Урок по математике на тему "Время. Часы"

Разделы: Начальная школа


Предмет: математика.

Класс: 3.

Цели: познакомить с единицами измерения времени – часом и минутой; учить узнавать время по часам; показать важность ориентирования во времени как одно из средств самоконтроля.

Задачи:

Личностные: воспитывать бережное отношение ко времени, прививать навыки по воспитанию взаимопомощи.

Метапредметные: развивать мышление: умение анализировать, сопоставлять, выделять главное и обосновывать свои действия, устанавливать причинно-следственные связи, развивать интерес, внимание, математическую речь; развивать логическое мышление детей (умение сравнивать, обобщать, классифицировать).

Предметные: систематизировать знания учащихся о времени как величине, о единицах времени; закреплять умения выполнять действия с числовыми значениями времени: сравнивать, преобразовывать крупные единицы времени в мелкие, выполнять арифметические действия; решать задачи на нахождение начала, конца и продолжительности события; совершенствовать вычислительные навыки, развивать навыки проектной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы обучения: словесный, дедуктивный, самостоятельная работа, творческий.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, включение каждого ученика в активную деятельность по достижению цели.

Оборудование: пословицы, иллюстрации часов, коллаж “Время идёт”, числовой тренажёр, сигнальная карточка, индивидуальные карточки, плакаты “Единицы времени”, “Измеряем время”, индивидуальные циферблаты.

Тип урока: комбинированный.

Этапы урока Ход урока Формирование УУД
I. Актуализация знаний.

Инсайд-аутсайдсекл.

1. Организационный момент.

Начинаем наш урок.
Мы уложим его в срок.
Все примеры мы решим и задачи тоже.
Дружно вместе отдохнём.
Своё время сбережём.

А для успешной работы нам сегодня понадобятся:
– внимательные глаза,
– чуткие уши,
– ловкие руки,
– сообразительные головы.

И, конечно же, хорошее настроение!

Желаю вам успехов в работе на уроке!

2. Разминка.

Подумайте, о чём говорит такая пословица?

“Поздно поднялся – день потерял”.

– Ребята, а почему иногда говорят: потерял время? Разве можно потерять время, например, как ручку или карандаш? (Можно.)
– Тогда не будем терять время и приступим к работе.

Девиз урока:

Время не стоит на месте.
Нас зовёт с собою вместе.

– Для того чтобы привести свои мысли в порядок и хорошо подготовиться к работе, начнём наш урок с разминки.

Ученики становятся в 2 круга.

Счет по 2, 3, 4, …10,11, 12, 13

Задаю вопросы (ученики внешнего (внутреннего) круга отвечают своему партнеру)

– Век равен……100 годам
– год равен……12 месяцам: январь и т.д
– в году ……..365 суток, а в високосном– 366 суток
– месяц содержит в себе …………….30 и 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток)
– в неделе ………………7 дней: понедельник и т.д
– в сутках ……………….24 часа
– в часе………………….60 мин
– минута равна ……………..60 секундам

Познавательные УУД.

Развиваем умения:
1 – ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
2 – отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

II. Формулирование темы и целей урока.

Таймд пэа шэа

(С партнером по плечу.)

На доске рисунки: петух – цветы – солнце – песок

Что объединяет все эти понятия? Как между собой они связаны? Докажите.

– Эти предметы позволяли определять время.

Встало солнышко – пора людям вставать, за работу браться. Поднялось солнце выше – пора обедать, а спряталось солнце, закатилось – пора домой возвращаться, спать ложиться.

Крестьяне заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище.

Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается. Эти часы назвали песочными. (По М. Ильину, Е. Сегал)

Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в “свое собственное” время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.

– А сегодня как человек определяет время? (По часам.)
– Какую цель должны поставить перед собой? (Научиться узнавать время по часам.)
Цель урока: научиться узнавать время по часам и уметь ориентироваться во времени

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:
1 – самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом.

III. Повторение и систематизация изученного.

Финк-райт-раунд робин (подумай – запиши –обсуди в команде).

– Вспомните что вы можете рассказать о часах?

Часы – это прибор для измерения времени. Циферблат часов разделен на 12 частей большими штрихами. Против этих штрихов написаны числа от 1 до 12.

– Часовая стрелка– маленькая, она проходит расстояние между большими штрихами за 1 час.
– Минутная стрелка – большая, она делает за 1 час полный оборот. 1 час = 60 мин (запишите в тетрадь)
– 5 маленьких делений между двумя большими показывают 5 минут, которые проходит минутная стрелка.

Познавательные УУД.

3 – добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
4 – Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
5 – Делать выводы на основе обобщения умозаключений.
6 – Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
– представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

IV. Открытие нового (узнаём…).

КЛОК БАДДИС (друзья по часам)

ТАЙМД ПЭА ШЭА

– Встретится с партнером на 9часов.
– Вы все встретились с партнером на 9 часов?

Проблемная ситуация:

– Петя назначил встречу Маше на 9 часов.
– Почему ребята не встретились?
Что важно – не забывать какое время суток!
– Определи по рисункам, который час. С.60 №2 (ответы на листочке).

1ч 10 мин 3 ч 40 мин 11ч 55мин
20ч 13ч 10 мин 15 ч 40 мин 23ч 55мин

Клок баддис (друзья по часам).

Встреча на 3 часа.

– Покажи на модели часов время…..
Работа по учебнику С.60 № 3.

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:
4 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

V. Выбираем задания и тренируемся. Решение задач на время.

С.60 № 6, 7 (с показом ответа на модели часов).

Петя был в школе с 8 утра до часу дня. Сколько часов провел Петя в школе?
Что обозначает число 8?
До часу дня – это, какое время?
Что спрашивает вопрос задачи?
Как узнать? (Из 13 вычесть 8.)
Запишите решение.
Сейчас 6 часов вечера. Два часа назад Петя вернулся с прогулки. Во сколько он пришел с прогулки?
Что обозначает число 6?
Когда Петя вернулся с прогулки?
Какой вопрос задачи?
Как узнать? (6–2)
Через 1 час 40 минут начнется мультфильм. Успеет ли Петя сделать уроки до начала мультфильма, если
уроками он занимается полтора часа.
Через какое время начнется мультфильм? (1час 40 мин.)
Сколько Петя занимается уроками? (полтора часа)
Полтора часа – это, какое время? 1:30
Какой вопрос задачи?
Как узнать? (1:40–1:30)
Запишите решение.
Какой ответ?

Коммуникативные УУД.

Развиваем умения:
1 – доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
4 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

VI. Итог урока. – Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Чему научились?
– Какие задачи решали?
– Всё ли получалось?
– Над чем ещё надо поработать?
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
2 – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.