Начну с того что активный возраст просмотра мультфильмов начинается с 3-х лет, в этом возрасте у ребенка преобладает воссоздающие воображение, т.е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
У кого есть маленькие дети, тот, наверно, не раз замечал, как они поворачивают головы к экранам телевизоров, в то время когда идёт трансляция реклам. Высказывалось много мнений на этот счёт. Были предположения о том, что там используется некий скрытый гипнотизирующий эффект. На самом деле всё это – игра ярких красок, быстрая смена картинок и звуковое сопровождение. Может, сам по себе факт того, что дети кидаются к экранам, и не несёт большого прямого вреда, но он несёт огромный косвенный вред – привитие любви к экрану и отрыв ребёнка от реальности.
Данное действие ведёт к тому, что любой выпускаемый мультфильм, в котором будет световая динамика и заманивающая озвучка, обязательно привлечёт внимание ребёнка и не даст ему отойти от экрана. А что покажут? Немногие родители задаются вопросом по поводу того, что смотрит их ребёнок. А что, со стороны всё выглядит гладко: ребёнок сидит перед экраном, не отвлекает от повседневных дел, не просится на улицу, где так страшно и опасно, – не жизнь, а сказка. Вот только остаётся неясным вопрос о том, сказка ли это и каков финал этой сказки?
Воспитанием детей должны заниматься родители, а не мультфильмы. Абсурдно ведь звучит выражение – моего ребенка воспитывает чужой дядя или тётя. А ситуация с мультфильмами выглядит именно так. Большая часть продукции западного конвейера “фабрики грез” для детей вредна. Сейчас это все более и более очевидный факт. Но далеко не все это до конца осознают и позволяют детям часами сидеть перед телевизором. Кто читал детям книжки полвека или век назад, рассказывал сказки, по ходу отвечал на вопросы? Правильно, родители, бабушки и дедушки, другие родственники. Они передавали подрастающему поколению часть себя, свое мировоззрение, свою культуру. Растили себе подобных, действиями своими подтверждая пословицу: “Яблоко от яблони недалеко падает”. Мультик – та же сказка или книжка, только картинки в ней двигаются и разговаривают. И сказку эту вашему малышу “рассказывает” не бабушка и не дедушка, а неизвестный “дядя или тётя” с неизвестным вам характером и мировоззрением.
В основу любого мультфильма ложиться сказка. Ведь сказка – это то, что формирует в детском сознании модель окружающего мира, образы мамы и папы, друга и врага, добра и зла, всего того, на что он будет ориентироваться всю жизнь.
Можно предположить, что мультик просто отражает то, что происходит в нашей
жизни. Возможно. Но авторы активно применяют специальные приемы, направленные не
просто на отражение на экране реальности, а воздействующие на неокрепшую
психику. Причем, реальность отходит на второй план, в головы мальчишек и
девчонок вбивается нужная кому-то поведенческая модель.
Зарубежные и российские мультфильмы. Есть ли разница?
Взрослому человеку, воспитывавшемуся еще при советском строе, хорошо знаком
советский мультфильм, понятен его положительный и добрый смысл. В каждом
мультфильме добро побеждает зло. Поется песня о дружбе. Лесные звери – милые и
добрые. Нет крови, убийств и насилия. Все это и многое другое служило
несомненным плюсом в воспитании детей, которые сегодня стали взрослыми. Сегодня
мы выросли, насытились западным кино и отлично представляем, что такое триллер
или боевик. Та же ситуация и с мультфильмами.
К огромному сожалению, нашим детям не с чем сравнивать. Западные
мультипликационные фильмы давно перебрались на российское телевидение и надежно
заняли там свое место. Дети вынуждены смотреть, а вместе с тем и воспитываться
на механических монстрах, вампирах, кровожадных чудовищах, всемогущих роботах,
колдунах и злых волшебниках. Почти во всех мультфильмах в сюжете присутствует
конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. элементы агрессивного
поведения и насилия. И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией,
причем зачастую даже отказываются от игры – лишь бы сидеть перед телевизором.
