В школе среди жизнедеятельных и целеустремленных учеников встречаются такие дети, которых принято называть трудновоспитуемыми или “группой риска”. Это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Чаще всего это сочетание многих неблагоприятных условий, которые приводят к отклонениям в поведении и личностном развитии. Таким детям присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: неумение общаться с окружающими людьми, низкий уровень социального интеллекта, слабое развитие чувства ответственности, неуверенность, лживость, агрессивность, несформированность жизненных ценностей, утрата интереса к знаниям, склонность к аддиктивному (саморазрушающему) поведению (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания)
Я, как психолог, в своей работе с детьми “группы риска” по профилактике химической зависимости с 2009 года использую интерактивные средства: авторские развивающие психологические занятия “Навыки жизни” и Форум-театр.
Основоположником Форум – театра является Августо Боаль (1931–2009), бразильский театральный режиссер, писатель и общественный деятель. Адаптированный вариант этой техники был предложен зав. кафедрой психологии Нижегородского института развития образования Еделевой Е.Г.
– Универсальность этой технологии заключается в том, что она может быть использована как самостоятельная форма работы с подростками, так и включаться в общую систему работы со всеми подростками по профилактике химической зависимости. Системность предполагает регулярность проведения мероприятий и охват всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей, педагогов. В нашей средней общеобразовательной школе № 36 г. Дзержинска Нижегородской области на протяжении четырех лет для всех учащихся 7-х классов проходят развивающие занятия по профилактике химической зависимости “Навыки жизни” и Форум-театр. Этот возраст выбран неслучайно. Анализ количества учащихся нашей школы, стоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) г. Дзержинска с 2008 года показывает, что из 27 учащихся 10 человек 7-9 классов были поставлены на учет за распитие спиртных напитков в общественных местах.
Анализ мониторинга “Изучение отношения учащихся к алкоголю”, проводимого в нашей школе в 2009–2010 учебном году показал, что именно в 7–8 классах большинство подростков предпочитают свободное время проводить с друзьями, в этом возрасте увеличивается количество ситуаций, которые кажутся им безвыходными. Таким образом, риск приобщения к психоактивным веществам больше всего вероятен у подростков 7–8 классов. В тоже время 70% учащихся этого возраста считают, что проведение мероприятий по профилактике химической зависимости целесообразно и необходимо. И наша задача – не упустить момент, когда нужно и можно проводить различные мероприятия, чтобы уберечь детей от химической зависимости. Поэтому проведение профилактической работы среди учащихся, в том числе и с “группой риска” – это реальная жизненная необходимость.
Кроме того, именно в 7 классе в общеобразовательной программе курса “Обществознания” отведено 10 часов на изучение тем психологических особенностей подростков и их ответственности перед Законом.
В альтернативу назидательной, урочной системе мы предлагаем ребенку стать активным участником интерактивных форм и в результате сделать выбор в пользу здорового образа жизни.
Курс развивающих занятий Программы “Навыки жизни” включает следующие темы:
“Привычки полезные и вредные”.
“Эмоции. Их значение в жизни человека”.
“ПАВ и ответственность перед Законом”.
“Личность. За что мы можем ценить себя”.
“Конфликты в нашей жизни. Способы их решения”.
Весомое место отводится итоговому мероприятию – Форум-театру. Основные задачи Форум-театра – это формирование социальных навыков взаимодействия, развитие самосознания подростков, поддержка положительных проявлений в поведении, снижение вероятности вовлечения подростков в экспериментирование с психоактивными веществами.
Моя роль в работе с подростками “группы риска” заключается не просто в вовлечении этих ребят в профилактическую работу, а определение им ведущих, главных ролей в Форум-театре. В результате учащиеся посредством Форум-театра могут поработать над решением своих жизненных проблем, проявить себя с новой, подчас неожиданной стороны, в какой-то степени нивелировать стереотипное амплуа “безнадёжного человека”. Я, как психолог, выполняю роль модератора – организую процесс подготовки актеров, провожу репетиции и упражнения, корректирую сценки, помогая группе достигать наибольшей выразительности, и осуществляю работу с аудиторией во время показа.
Этапы проведения Форум-театра.
1-й этап: подготовка спектакля.
Включает следующие шаги:
- Разработка сценария;
- Распределение ролей;
- Репетиция сцены;
- Отработка возможных вариантов замен.
