Современное общество ставит перед учителем и школой задачу подготовить знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания ученика. Для начальной школы главным остаются формирование учебной деятельности как желание и умение учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в среднем звене.
Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности, сколько обучение ученика умениям проектирования: целеполаганию, проблематизации, организации и планированию своей деятельности, самоанализу и рефлексии.
Главная идея проектной деятельности – направленность учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который получается при решении практической или теоретической, на обязательно– личностно-значимой и социальной проблемы. Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. В рамках внедрения федерального государственного стандарта второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, способов деятельности, освоение которых гарантирует успешность всего последующего обучения.
Практика показывает, что метод проектов является эффективным средством развития познавательного интереса учащихся на урока окружающего мира. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку обозначенной проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом.
Реализация проектно-исследовательской деятельности на уроках окружающего мира ведет в целом к изменению позиции учителя. Мы привыкли рассматривать педагога, как носителя готовых знаний. Теперь же он превращен в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Для того, чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:
1. Провести подготовительную работу. Приступая к работе учащийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Новые знания в ходе проекта может дать учитель, но в очень незначительном объеме.
В процессе работы над проектом у учащегося необходимо формировать следующие умения и навыки:
- Мыследеятельные (выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание, формулирование задачи, выдвижение гипотезы).
- Презентационные (построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации, изготовление предметов наглядности).
- Коммуникативные (слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы).
- Поисковые (находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в Интернете).
- Информационные (структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах).
- Проведение инструментального эксперимента (организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров).
Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:
- Материально-техническое и учебно-методическое оснащение
- Кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты)
- Информационные ресурсы
- Информационно-технологические ресурсы (компьютер)
- Организационное обеспечение (расписание занятий, работы библиотеки)
- Отдельное от урочных занятий место
2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом – мотивацию. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективной практической и социальной пользы.
4. Внимательно относится к выбору основополагающего вопроса проекта. Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос будет интересен учащимся, то проект будет успешен.
5. Создавать группы не более 5 человек. Для работы над проектом класс разбиваем на группы. Каждая уз групп будет работать над своим подвопросом.
6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности. Окружающий мир в этом случае наиболее эффективен, т.к. преподавание этого предмета не только допускает, но и требует введение метода проекта как в урочную, так и во внеурочную деятельность.
7. Учесть и избежать подводных камней. Не превратить проект в реферат, не допустить подмены деятельности родителями.
Проектная деятельность на уроках окружающего мира позволяет учащимся расширить рамки учебника, проследить связь между различными школьными дисциплинами, способствует формированию ключевых компетенций учащихся, выводит учебно-воспитательный процесс из стен школы в окружающий мир. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что кропотливая работа над учебными проектами полностью себя оправдывает: она создает благоприятные условия для лучшего взаимодействия между учащимися и учителем, повышает самооценку, повышает качество знаний..