Профориентационный урок для старшеклассников на тему "Право выбора на ранней стадии профессионального самоопределения"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Если вы хотите добиться от жизни чего-то
значительного, недостаточно просто действовать –
надо еще и мечтать; недостаточно просто
планировать –  надо еще и верить.
А. Франс

Цель занятия: информирование школьников о целях, задачах программы курса; создание ситуации выбора, определение готовности к выбору профессии.

Оборудование: схемы, таблицы, бланки, рабочие тетради, мяч.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  3. Практическая работа.

Ход занятия

1. Беседа о целях и задачах занятий.

Цель: ориентироваться в программе занятий.

Занятия по программе курса: “Информационная работа и профильная ориентация” проводятся в целях самоопределения, формирования умения выбирать. Вы узнаете, что для этого нужно; приобретете, уверенность в правильности принимаемых решений; ваш выбор станет более осознанным, так как он будет основан на знании своих особенностей и возможностей; вы узнаете, что обязательно нужно учитывать, делая выбор образовательного маршрута, какие бывают ошибки, как планировать свое профессиональное будущее. Итогом работы будет выбор и построение пути профессионального образования, а в дальнейшем и профессии – серьезный шаг к самостоятельной жизни.

2. Принятие правил.

Цель: установление границ взаимодействия, обеспечивающих условия для сотрудничества и саморазвития.

  1. Не нужно оценивать друг друга (люди не хотят говорить о себе, если знают, что кто-то оценивает их).
  2. Надо относиться друг к другу с уважением, доброжелательно (если человек другой, это не значит, что он плохой).
  3. Нельзя рассказывать за стенами кабинета о том, что говорили о себе и как проявлялись одноклассники (говори о себе).
  4. Нельзя проявлять агрессию.
  5. Необходимо слушать друг друга (говорим по одному).

3. Определения основных понятий.

Цель предпрофильной подготовки – осознанный выбор профиля обучения.

Профориентация – (лат. professio – род занятий и франц. orientation – установка) – это система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.

Профессия – род трудовой деятельности, требующий, определенной подготовки и является обычно источником существования для человека.

Специальность – вид занятий в рамках какой-либо одной профессии.

Профессиональная ориентация включает в себя:

  1. Профессиональное просвещение – обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведений, возможностей профессиональной карьеры.
  2. Профессиональное воспитание – формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей.
  3. Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройство, возможностей получения профессиональной подготовки.
  4. Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры.

4. Беседа об условиях самоопределения.

Выбор профессии является очень важным моментом в биографии человека, влияющим на все сферы жизни. Самоопределяясь, вы выбираете друзей, увлечения, любимые предметы, темы, самостоятельных творческих работ. Поэтому очень важно научиться выбирать сознательно, мотивируя свой выбор.

Факторы, влияющие на выбор профессии.

Факторы. Критерии.
1. Социокультурный фактор. Подразумевает субъективную оценку престижности и значимости профессии.
2. Социоэкономический фактор. Оценка материального положения в результате овладения профессией.
3. Социальный фактор. Связан с влиянием семьи и друзей.
4. Психологический фактор. Определяется особенностями характера, способностей, личностных качеств человека.

Что нужно знать, чтобы осознанно принимать решения?

Свои особенности и возможности.

Особенности того, из чего предстоит выбирать.

Свои цели и желания, ожидания и представления о будущем.

Именно на эти вопросы вы и будете отвечать в процессе наших занятий.

Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

5. Игра с мячом.

Цель: эмоциональное погружение в будущее.

Старшеклассники в случайном порядке перебрасываются мячом, называя ассоциации к слову “будущее”.

6. Упражнение “Фонтан желаний”.

Написать важные желания, связанные с дальнейшей профессиональной ориентацией.

7. Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии.

(Подготовлен профессором В.Б. Успенским.)

Цель: определение готовности обучающихся к выбору профессии.

Обучающимся предлагается прочитать утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами “да” или “нет”.

  1. Вы уже твердо выбрали профессию.
  2. Основной мотив выбора – материальные интересы.
  3. В избранной профессии вас привлекает сам процесс труда.
  4. Вы выбираете учебное заведение, потому что туда пошли учиться Ваши друзья.
  5. Вы выбираете место учебы, потому что оно недалеко от дома.
  6. Если Вы не сможете поступить в избранное Вами учебное заведение, то у Вас есть запасные варианты.
  7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
  8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
  9. Неважно кем работать, важно, как работать.
  10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала нужно получить аттестат.
  11. Вам известно, каких качеств важных для будущей профессии Вам недостает.
  12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
  13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
  14. Как вы думаете, учителя одобрили бы Ваш выбор?
  15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
  16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
  17. Вы консультировались о выборе профессии.
  18. Главное в выборе профессии – возможность поступить в учебное заведение.
  19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
  20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
  21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на учебу.
  22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой профессии.
  23. Если не удается поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться вновь.
  24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова “хочу”.

Обработка и интерпретация результатов.

Ключ.

Подсчитываются, согласно ключу, в верхней строке бланка ответов все ответы “да”, в нижней – сумму ответов “нет”.

1 балл присваивается за ответ ДА 1, 3, 6. 7. 8, 11, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23.
НЕТ 2, 4, 5, 9, 10, 13, 15, 18, 21, 24.

Подсчитайте сумму и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:

0–6 баллов - неготовность,

7–12 баллов – низкая готовность,

13–18 баллов - средняя готовность,

19–24 балла - высокая готовность.

8. Беседа.

Цель: рекомендации по определению готовности к выбору профессии.

  1. Определение обучающимися своих личностных черт и склонностей, профессиональных способностей.
  2. Получение полной информации о профессиях, из которых учение хочет выбрать “свою”.
  3. Практические профессиональные пробы.
  4. Самоанализ обучающегося, проектирование будущих образовательных и профессиональных траекторий.

9. Обратная связь.

Цель: подведение итогов занятия.

Обучающиеся высказываются по поводу возникающих по ходу занятия новых мыслей, чувств, намерений.

Литература

  1. Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Пашнина М.Г. Профориентационный тренинг для старшеклассников “Твой выбор” – СПб.: Речь, 2008.
  2. ИКТ в профессиональном самоопределении старшеклассников: проект “Азбука выбора”, рекомендации, диагностический материал. – Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2013.
  4. Резапкина Г.В.Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2010.
  5. Филимонова О. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов. – М.: Чистые пруды, 2008.