Учебный предмет “Основы светской этики”, 4 класс.
Цель: Формирование у обучающихся представлений о понятиях “Дружба и порядочность” как важнейшие нравственные ценности.
Задачи.
- Определить понятие “дружба”, “друг”, “приятель”, “товарищ”, “порядочность”; правил дружбы и т.д.
- Содействовать воспитанию таких положительных качеств, как умение дружить; дорожить дружбой.
- Развивать коммуникативные способности и аргументированно отстаивать свою точку зрения; способствовать сплочению класса – дружбе.
Основные средства наглядности: Презентация.
Ожидаемые результаты: На данном уроке проходит работа в группах, которая даёт представление о дружбе как важнейшей нравственной ценности. Развиваются коммуникативные навыки через совместную работу и принятие решений. Домашнее задание дано с учётом индивидуальных особенностей детей.
Глоссарий: Дружба, Порядочность, Бескорыстие, Друг, Приятель, Товарищ.
Ход урока
I. Установка. Мотивация.
1. Организационный момент.
2. Обсуждение результатов домашнего задания
– Какие добрые дела совершали в течение недели?
– Какие добрые дела совершали окружающие по отношению к вам?
II. Определение темы урока и задачи урока.
1. Чтение учителем притчи:
Светлячок Солнце садилось. По полянке бежали зеленые волны, пропадая на горизонте. Вокруг пахло вечерней прохладой. Птицы замолчали, уступив место нашему герою. Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. Это был светлячок – маленькая букашечка. Его пение нельзя сравнить с трелью соловья. Он просто пел, пел от любви, которая наполняла его маленькое существо, от любви к жизни. И, хоть его вокальные данные были не ахти, он думал, что поет прекрасно, ведь у него всегда было так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. Но глупый светлячок не понимал, что это все не потому, что он пел задушевные песни о красоте и был парнем “что надо”, а лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зеленым огоньком, а переливался всеми цветами радуги, как хорошо граненый бриллиант. А бриллианты в цене, поэтому-то он и стал таким популярным светлячком. Ведь у людей тоже есть одна интересная черта: если один человек сказал, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой решит во чтобы то, ни стало стать его другом (ведь он ничем не хуже), за ним третий, четвертый и т. д., а зачем – никто не знает, просто это престижно. А светлячок безмятежно пел свою незатейливую песенку. Он не знал наизусть слов этой песни и не повторил бы ее дважды. Он просто пел о том, что видел, а видел он прекрасную картину заката, красивое небо, зеленое море травы, слезы росы и любовь. Он во всем видел любовь. Закончив песенку, светлячок заметил, что у него появился слушатель: белокурый мальчик сидел рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу. Бог Дружбы Светлячок обрадовался, что у него есть зрители (он уже привык к вниманию), и постарался вложить в перелив своего панциря всю красоту, которую только мог. Но, к его удивлению, мальчик не взглянул в его сторону. Светлячок даже чуть-чуть обиделся. Но решил все-таки узнать, понравился ли мальчику его блеск (хотя он в этом не сомневался):
– Ну, как? – деловито спросил он, играя лучами уходящего солнца.
– Красиво… – сказал мальчик с каким-то изумлением в голосе.
– Какое красивое солнце, будто зрелая вишня, – фальшивил светлячок,
придумывая все новые и новые сравнения. А мальчик продолжал неподвижно сидеть,
смотря в сторону остатков уходящего солнца. Светлячок до утра пел мальчику, а на
рассвете убежал к своим друзьям, которые наперебой звали его к себе, чтобы
похвастаться известным гостем – бриллиантовым светлячком. Светлячок
пропадал среди лести и восхищения и лишь иногда прибегал на полянку, где в любое
время его ждал мальчик. Светлячок ему пел, рассказывал о своих похождениях, а
потом исчезал. Они были знакомы уже целый год. Время шло, безжалостно пожирая
минуты, часы, дни, года. И светлячок постарел. И, о, беда, он потускнел и
перестал быть похожим на бриллиант. И однажды, когда он пел свои дифирамбы
красоте перед толпой зевак, кто-то шепнул: “Чего вы тут глазеете, слепые что ли?
Он же тускл, как кусок стекла”. Один сказал… Друзей больше не было, в гости не
звали, им не восхищались, а кто-то еще и сказал, что слуха у него нет. В
отчаянии побрел светлячок куда глаза глядят. И прибрел, на свое удивление, все
на ту же полянку, где ждал его мальчик. Светлячок подошел к нему и вздохнул. Но
мальчик услышал и, не оборачивая головы, спросил:
– Что случилось? Я так по тебе соскучился.
– А разве ты не видишь?
– Нет, – честно ответил мальчик.
– Ну, и ладно, – сказал светлячок.
– Расскажи мне, что ты видишь, – попросил мальчик.
– Что? – удивился светлячок.
