Цель: ознакомить с историей развития денег, познакомить с монетами, денежными единицами понятием “сбережения”; развивать речь; расширять кругозор; воспитывать бережливость.
Оборудование: компьютер, мультимедийнй проектор, презентации, современные деньги, учебники, рабочие тетради, монеты достоинством 1 рубль, 10 копеек, бумажные деньги, кроссворд
Ход урока
I. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок.
II. Проверка домашнего задания.
– Разгадайте кроссворд. (Презентация. Слайд 1)
1. “Главная потребность человека” Необходим для добычи природных богатств, производства товаров. (Труд.)
2. Жидкое полезное ископаемое. Её называют чёрным золотом. (Нефть.)
– Какая отрасль промышленности обеспечивает экономику нефтью? (Добывающая.)
3. Что производит лёгкая промышленность? (Ткань.)
4. Составная часть экономики – химическая …(промышленность).
5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей. (Услуга.)
6. Отрасль промышленности, которая обеспечивает экономику металлами. (Металлургия.)
– Какие ещё отрасли промышленности вы знаете? (Электроэнергетика,
машиностроение, пищевая.)
– Какое слово получилось в выделенном столбце? (Деньги.)
– Правильно, это деньги.
III. Сообщение темы и целей урока.
– Как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке?
– Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир денег, узнаем,
как и когда появились деньги, как изменялись. (Слайд
2)
IV. Новая тема.
– Как вы понимаете, что такое деньги? (Деньги – особый товар, который
можно обменять на любые другие товары и услуги.) (Слайд
3)
– Как вы думаете, деньги существовали всегда?
– Было такое время, когда люди совсем не знали денег. Жили они тогда племенами,
занимались охотой, скотоводством. Давайте перенесёмся в те далёкие времена. (Слайд
4)
Инсценирование .
– Анечка и Вовочка оказались у вождя древнего племени. Давайте послушаем их разговор.
Вождь. Раньше мы все делали сами, а теперь приходится выменивать у соседних племен то, чего у нас нет.
Аня. Ага, это как два бизнесмена договариваются друг с другом вагон повидла на вагон пряников сменять.
Вождь. Да, может у вас в племени это и удобно, а у нас, пока нужный обмен совершишь, состаришься.
Аня. А это почему?
Вождь. Гляди сама. Например, нам нужно зерно. Мы предлагаем в обмен на него шкуры. Но племени, у которого есть зерно, нужны не шкуры, а топоры. Племя, которое может дать топоры, меняет их только на горшки. Племя, которое делает горшки, готово поменять их на шкуры. Так и приходится меняться: шкуры на горшки, горшки на топоры и только топоры на зерно. Голова закружиться.
Вова. Я у Андрюхи из 4 класса так рыбок выменивал. Намучился – ужас! Пришлось сначала выменять фонарик на двух крыс в клетке. Потом двух крыс в клетке – на диск с играми. Диск с играми – на картридж. А картридж – на рыбок!
Вождь. Да-а-а…, значит у вас в племени обмен проходит еще тяжелее, чем у нас.
– Обмен – это слово всем знакомо. Меняешь то, чего у тебя много, на то, чего
нет, или на то, что очень нужно. Это и есть взаимовыгодный обмен, или, как
теперь говорят, бартер.
– Так как вы понимаете слово бартер? (Обмен одних товаров на другие.)
– Кажется всё просто и удобно. Но на самом деле наоборот. Сложно и неудобно!
Чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было менять их друг на
друга. С течением времени выделился такой товар, на который люди охотнее всего
обменивались, так как были уверены, что всегда смогут обменять его на нужные им
товары.
Это были первые деньги, которые совсем не похожи на те, к которым привыкли мы. В разных местах деньгами служили разные предметы. И они назывались товаро – деньгами.
Например, вначале у наших предков на Руси деньгами служили скот или шкуры животных, чаще всего, белки, соболя, куницы. (Слайд 5)
В Китае и Японии деньгами был рис. В древней Мексике – какао-бобы. Где-то деньгами считались птичья перья, соль, сушёная рыба. Постепенно, через века, они уступили место “деньгам” более удобным. Одними из первых денег были раковины каури – моллюсков, добывавшихся в южных морях. (Слайд 6)
В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на верёвочку, как бусы. За одного быка нужно было отсчитать тысячу раковин.
Как видите, люди перепробовали немало “денег”, пока пришли к деньгам металлическим. Но и эти деньги отличались от современных.
Сначала на Руси не было своих денег. Арабские купцы привезли свои серебряные деньги– куны. Это были металлические бруски, кольца, лопаты, прутики. (Слайд 7)
– А какие же были преимущества металлических денег перед другими?