Из учащихся 7-х классов создается труппа из 10–12 человек: режиссеры, актеры, группа разогрева. На основе предложенных подростками ситуаций разрабатывается сценарий. Ребята режиссерской группы в течение нескольких встреч обдумывают причины, приводящие к появлению химической зависимости (чаще всего это конфликтные отношения в семье, школьная неуспешность, неуверенность, зависимость от других) Подростки сами пишут сценарий, состоящий из 3–4 мизансцен в прямой речи, вместе со мной корректируют реплики. Важно, чтобы разыгрываемая ситуация не была идеально разрешимой и имела несколько вариантов позитивного разрешения, которые предлагают подростки. Затем распределяем роли и начинаем репетиции мизансцен и спектакля в целом. На этот этап уходит 4–5 встреч.
Главный герой – жертва ситуации, другие персонажи – его окружение: семья, школа, одноклассники, приятели, другие члены общества. На главную роль можно привлечь и подростка “группы риска”. Этот прием позволяет разыграть самому подростку его жизненно трудную ситуацию в разных вариантах, как с негативными последствиями, так и с позитивными.
Для проведения такой формы интерактивной работы требуются особые условия.
Во-первых, должно быть достаточно большое пространство, которое позволит провести “разогрев” со зрителями.
Во-вторых, желательно, чтобы действие происходило не на сцене, а перед ней или в специальном помещении, например в спортивном зале или рекреациях, тогда зрителям будет проще выходить на импровизированную площадку и заменять актеров. При этом снимается психологический барьер, так как для многих подростков выступление на сцене перед зрителями может быть первым в жизни, и приобретаемый опыт должен быть только положительным.
2-й этап: вводная часть.
В этой части ведущие-подростки предлагают для всех телесные упражнения и игры, которые проводятся с целью раскрепощения участников представления, снятия мышечных зажимов. Кроме того, они помогают установить контакты на вербальном и невербальном уровнях между актерами и зрителями. Такие упражнения помогают зрителям быстрее войти в атмосферу театрального действия и не бояться стать участниками представления. Упражнения проводятся в течение 15–20 минут
Все упражнения проводятся в кругу. Разогрев включает в себя 4 основных упражнения: “Приветствие”, “Паутина”, “Человек к человеку”, “Гипноз”. Если упражнения проводит подросток “группы риска”, то для него это хороший опыт публичного выступления, тренировка уверенности и возможность показать себя сверстникам с позитивной стороны. Необходимо, чтобы актеры помогали ведущим разогрева: были активными, раскрепощенными, находчивыми и эмоциональными, – только таким образом удается подготовить и “зарядить” зрителей-участников для работы в интерактиве. При этом следует соблюдать технику безопасности, чтобы не возникло столкновений, агрессивного соперничества.
По окончании фазы разогрева зрители садятся на свои места, и после небольшого вступительного слова психолога, ведущего спектакль, и приготовлений актеров к спектаклю начинается следующий этап.
3-й этап: спектакль.
По методике Еделевой Е. Г. в самом спектакле-форуме выделяются 4 фазы, которые и являются его методической основой.
1. Вводная часть.
Во вступительном слове ведущий предлагает зрителям посмотреть одну ситуацию, взятую из жизни. Обращает внимание на то, что показанное в спектакле может случиться с каждым, каждый может стать свидетелем подобных ситуаций в жизни. В спектакле всё условно (предметы, вещи).
2. Миниспектакль.
Перед показом сцены с аудиторией обсуждается проблема, затрагиваемая в сценке. Можно задать вопрос о личном опыте зрителей относительно явлений показанных в сценке. Например, “Что для вас семья? Происходят ли конфликты между родителями и детьми? Как ведут себя в конфликте члены семьи? Кто ответственен за благополучие в семье?”
Модератор объясняет зрителям правила показа спектакля. Вниманию зрителей предлагается 12–15-минутная инсценировка из 3–5 мизансцен, в которых ярко показаны причины, приводящие человека к употреблению наркотических веществ, алкоголя, табака или к другим видам отклоняющегося поведения. Чаще всего ситуации эти легко узнаваемы, так как происходят с подростками и окружающими их людьми на улице, дома в семье, в школе. Ничего надуманного или фантастического в них нет, они соответствуют реальному положению дел.
Финальная сцена не завершается, а прерывается незаконченным действием – “стоп-кадром”.
3. Обсуждение, повторное проигрывание ситуации с корректировками зрителей (самими зрителями).
Эта фаза является кульминационным моментом технологии. Зрители пытаются предложить идеальный, по их мнению, вариант исхода событий . Предлагается неполная замена зрителями ролей актеров.
Вначале со зрителями обсуждают проблему, пытаются предсказать последствия поведения героев, происходит обмен чувствами, рефлексия. Затем переход в следующую фазу – начало дискуссии (это может быть как монолог, так и диалог).
Модератор задает вопрос:
– “Как можно изменить ситуацию?”. Когда кто-то предложит вариант решения, его просят выйти на сцену и продемонстрировать его, заменив одного из персонажей. После этого зрителям предлагается изменить историю в лучшую сторону.
