Истинная компьютерная грамотность
означает не только умение использовать
компьютер и компьютерные идеи,
но и знание, когда это следует делать.
Сеймур Пайперт.
Наука география одна из самых интересных в мире, она развивается вместе с развитием общества и приобретает все новые интересные направления изучения в рамках образовательного процесса в целом. Жизнь современного общества трудно представить без использования компьютерных технологий, которые сейчас повсеместно внедряются в школьное образование. Сегодня на уроках географии использование ИКТ поднимает мотивацию и эффективность обучения. География наука комплексная, тесно связана с естественными, гуманитарными, математическими и техническими областями, это позволяет интегрировать различные темы в процессе обучения предмету. На своих уроках я стараюсь заинтересовать обучающихся изучением современной географии в соответствии с интересами развития нашего общества .
Основные направления использования ИКТ в процессе обучения географии:
- Персональный компьютер это банк справочного материала, который позволяет как ученику, так и учителю найти любую информацию за короткий промежуток времени.
- Средства управления обучением ученика через подачу определенных логически обоснованных порций информации, заданий, вопросов, действий в индивидуальном темпе исходя из личностных особенностей ученика.
- Динамическое средство условной наглядности, которое позволяет воспроизвести действующие модели, сложные и абстрактные процессы и явления.
- Средство контроля над полнотой, глубиной и системностью знаний учеников, при этом своевременно и объективно оценивая их.
- Средство организации игровой деятельности, приводящее к повышению познавательного интереса к предмету.
- Средство, способствующее организации труда учителя и ученика.
Использование ИКТ позволяет активизировать самостоятельную работу и развивать мыслительную деятельность школьников. На уроках географии это можно сделать с помощью:
- Использования интерактивных карт в обучении географии.
- Создание индивидуальных и групповых презентаций по темам курса.
- Создание логических схем и опорных конспектов с использованием smart блокнота.
- Работа со статистической информацией и ее трансформация в диаграммы и графики.
- Деловые компьютерные игры.
- Тестовый мониторинг.
- Подготовка к ЕГЭ и ГИА.
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:
- электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
- интерактивная доска,
- электронные энциклопедии и справочники,
- тренажеры и программы тестирования,
- образовательные ресурсы Интернета,
- DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
- видео и аудиотехника,
- интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы,
- интерактивные конференции и конкурсы,
- материалы для дистанционного обучения,
- научно-исследовательские работы и проекты,
- дистанционное обучение.
Данные возможности урока представляют модель обучения, включающую учебно-познавательные действия через использование традиционных учебников, атласа, контурных карт, учебно-наглядного материала, в том числе из сети Интернет, электронного учебника и интерактивных карт.Все выше сказанное не означает, что все уроки географии должны проходить только с использованием ИКТ, как говорят “все хорошо в меру”. Одни уроки я провожу традиционным образом, где Smart-доска выполняет демонстрационную функцию, другие уроки проводятся в компьютерном классе, где каждый ребенок может самостоятельно работать на ПК, как с электронным учебником, так и создавать презентацию, исследовательский проект, используя в своей работе данные сети, Интернет (все зависит от типа урока).
Целью моей деятельности является формирование базовых компетентностей на уроках географии с использованием компьютерных технологий.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- способствовать овладению учащимся прочными и глубокими знаниями;
- развивать познавательные процессы;
- содействовать творческому развитию каждого ученика;
- способствовать воспитанию социально – активной личности.
Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ по географии нам необходимо помнить, что:
- на уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал. Например, использование видеороликов, заранее подготовленных, видеосюжетов о наиболее ярких явлениях природы; данный материал необходимо заранее обработать и скомпоновать.
- на уроках закрепления нового материала целесообразно использовать контролирующие программы, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы. Например, можно использовать готовые тесты созданных мультимедиа учебников по географии 6–10 классов;
- на уроках-практикумах можно использовать готовые практические работы мультимедиа учебников, предварительно проверив их, т.к. в практикумах встречаются ошибки.