Мультфильмы не просто напичканы эпизодами насилия и агрессии, посредством их
внедряется антагонизм между детьми и родителями. Особенно это касается
мультфильмов “Симпсоны” и “Гриффины”.
Героини западных мультфильмов сконструированы таким образом, что при
регулярном просмотре мультфильмов, у девочек угасает желание быть матерью.
Достигается это так: образ женщины лишается романтики и тайны путем наделения
его взрослым реализмом и жестокостью. Попутно девальвируются и высмеиваются
традиционные для русского общества женские качества. Те самые, которые
прославляют наши старые, добрые отечественные мультфильмы – целомудрие,
застенчивость, скромность и материнство, как таковое. То, что делают
иностранные, главным образом американские мультфильмы с нашими детьми,
помещается в короткую формулировку – интеллектуальное растление. Рисуется
“красавица” (кстати, стоит отметить, что все женские персонажи в мультфильмах на
одно лицо), которую ребенок идентифицирует как добрую и хорошую, потому что его
к этому уже приучил американский мультфильм (главная героиня не может быть
плохой). Ребенок знает, что добрым и хорошим надо подражать. И именно здесь к
образу лепится всякая мерзость – типа похоти, жестокости, неуважения к
родителям, и много еще чего. И на положительном образе героини эти паразиты
въезжают в детскую душу и незаметно ей управляют.
В самую простую упаковку вкладывают вредное содержимое – наделение романтической
героини, которой ребенок сочувствует и подражает, атрибутами гнева, злобы и
жестокости. Вы, например, можете представить себе Настеньку из “Аленького
цветочка” с выражением злобы или ярости на лице? Может ли она вообще скалить
зубы, просто быть агрессивной? А вот цыганка из “Нотр-Дама” вполне. И многие
другие тоже. Можно ли себе представить царевну-лягушку, которая дерется, как
мужчина? А вот Жасмин в “Аладдине” или тролльша в “Шреке” делают это не просто
привычно, но жестоко и со вкусом. Они делают это весело и заразительно, а ведь
сегодня это одни из самых популярных у детей мультиков. Романтическая героиня
теряет признаки женского пола и ведет себя не просто, как мужчина, а как
супермен. Апофеоз этого процесса – фантастические мультики про роботов или
мумий. Там, внешне оставаясь женщиной, героиня не просто мужчина по роли, не
просто супермен, но выходец из ада, демон.
Вы, конечно, видели эпизод из “Шрека” (когда взрывается птичка от пения
тролльши). Дети в этом момент всегда смеются. Именно так достигается сдвиг
сознания. Таким образом, чужими людьми изменяется психика наших детей. Это не
просто сцена красивого убийства, это – девальвация смерти. Этот эпизод изменяет
всю систему детских представлений о мире. Главная положительная героиня наших
сказок не может быть вероломна, она не может быть жестока, не может убивать.
Помните, как Настенька из “Аленького цветочка” поет про маленькую птичку
соловушку, русский символ романтики и любви?
А что с соловушкой и ее потомством делает тролльша? Герои “Шрека” пришли из
мира, где перевернуты с ног на голову понятия о добре и зле. После этого
убийство ради развлечения двух рептилий – лягушки и змеи кажется невинным. На
самом деле – это романтический атрибут сказки наоборот. Сказки, где не лягушка
становится царевной, а царевна превращается в зеленую нечисть. И эта нечисть
является романтической героиней антисказки. Антигероиню по ходу сюжета
сопровождают антиромантические метафоры, убийство лягушечки, птички, змейки.
Точно так же, как нормальных героинь отечественных мультиков сопровождает пение
соловья и цветение земли.
Давайте вспомним, какие мультики смотрели в детстве вы, какие получали
ощущения и эмоции после просмотра мультфильма, хотелось ли вам кого-нибудь
обидеть?
Ребенок имеет право на счастливое и спокойное детство – уберегите его от плохих
мультфильмов.