Актеры начинают играть с первой сцены, когда зрители захотят что-то изменить, они должны сказать “СТОП”. Ведущий приглашает этого зрителя заменить актера и разыграть ситуацию по его версии. Зрителям предлагается изменить каждую ситуацию таким образом, чтобы трагедии в дальнейшем не произошло.
Затем с аудиторией обсуждается вопрос: “ Как изменилась ситуация? Что повлияло на изменение ?” Для модератора важно поддерживать необходимый “градус дискуссии” и активизировать всех зрителей, мотивируя их к поиску вариантов решения проблемы и проигрыванию мизансцен. Это позволяет достичь максимального эффекта от использования данной технологии.
Следует обратить особое внимание на реакцию зрителей, не выходящих на сцену. Они могут дискутировать друг с другом, обсуждать варианты и даже мешать действию, но это является важным элементом интерактивной техники, так как показывает, насколько глубоко проблема задела зрителей и насколько она важна для них.
Возможен вариант “подсадной утки”, когда в зрительном зале сидит подросток, с которым заранее обговариваются возможные варианты решения мизансцен. Этот ход можно использовать в том случае, если зрители не могут сразу активно войти в обсуждение спектакля.
Модератор не дает никаких оценок. Подмечаются положительные действия участников. Что им помогало в разрешении этой ситуации. Можно корректировать действия фразами, типа “ Попробуем, как ещё можно здесь поступить?”…Можно спрашивать о чувствах: “Что ты чувствовал, когда играл эту роль?”
При этом особая роль принадлежит психологу, ведущему форум-спектакль. Ему необходимо почувствовать и вовремя отреагировать на действия зрителей, если они стали неэффективными или повторяющимися, и тактично перейти к другой мизансцене или завершить спектакль. Психологу важно обеспечить психологическую и эмоциональную поддержку зрителя, вышедшего на сцену. Ни одно действие не критикуется, не осуждается, а лишь поддерживается аплодисментами. Такая поддержка дает возможность зрителям стать участниками и предложить большое количество вариантов разрешения ситуации.
В заключении модератор обращается к зрителям с вопросами, которые помогают всем понять ошибки главного героя и определить конструктивные варианты решения увиденных ситуаций. Затем зрителям предлагается еще раз сыграть спектакль, только с новыми вариантами. На роль героев спектакля выходят желающие зрители. Модератор может стимулировать выход подростков “группы риска”. Этот прием помогает без навязывания самим подросткам принять конструктивные способы решения ситуаций. Обычно в этой фазе спектакля происходит бурное оживление в зале. Подростки становятся активными участниками спектакля, проявляют заинтересованность и творческую активность.
4. Вывод актеров из роли.
Модератор благодарит всех участников спектакля (режиссеров, актеров, зрителей). Звучат аплодисменты.
4-й этап: передача профилактической информации.
Эта фаза не появляется отдельной, так как передача профилактической информации может быть осуществлена как в ходе спектакля, так и по его завершении.
Эту информацию могут нести и специалисты, присутствующие на спектакле, например наркологи, педагоги, юристы. Наибольший эффект достигается, когда информация психопрофилактического плана исходит от самих зрителей-подростков, даже если она и носит декларативный характер. Для подростка наиболее ценны сведения, исходящие от сверстников, а информация, получаемая от взрослых, чаще воспринимается как нотация или навязчивое нравоучение.
Для эффектности заключительного этапа можно использовать музыкальные средства. Я предлагаю всем спеть песню Булата Окуджавы в исполнении Олега Газманова “Каждый выбирает по себе”. Школьники встают в круг, звучит фонограмма и все вместе исполняют песню.
5-й этап: обратная связь.
После спектакля берется интервью у зрителей, о тех переживаниях, которые они испытали, об изменении отношения к той проблеме, о которой шла речь. Как вариант, может быть использована интерактивная система цветных карточек, с помощью которых можно оценивать эффективность деятельности. Я использую творческие задания: написание письма “Ответ редактора молодежной газеты на письмо девушке по проблеме употребления алкоголя её молодым человеком” и создание рекламных проектов “Я выбираю жизнь”.
Результатом четырехлетней реализации Программы “Навыки жизни” и Форум-театра как средств профилактики химической зависимости является:
1. Количество охваченной данной работой подростков, в том числе и подростков “группы риска”.
Всего в данной работе за 4 года было задействовано 320 подростков 7-х классов. Из этого количества 8% составили подростки “группы риска”: те, кто стоит на учёте в КДН и ЗП г. Дзержинска (за употребление алкогольных напитков в общественных местах) и на внутришкольном учёте.