– Ну, спой свою песенку. Мне так нравится слушать, как ты красиво
описываешь природу, небо, солнце, траву… Вот бы хоть разок взглянуть на это. И
только тут до светлячка дошло, что мальчик слепой и ему все равно, блестит он
или нет. Ему важно то, что он говорит, то, что он приходит. Он ему нужен даже
без блеска. Он ему нужен!
– Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу.
– А что это такое? Ты раньше не пел мне об этом.
– Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.
2. Определение темы и задач урока.
Тема. Дружба. Что это? Друг. Кто он? Качества дружбы.
Задачи.
Определить особенности дружбы как особенного вида отношений людей.
Сформулировать правила дружбы.
(Тема и задачи урока записаны на доске.)
III. Основная часть. (Информационно-аналитический.)
IV.
1. Мозговой штурм (работа в малых группах). Составление “Древа предсказаний “Дружба – это….”
2. Обсуждение проектов, выводы. Слово учителя. (Презентация. Слайды “Дружба – это….”.) (Презентация. Слайды 1–6)
3. Назовите синонимы к слову “Дружба” (Друг, приятель, товарищ…)
Обсудить, как дети понимают эти понятия, дать определения к понятиям. Закрепить по материалу учебника (с. 64–65). (Слайд 7)
4. Игра “Ромашка”. (Работа в парах.)
На лепестках ромашки предложите, пожалуйста, качества, которыми должна обладать “Дружба”. (Взаимное доверие, честность, привязанность, общность интересов, духовная близость, взаимная симпатия, бескорыстность, избирательность, порядочность…)
Обсуждение каждого качества, и дать понятие “Бескорыстие” и “Порядочность” (учебник с. 64).
5. Самостоятельная работа.
– А теперь обсудим, что мешает дружбе и даже ведет к её потере, а что помогает сохранить дружбу. (Первая группа, каждый ученик записывает причины размолвки, а вторая группа – причины сохранения дружбы…)
Через определенное время каждый по очереди называют, а учитель записывает на доске в 2 столбика: 1 ст. Мешает…. 2 ст. Помогает…
Физкультминутка. (Дети выполняют в парах.)
Ты дрозд и я дрозд (Показывают.)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга. (Обнимаются.)
Проектная работа. Дети в группах пытаются составить Законы (правила) дружбы. Защита проектов. (Слайды 9–10)
V. Закрепление.
Вопросы и задания для обучающихся. Фронтальная работа.
– Что такое дружба? Есть ли у вас друг? Почему вы считаете его другом? Помогает ли тебе дружба в жизни, учебе?
Рефлексия.
– В чём смысл такой черты дружбы как избирательность? Прочитайте пословицу,
которая иллюстрирует эту черту.
– Как текст толкует такую черту как бескорыстность? Какая из названных пословиц
иллюстрирует данную черту? (Слайд 8)
- Друга иметь – себя не жалеть.
- Кто скуп да жаден, тот в дружбе неладен.
- Своих друзей наживай, а отцовских не теряй.
- Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.
- Друг познаётся на рати да при беде
- Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.
– Кого выбрать себе в друзья? Какой совет тебе даёт учебник? Прочитай.
– Какая черта Дружбы прослеживается в этом мультфильме? (Просмотр мультфильма
“Просто так…)
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. Беседа. (Слайды 11–16)
– Что такое Дружба?
Спросила я у птицы.
– Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
– Что такое Дружба? –
– Это когда зайцу
Лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
– Дружба – что такое?
– Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют.
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и взрослые, и дети!
Посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас вырезанную из бумаги ладошку с пожеланиями – себе, другу, классу. Мы их откроем на следующем уроке. (На последнем этапе урока звучит фрагмент песни “Дружба – это не работа…” – Презентация.)
VII. Домашнее задание (на выбор).
1. Подберите пословицы о дружбе.
2. Расспросить родителей о значении для них в жизни дружбы
3. Найти пословицы и поговорки разных народов мира о дружбе
4. Написать сочинение на тему “Кого я могу назвать настоящим другом…”
5. Придумать и нарисовать символ дружбы
(Возможна другая концовка урока…)
– Какую цель ставили перед собой?
– Достигли ли вы цели?
– Оцените свою работу.
– Помните, в начале урока вы сказали, что у вас хорошее настроение. Теперь вы
поняли почему? (Мы пришли на урок получать новые знания.)
(Всем детям раздаю маленькие солнышки.)
– Пусть эти солнышки дарят вам свет, который увидят ваши…….(глаза).
Под солнышком будут петь птицы, пение которых услышат ваши …….. (уши).
Распустятся цветы, их ароматы вы почувствуете………(носом).
Созреют ягоды, вкус которых вам поможет распознать ………….(язык).
Тепло этого солнышка вы почувствуете………..(кожей).
– И глядя на это солнышко, вы вспомните своих друзей, которые с нетерпением ждут вас здесь каждое утро. Спасибо всем за урок.
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья:….
Дети говорят друг другу добрые пожелания.
(Рефлексия со стороны учителя?)