Непосредственно образовательная деятельность по теме "Формирование и коррекция звуко-слоговой структуры слова"

Разделы: Логопедия


Цель: формирование фонематических процессов и обучение грамоте.

Задачи:

  • активизировать знания детей о видах транспорта;
  • развивать слоговую структуру слова;
  • формировать умение делить слова на слоги;
  • учить определять на слух слова правильной слоговой структуры;
  • развивать умение выделять первый звук в словах и подбирать к этому звуку другие слова;
  • упражнять в согласовании слов в предложении;
  • упражнять в образовании существительных множественного числа в родительном падеже;
  • воспитывать умение действовать в команде и слушать сверстника.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, труд.

Оборудование: картинки с изображением транспорта, животных; по 2 семафора на каждого ребёнка, 3 “заправочные станции” с цифрами 2, 3, 4; поезд с закрытыми буквами (М, О, Л, Н, И, Я), письмо от машиниста, изображение транспорта на листах на каждого ребенка и набор геометрических фигур, ноутбук, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. – Ребята, сегодня я шла к вам в детский сад с таким хорошим настроением! Погода прекрасная, солнышко светит и я даже песенку запела! Вдруг слышу, что кто-то рядом тоже поёт свою песенку: “Ша-ша-ша”. Как вы думаете, кто так может петь?

Перед домом на дороге
Ждёт давно она подмоги
Не залили в бак бензина –
Не поехала (машина).

Вот кто так сердито пел! Давайте вместе споём: “Ша-ша-ша”. Дети руками отстукивают ритм: I-II-I-II.

– Не успела я прослушать эту песенку, а тут звучит другая: “Чок-чок-чок-чок”. Кто же это?

Из железа парень стойкий
Честно трудится на стройке
Однорукий великан
С именем – подъёмный (кран).

– Правильно! Давайте вместе споём: “Чок-чок-чок-чок”. Дети руками отстукивают ритм: II-II-I – II-II-I.
– А с другой стороны новая песенка слышится: “У-У-У”. Кто же это?

Очень быстро в небе мчится
Удивительная птица.
Ввысь летит на ней пилот.
Что за птица? (Самолёт.)

– Правильно! Давайте вместе споём: “У-У-У”.

Молодцы, и пели и все загадки отгадали!. А каким одним словом можно объединить отгадки (машина, кран, самолёт)? (Транспорт.)

2. – Мы сейчас транспорт только слушали, а теперь предлагаю его рассмотреть.

На экран с помощью проектора выводятся картинки водного, воздушного и специального транспорта. Дети повторяют и закрепляют эти понятия.

3. Физкультминутка – релаксация.

– Глаза наши устали: зажмурьте их, откройте, посмотрите направо, налево, вверх, вниз, поморгайте. Молодцы!

4. – А ещё по дороге меня встретил...тот, кто управляет поездом, кто это? (машинист) и передал для вас письмо.

”Дорогие дети! Мой поезд спешил так быстро, так торопился, что буквы названия отлетели. Помогите вернуть имя поезду!” А ещё он мне сказал, что за каждое правильно выполненное задание, будет открываться новая буква. Поможем машинисту, ребята?

II. Основная часть.

5. Задания.

1). “Подбери животным транспорт”.

– Животные спешат в гости, и хотят ехать на транспорте. Чтоб подобрать им транспорт надо определить первый звук в названии животного, на этот же звук подбираем транспорт.

Например, у меня собака – первый звук [с] полетит на самолете.

– Возьмите со стола картинку и подберите транспорт для других животных, составляя предложения:
– Кот поплывет на корабле.
– Лошадь поплывет на лодке.
– Корова поплывет на катере.
– Верблюд полетит на вертолете.
– Слон поедет на самосвале.

Открывается первая буква. Какая буква открыта? М.

2). – Как называется светофор для поезда? (Семафор.) Давайте поиграем!

Вы сейчас будите работать на семафоре: возьмите сигнальные ракетки, если я называю слово правильно – поднимайте зелёную, а если не правильно – красную.

Слова:

Пароход – пааход
Атобус – автобус
Грузовик – гурзовик
Велосипед – весипед
Мооцикл – мотоцикл
Самолёт – самотёл

– Молодцы, открываем вторую букву. Это буква О.
И спешим к следующему заданию.

3). На ковре три заправочные станции с цифрами 2, 3, 4.

– Возьмите картинку с изображением транспортного средства со стола, посчитайте слоги и “заправьте” на нужной заправке.

Совместная проверка.

Открывается следующая буква. Это какая буква? Л.

4). Игра с мячом “Составь слово”.

– Молодцы! А теперь поиграем в сложные слова: я вам буду называть 2 слова, а вы составлять одно. Например: автомобиль возить – автовоз.

мусор возить – мусоровоз
бетон мешать – бетономешалка
молоко возить – молоковоз
контейнер возить – контейнеровоз
вертеть лететь – вертолёт
сам летает – самолёт

Дети садятся на свои места. Открывается следующая буква.

– Это какая буква? Н.

5). Пальчиковая гимнастика “Транспорт”:

Будем пальчики сгибать –
Будем Транспорт называть:
Автомобиль и Вертолет,
Трамвай, Метро и Самолет.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.

Обращаю внимание на осанку.

Ноги стоят,
Руки лежат.
Локти у края,
А спина прямая.

6). Игра “Построй транспорт из геометрических фигур”. На столах у детей образцы транспорта и геометрические фигуры. Дети выкладывают на столе по образцу.

Открывается следующая буква. – Это какая буква? И.

– Посмотрите, почти все буквы мы открыли, давайте выполним последнее задание

7). Упражнение “А что у меня?” Дети берут со стола картинку с изображением транспорта и отвечают по цепочке: – У меня есть один самолёт. – У меня нет одного самолёта, но есть три трактора.

– все справились с заданием и можем открыть последнюю букву.

Открывается буква. Какая это буква? Я.

– Давайте прочитаем название поезда: МОЛНИЯ – это скорый поезд.
– Молодцы! Задания все выполнили! Машинисту помогли, и он дарит вам волшебные билеты на свой поезд.

Литература

  1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. СПб.; Детство-Пресс, 2008.
  2. С.Е.Большакова Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. М., Сфера, 2009.