Урок литературного чтения по теме "Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про Храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост". 3-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа

Класс: 3


Класс: 3.

Программа “Школа России”.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: формирование читательской компетентности учащихся, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Задачи:

  • формировать умения высказывать свои отношения к героям, их поступкам;
  • эмоционально переживать текст;
  • выражать свои эмоции.

Оборудование: иллюстрации с изображением персонажей, карточки, загадки, фразеологизмы, смайлики для рефлексии, лестница “успеха”, презентация.

Ход урока

I. Организация класса

– Кто пришел на урок с хорошим настроением? Почему?
– Прочитаем хором: “Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно”.

II. Проверка домашнего задания

– Какой раздел литературного чтения мы начали изучать на прошлом уроке? (Литературные сказки.)
– Какое учебное задание можно выполнить, прочитав название сказок на доске? “Каша из топора”, “Лиса и тетерев”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом петушке”.

(Разбить на две группы.)

– По какому принципу?

Литературные, Народные.

– Расшифруйте слово ЗПАКИСРКА
– Что такое присказка? (Род зачина или концовки в сказке.)
– Как вы думаете, в чем особенность присказки писателя Д.Н. Мамина – Сибиряка? (Она написана к нескольким сказкам. В ней собраны герои этих сказок.)
– Почему вы изобразили именного этого сказочного героя? (Проверка домашнего задания.)

(Комментарии детей к своим иллюстрациям по сказкам Д.Н. Мамина – Сибиряка.)

III. Работа по теме урока.

1. Мотивация учебной деятельности.

Работа в парах.

– Возьмите карточку с рабочего стола, прочитайте загадки, отгадайте их и найдите лишнюю.

Что за зверь такой лесной,
Встал как столбик под сосной?
Кто стоит среди травы,
Уши больше головы?
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались,
Напугал зверят тех…
Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится.
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.

(Лишняя про волка.)

– Что из загадок вы узнали про зайца? Презентация. Слайд 1.

(Большие уши, зимой – белый, летом – серый, грызет кору со стволов деревьев, никого не обижает, а сам всех боится.)

2. Самоопределение к деятельности.

– Кто догадался, о ком мы сегодня будем читать и кто автор этого произведения? Слайд 2, 3.

(Д.Н. Мамин – Сибиряк, автор сказки про Храброго Зайца, Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост.)

– Давайте сформулируем учебные задачи. Слайд 4.
– И еще мы будем учиться оценивать поступки.
– Что можно сказать о зайце по названию сказки и иллюстрациям в учебнике?

3. Знакомство с новым материалом. Первичное чтение.

– Давайте, почитаем сказку про себя, послушаем выразительное актерское чтение и ответим на вопрос: “Почему вдруг всем зайцам сделалось весело?” Аудиозапись до слов “Кричат зайцы…”. Слайд 5.

(Потому, что Заяц расхрабрился и стал хвастать, что не боится волка и съест его, если тот попадется.)

– Предположите, что будет дальше?

Аудиозапись текста до слов “Дальше случилось…”.

– Насколько ваши предположения оправдались?
– Что значит выражение “язык у хвастуна точно примерз?”
– Как вы думаете, чем же это закончится?

Аудиозапись текста до конца сказки.

– Верными ли были ваши предположения? Слайд 6.

4. Физкультминутка.

5. Беседа по содержанию текста с выборочным чтением.

– Каким заяц изображен в начале сказки?

(Маленьким, трусливым.)

– Прочитайте, как об этом говорится в тексте.
– Как понимаете выражение “душа в пятки ушла”? Когда так говорят?
– Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится?

(Вырос, надоело ему бояться.)

– Как к этому заявлению отнеслись другие зайцы? Прочитайте.
– Как хвастался заяц? Прочитайте.
– Почему начали смеяться над ним молодые и старые зайцы?
– Что такое хвастовство?

(Высказывания детей. Информация из толкового словаря С.И. Ожегова с. 863.)

– Что означает слово хвастать?
– Как вы относитесь к хвастовству?

Вывод: хвастовство – не есть хорошее качество.

– Почему волк решил съесть именно этого зайца?
– Что случилось с зайцем, когда он увидел волка?
– Как вы понимаете это выражение “язык у хвастуна точно примерз”?
– Найдите слова, описывающие, как заяц убегал от волка?
– Где нашли трусишку другие зайцы?
– Какие чувства он испытывал?
– Как зайцы стали называть главного героя сказки? Найдите этот отрывок.
– Сколько в нем действующих лиц? Выразительное чтение по ролям.
– Заслуженно ли получил заяц имя “храбрый”? Как вы считаете?

(Ошибочно, зайцы неверно истолковали то, что увидели.)

– Какое чудо произошло в этой сказке с Зайцем?

(Он поверил своим товарищам, что он храбрый и стал считать себя таковым.)

– Как автор называет Зайца в течение всей сказки?

(Вначале – глупый и смешной, затем – несчастный, наконец – бесстрашный и храбрый.)

– Как вы думаете, как автор относится к своему герою Зайцу?
– А вы как относитесь к Зайцу?

Вывод: нет ничего невозможного, главное захотеть и поверить в свои силы.

– Давайте предположим, что могло бы случиться с героями Д.Н. Мамина – Сибиряка дальше?

(Ответы детей.)

IV. Рефлексия.

– Прикрепите свой смайлик на доску к “лестнице успеха”.

“Я хорошо работал”.
“Я могу работать лучше”.
“Я не очень доволен собой”.

V. Домашнее задание: По выбору: найди понравившийся отрывок из сказки и перескажи его. Если захочешь, сделай к отрывку иллюстрацию.