– Они не портились, не занимали много места. Но самое главное – ими можно было расплачиваться за любой товар. Изготавливали их из серебра, золота, меди.
Первые монеты Руси гривны (Слайд 8) – это небольшой продолговатый слиток серебра. Но не каждый товар стоил гривну, поэтому от нее отрубали часть и платили за товар или получали сдачу. Отсюда и название следующей монеты – рубль, от слова рубить. При Иване III в 15 веке на монетах стали чеканить всадника с копьем – отсюда и название копейка. (Слайд 9)
При Петре I была проведена первая денежная реформа. Были выпущены деньги разного достоинства: рубли, копейки, алтыны, пятаки, гривенники, полушки (Слайд 10)
У металлических денег оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой этот груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на золото. Так впервые появились бумажные деньги. (Слайд 11)
Физкультминутка.
Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги – всё, во что вложен труд человека. Это гораздо удобный способ обмена. И называется купля – продажа. Это такой обмен, в котором участвуют деньги.
– Какие способы обмена товаров и услуг существуют? (Бартер и купля – продажа.)
(Слайд 12–13)
– Казалось бы, чего ещё желать? Увы, как бы ни были удобны монеты и бумажные
деньги, как бы хорошо ни служили, но и они уже уступают место более удобным …
электронным деньгам.
– Что это за деньги?
– Сегодня уже во многих странах при расчётах пользуются кредитными
карточками. С помощью такой карточки можно платить за всё: за квартиру, за
продукты, за одежду – за всё, что душа пожелает. (Слайд
14)
В разных странах сейчас используются различные денежные единицы. В России это рубль. (Слайд 15)
Деньги Соединенных Штатов Америки – доллар. (Слайд 16)
Во многих странах Европы действует ещё достаточно новая денежная единица – евро. (Слайд 17)
– Кто знает, что такое евро?
– На сегодняшний день Евро денежная единица стран Европейского Союза. Евро
используется в обращении в 17 странах.
В Казахстане – тенге. (Слайд 15)
В Украине – гривна. (Слайд 15)
В Японии – йена. (Слайд 15)
В Китае – юань. (Слайд 15)
– А что такое заработная плата?
– Большинство людей во всех странах получают деньги в качестве
заработной платы за работу. Часть денег человек тратит на насущные нужды,
а часть денег может отложить на будущее. Это сбережения.
– Куда можно потратить сбережения?
Есть такая наука – нумизматика. Кто знает, что это такое?
Нумизматика – наука, изучающая историю монет, денежных слитков, медалей. Люди, которые коллекционируют и изучают монеты, называются нумизматы.
Старинные и современные монеты могут очень многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях.
Мы нашли человека, который тоже коллекционирует монеты. Сейчас Ирина Леонидовна покажет вам свою коллекцию.
– Наши ребята тоже собрали небольшую коллекцию денег. Рассмотрите её после урока.
Практическая работа в парах.
Рассмотрите современные российские монеты: 1 рубль и 10 копеек. Что на них изображено и написано? Сравни их.
– Нумизматы дали названия частям монеты. Прочитайте об этом в учебнике на стр.
70. И выполните задание в рабочей тетради на стр. 39 № 3.
– Как называется сторона, на которой изображён герб? (Аверс
или “орёл”.)
– Как называется оборотная сторона монеты? (Реверс
или “решка”.) – (Слайд
16)
– Что такое гурт? (Ребро монеты.)
– Что такое легенда? (Надпись на монете.)
– (Слайд 17)
V. Закрепление.
– Перед вами лежит палитра знаний. Покажите цветом, какие знания ты имеешь по каждому вопросу. Нарисуй кружок.
Не знаю ничего – красный цвет.
Не всё понял – жёлтый цвет.
Знаю правильный и точный ответ – зелёный цвет.
№ п/п | Вопросы | |
1. | Чем люди в древности расплачивались за товар? | |
2. | Что такое бартер? | |
3. | Что такое купля – продажа? | |
4. | Для чего нужны сбережения? | |
5. | Как называют людей, которые коллекционируют деньги? | |
6. | Что такое электронные деньги? | |
7. | Как называется лицевая часть монеты? | |
8. | Как называется обратная часть монеты? | |
9. | Как называется ребро монеты? | |
10. | Для чего нужны деньги? |
– Расскажите, что нового вы узнали на уроке.
VI. Итог урока.
– Понравился вам урок?
– Что было особенно сложным?
Оценка деятельности учащихся.
VII. Домашнее задание.
Стр. 68–72, рабочая тетрадь – стр. 38, 39. (Слайд 18)