- интересным примером использования ИКТ на уроке является компьютерная лекция. Это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая всему классу. Основная задача компьютерной лекции та же, что и устной, – объяснение нового материала, но имеет более широкие возможности привлечения иллюстративных и аудио материалов.
Результаты использования ИКТ на уроках географии.
Использование ИКТ на уроках способствует формированию следующих компетенций у учащихся:
Компетенция | Характеристика |
Учебно-познавательная компетенция. | осуществляется в процессе обращения к принципиально новым познавательным средствам и способам совершенствования познавательной деятельности, таким как интерактивность, моделирование различных ситуаций и сред, анимации, резкому повышению скорости поиска и обработки информации и т.п.; |
Общеучебная компетенция. | получает новый толчок за счет использования учащимися программных продуктов, разнообразных как по алгоритмам, так и по видам интерактивных сред, позволяющих оптимизировать его учебную деятельность. |
Информационная компетенция. | напрямую связана со способами рациональной работы с большим объемом учебной и научной информации, предоставляемыми ИК технологиями; |
Коммуникативная компетенция. | Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. |
Социально-политическая компетенция или готовность к
решению проблем. |
В данном случае речь идет не столько о реальной
эффективности принимаемых решений, сколько о психологического готовности
принимать их и брать на себя ответственность за них. Проблемы личного, межличностного, социального, академического и иного характера возникают в жизни любого человека. Подчас именно психологическая неготовность человека реагировать на сложившиеся обстоятельства, пассивная позиция, неумение определить суть проблемы переводят ее из разряда ординарной житейской ситуации в план неразрешимого личного социального конфликта. |
Общекультурная компетенция. | Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо
осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. |
Социально-трудовая компетенция. | Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. |
При использовании ИКТ на уроках я столкнулась со следующими проблемами, которые необходимо учитывать и преодолевать в дальнейшем:
Варианты работы с ИКТ | Возможные трудности | Способы решения проблемы |
Поиск информации. | Учащиеся, зачастую, теряются в огромном объеме
информации, затрудняются в выборе необходимых данных. Не обрабатывают и не оформляют, полученный текст. |
Давать больше заданий на работу с текстом, на составление конспектов и развернутых планов, как письменно, так и в электронном виде. |
Составление графиков и диаграмм. | Некоторые учащиеся не достаточно владеют умениями работать с программой Office Excel. | Наглядно показывать способы работы с программой Office Excel. |
Составление презентаций и другого наглядного материала. | Иногда презентации бывают “перегружены” тексом или анимацией, что затрудняет восприятие предложенных работ. | Тактично указывать на недостатки и недочеты выполненной работы, иногда презентации можно составлять на уроке, обсуждая выбранную информацию и оформление работы. |
Выступления учащихся с использованием ИКТ. | Многие учащиеся заменяют свое выступление презентацией, вместо того, что бы сделать презентацию ярким дополнением выступления. | Предлагать заменить текст в презентации устным выступлением. |
Использование тренажеров и электронных тестов. | ___________________ | Данный тип работы все учащиеся выполняют легко и с удовольствием. |
Я использую ИКТ на уроках географии в течение трех лет и за это время накопила большое количество электронного материала. Основная часть этих работ выполнена мной или учащимися, некоторые работы взяты из интернет-ресурсов и в дальнейшем скорректированы.
Средства ИКТ, используемые на моих уроках географии.
“Hot Potatoes” – инструментальная программа-оболочка, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования.
Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point.
- Лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме.
- Уроки – иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов.
- Уроки – наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно.
Программа Movie Maker входит в пакет стандартных программ Microsoft Office, поэтому уже автоматически установлена на компьютере. Очень удобна при анонсировании больших тем , на заключительных элементах уроков для создания ярких зрительных образов, позволяет применять множество эффектов в видеопереходах, вставлять видеосюжеты, “резать” звук на фрагменты, создавать титры на слайдах, вначале фильма и в конце его уже с элементами кинематографии. Нравится детям, потому что позволяет им почувствовать себя режиссерами проявить свое творчество.
Сегодня учитель, использующий ИКТ в образовательном процессе, имеет уникальную возможность сделать урок более интересным, наглядным и динамичным, соответствующий требованиям к современному уроку.