2. С момента реализации Программы в нашей школе уменьшилось количество подростков, стоящих на внутришкольном учете и учете в КДНиЗП г. Дзержинска. С 2011 года среди них нет девочек.
3. Увеличение количества учащихся, считающих важным проведение профилактической работы в школе. Это отражается в ответах на вопросы анкет учащихся до начала реализации Программы и после её проведения. Из общего числа опрошенных подростков первоначально 55% детей считали важным поведение профилактической работы. По окончании этот показатель увеличился на 30% и составил 70%
Отзывы учащихся по обратной связи:
– “буду избегать плохих компаний”;
– “понял, как важна моя жизнь и жизнь моих друзей”;
– “буду аккуратней и осмотрительней”;
– “я за здоровый образ жизни”;
– “понял, что жизнь – штука тонкая и нужно её беречь”;
– “узнал, что есть разные выходы из проблем”;
– “я не буду употреблять алкоголь и курить, т.к. я будущая мама, а ребёнок
важнее всего”;
– “я стала задумываться о будущем”;
– “в любой ситуации можно найти много разных выходов”;
– “надо быть уверенным”;
– “я научилась видеть разные способы решения проблемы”;
– “каждый может для себя найти правильный выход”;
– “исход события, решение проблемы зависит от самого человека”;
– “я сам выбираю свой путь в жизни”;
– “прежде чем что-то сделать, надо подумать о последствиях”.
4. Так же по окончании мероприятий учащимся предлагается написать творческую работу “Ответ редактора молодежной газеты на письмо девушке по проблеме употребления алкоголя её молодым человеком”. В ответах учащиеся отражают свое отношение к употреблению алкоголя молодыми людьми, предлагают разные варианты помощи молодому человеку в решении проблемы зависимости, отмечают важность ответственности каждого человека за своё здоровье и жизнь.
Учащиеся создают творческие рекламные проекты “Я выбираю жизнь”, в которых средствами компьютерной графики, художественными изобразительными средствами показывают негативные последствия употребления ПАВ и значение здорового образа жизни. Эти плакаты вывешиваются в главном фойе школы.
5. После проведения профилактических мероприятий с детьми проходят встречи с родителями на тему: “Роль семьи в профилактике алкогольной зависимости”. Взаимодействие с родителями по данной проблеме позволяет мотивировать родителей к более осознанному восприятию проблем подросткового возраста, ответственному отношению к тем жизненным ситуациям, с которыми сталкиваются дети, осознанию важности примера родителей, умению конструктивно решать трудные жизненные задачи.
Отзывы родителей:
– “занятия необходимы: помогают лучше понять себя, других, научиться
справляться с проблемами”;
– “в школе активно ведётся работа по профилактике химической зависимости”;
– “приятно слышать, что педагоги затрагивают вопросы по профилактике
зависимости”;
– “школа помогает родителям формировать стойкое негативное отношение к
психоактивным веществам у своих детей”.
6. В 2012–2013 учебном году было проведено заседание школьного методического совета классных руководителей на тему: “Работа школы по профилактике алкогольной зависимости” Взаимодействие с педагогами школы позволяет формировать системный профилактический подход по решению проблем употребления подростками психоактитивных веществ в учебно-воспитательном процессе.
7. На городском методическом объединении психологов города данная Программа была предложена для реализации школам города.
Внедрение данной системы работы по профилактике химической зависимости показывает, что происходит снижение вероятности вовлечения младших подростков в экспериментирование с ПАВ за счет активизации самосознания учащихся, развития способности к анализу собственного состояния и поведения, умения ответственно делать свой выбор. У подростков формируется более осознанное отношение к своему здоровью и жизни, как высшим человеческим ценностям.
Литература
- Гиппенрейтер Ю. Б. “Общаться с ребёнком: Как?” М., “Генезис”, 2001 г.
- “Дети группы риска: психологическая помощь и преемственность в воспитании” Департамент образования Нижегородской области. Нижегор. ин-т развития образования – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006. – 168с. Авторский коллектив: Л.А.Долгова, Е.Г.Еделева, Е.С.Усова, С.А.Фадеева.
- Микляева А. В. “Я-подросток” СПб, “Речь”, 2006 г.
- Осипова М. “Часы профилактики” ж. “Школьный психолог”, № 1, 2005 г.
- Томас А. Харрис “Я хороший, ты хороший” М., “СОЛь”, 1993 г.
- “Форум-театр: формула выхода из кризиса”: Уч. метод. Пос. для желающих создать форум-театр / Д.Доусэт, Е. Еделева, И.Захарченко и др. Британский Совет в Украине. – К., 2007. 66 с.