составом , названием и классификацией оснований.
- Коррекционная. Коррекция и развитие логического мышления, аналитико-синтетической деятельности учащихся.
- Воспитательная. Формирование знаний о многообразии веществ в окружающем нас мире.
Оборудование. Таблица “Основания”, презентация к уроку, кристаллические щёлочи NaOH, KOH, Ca(OH)2, свежеприготовленные гидроксид железа (II) - Fe(OH)2, гидроксид железа (III) - Fe(OH)3, гидроксид меди (II) - Cu(OH)2, раствор фенолфталеина, индикатор универсальный.
План урока.
1. Организационный момент. Положительный настрой на урок. Место данного урока в изучаемой теме (кадр №1). Мы с вами продолжаем изучать тему “Важнейшие классы неорганических соединений.
Вопрос. С каким из классов неорганических соединений мы уже познакомились?
Ответ. Оксиды.
Сегодня мы приступим к изучению класса оснований, но прежде всего, повторим пройденный материал.
2. Проверка домашнего задания.
А. Фронтальный опрос. Что мы знаем об оксидах? Прочитайте определение, вставляя пропущенные слова (кадр №2). На какие группы делятся все оксиды? Прочитайте определения, вставляя пропущенные слова (кадр №2).
Б. Выполните упражнение (кадр №3). Среди предложенных химических формул выберите те, которые относятся к оксидам:
SO3, O2, Na2O, Ca(OH)2, NaOH, CaO, H2SO4, HCl, NaCl, Cl2O7.
Ответ запишите в тетрадь.
Ответ: (кадр №4) SO3, Na2O, CaO, Cl2O7.
В. Используя это же упражнение, выберите только основные оксиды (кадр №5). Запишите их в тетрадь. Проверим правильность вашего выбора (кадр №5 анимация).
Физкультминутка (кадр №6).
Упражнения, сидя за партой: потянули руки вверх, опустили, потянули руки в стороны, опустили, ноги подняли, потянули и одновременно руки перед собой, опустили. Закрыли глаза, вращаем головой слева направо, затем вращаем головой справа налево. Открыли глаза и поморгали.
3. Новый материал. Как вы думаете, почему мы заострили внимание на основных оксидах? Таким образом, мы с вами познакомимся с веществами, которые относятся к классу оснований. Сегодня мы изучим состав оснований, познакомимся с их названием и классификацией (кадр №7).
А. Предварительно запишем домашнее задание. § 31 стр. 93 – 94 читать, определение выучить.
Б. Демонстрация образцов щелочей и нерастворимых оснований. Параллельно называются основания и краткая информация об их применении (кадр №8):
- Ca(OH)2 – гидроксид кальция, используется для побелки помещений (гашённая известь);
- NaOH – гидроксид натрия, используется при производстве мыла;
- KOH – гидроксид калия, используется в аккумуляторах;
- Fe(OH)2 – гидроксид железа (II), Fe(OH)3 – гидроксид железа (III), ржавчина на трубах при высокой влажности;
- Cu(OH)2 – гидроксид меди (II), используется при проведении лабораторных опытов.
Вопрос. Почему после названий химических соединений указывается валентность химических элементов: железа и меди?
Ответ. Железо и медь элементы с переменной валентностью.
Запишите их в тетрадь.
В. Состав и название оснований. Назовите, какие химические элементы встречаются во всех этих формулах?
Ответ. Кислород и водород.
Название оснований образовано слиянием двух корней латинских названий водорода и кислорода – гидроксиды. Далее называется химический элемент металл, входящий в состав основания. Следовательно, группа OH –называется гидроксогруппа, её валентность равна единице (– О – Н).
Г. Определение. Сформулируем определение.
Основаниями называют сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединённые с одной или несколькими группами атомов ОН.
Запишите в тетрадь (кадр №9).
Д. Классификация оснований.
Вопрос. Предположите, по какому признаку можно разделить основания на группы?
Основываясь на предложения учащихся, подводим их к основному признаку, по которому классифицируются основания. Очень важный признак – растворимость оснований в воде.
Демонстрация растворимости в воде предложенных оснований (предварительный вопрос – что такое растворы, ответ – это однородные смеси, в которых даже под микроскопом нельзя увидеть частицы растворённого вещества).
Вывод. Все известные основания делятся на две группы: растворимые в воде основания (или щёлочи) и нерастворимые в воде (кадр №11).
Е. Лабораторный опыт. Действие щёлочей на индикаторы. Для распознавания щелочей используют специальные вещества – индикаторы. На столах у учеников стеклянные стаканчики с изучаемыми растворами оснований. Склянка с раствором фенолфталеина.
Задание. Прилейте в полученные растворы оснований раствор фенолфталеина.
Вопрос. Как изменился цвет индикатора. Почему индикатор не действует в тех стаканчиках, где находятся гидроксиды железа и меди? Вопрос. Почему индикатор подействовал в отстоявшейся смеси гидроксида кальция с водой?
Ответ. Изменение окраски индикатора доказывает наличие щёлочи в растворе.
Расслабляющая пауза (кадр №12).
Закройте глаза. Представьте, что вы в лесу. Пришла весна. Сошёл снег. Вокруг вас первые бабочки. Протяните к ним руки. Вокруг вас подснежники. Лёгкий весенний тёплый ветерок. Вы вышли из леса на берег реки. Подошли к краю воды. Потрогали. У вас замёрзли руки. Потрите их друг о друга. Согрелись. Открывайте глаза.
4. Закрепление материала. Что мы с вами узнали нового на уроке (кадр №13).
5. Подведение итогов урока. Оценка выставляется по совокупности: фронтального опроса, выполнения упражнений, активности ученика на уроке, оригинальности предположений учеников во время изучения нового материала, их умений использовать ранее полученные знания (кадр №14).