Цель: Обобщить и закрепить пройденный материал в интересной для обучающихся форме; развивать творческие способности обучающихся; воспитывать ответственность и самостоятельность.
Оснащение:
- Празднично оформленная аудитория.
- В центре круглый стол с самоваром, выпечкой, кондитерскими изделиями,
- Упаковки чая в ассортименте.
- ПК, проектор;
- Раздаточный материал для проведения практической работы.
Подготовка обучающихся :
1. Используя различные источники информации, собрать материал о чае и чайных
напитках, его производстве, ассортименте, качестве.
2. Подготовить презентации по заданным темам.
3. Распределяются роли:
1. Учёный, профессор института Истории чая.
2. Врач, кандидат медицинских наук.
3. Главный технолог чайной фабрики.
4. Директор магазина “Чайный дом”
5. Хозяика чайной.
Ход классного часа
1. Организационный момент:
Ведущий:
“В России есть хорошая традиция –
Коль хочешь радость и здоровье подарить.
Ты чаеводу должен низко поклониться.
Друзей на чашку чая в гости пригласить”.
Вот и мы сегодня решили вспомнить эту старую добрую традицию: испекли пирог, вскипятили самовар, пригласили гостей. Но прежде, чем приступить к чаепитию мы вспомним о полезных свойствах чая, особенностях его производства, поделимся секретами определения качества и полезными советами.
В общем, постараемся убедить гостей, что чай – это здоровье, гостеприимство, миролюбие и хорошее настроение. Проведём мы его в форме беседы за круглым столом, конечно же, с вашим активным участием.
2. Объяснение задания, организация работы:
Что бы наша беседа прошла плодотворно мы пригласили компетентных специалистов.
Позвольте вам их представить.
(Ведущий представляет учащихся, которые играют определённые роли.)
1. Учёный, профессор института Истории чая.
2. Врач, кандидат медицинских наук.
3. Главный технолог чайной фабрики.
4. Директор магазина “Чайный дом”.
5. Хозяика чайной.
Вам ребята сегодня отводится роль посетителей чайной. Но не пассивных наблюдателей, а активных участников. Вы одна команда, где от участия каждого будет зависеть общий результат. Вы должны внимательно слушать, активно отвечать на вопросы, участвовать в конкурсах, выполнять задания. За правильные ответы вам будут назначаться бонусы. Ваша задача – заработать как можно больше бонусов.
О чае мы знаем много – из газет, передач по телевидению, чай мы изучали на уроке товароведения. Чай является самым распространённым напитком на планете.
Кто скажет, какая страна является родиной чая?
Мнения разные. Поэтому рассказать историю появления чая мы попросили профессора института Истории чая.
(Выступает обучающийся, который играет роль профессора института. Он рассказывает историю появления чая в мире и в России.)
Ведущий:
Очень часто чай называют “зелёным золотом”, а труд чаевода сравнивают с трудом старателя. Выращивание и сбор чая – это сложная и утомительная работа. Чтобы получить качественный чай, нужно успеть собрать зелёные и нежные листочки ещё до восхода солнца. Сбор чая в основном производится вручную. Опытные сборщики чая успевают за 1 секунду 5 раз сорвать листочки.
Чтобы понять на сколь это непросто я предлагаю для разминки провести конкурс.
1-й конкурс. От каждой команды приглашаются по два представителя. Выставляется два импровизированных “чайных дерева” (веточки берёзы на которые навешаны чайные пакетики). Кто быстрее снимет все пакеты.
Ведущий:
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можно полечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
И в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай – здоровью лучший друг.
Один известный учёный сказал:
“Если вам холодно, чай вас согреет. Если вам жарко, он вас охладит.
Если у вас настроение подавлено, он вас подбодрит. Ну а если вы заболели – пейте чай и он восстановит ваше здоровье”.
Так что же такое чай? Что это за напиток, который обладает такими чудесными лечебными свойствами?
А теперь мы послушаем выступление специалиста, который более убедительно поведает нам о пользе чая для нашего организма.
(Выступает учащийся, который играет роль врач. Он рассказывает о благотворном влиянии чая на организм человека.)
Ведущий:
Чай – это волшебный напиток, но удивляет совсем другое. Как из зелёных сочных листьев появляются вот такие коричневые чаинки. Это превращение происходит на чайной фабрике. Технология изготовления чая довольно сложная.
Давайте вспомним технологический процесс производства чая:
2-й конкурс. (Предлагается учащимся поэтапно составить технологию приготовления чая, правильно определив последовательность операций.)
1. Завяливание.
2. Скручивание.
3. Ферментация.
4. Сушка.
5. Сортировка.
6. Определение качества.
Молодцы, вспомнили. Но мы сегодня неслучайно пригласили главного технолога чайной фабрики. И сейчас он нам более подробно расскажет секрет производства чая.
(Выступает учащийся в роли главного технолога.)
Ведущий:
Все мы потенциальные покупатели. И, наверное, обратили внимание, что в последнее время в магазине появилось очень много сортов чая. Давайте сейчас проведём конкурс. Которая из команд назовёт больше сортов чая.
(Небольшая справка: Сорт чая называется по месту произрастания, способу обработки, разновидности чайного куста.
Например: Чай чёрный байховый – сорт; принцесса Канди – название.)
А теперь угадайте. Сколько насчитывается сортов чая во всём мире?
Ответ: около 1500 сортов.
3-й конкурс. Командам предлагается вспомнить торговые сорта чая, заполнив предложенный бланк.
У нас в гостях директор магазина “Чайный дом”. Он более подробно расскажет об ассортименте чая, который поступает в торговлю.
(Выступление учащегося в роли директора магазина.)
Ведущий:
Чай относится к товарам повседневного спроса. Каждый из нас покупал чай, чай мы изучали на уроке. У вас уже есть определённые знания и практический опыт распознавания товарных сортов чая.
4-й конкурс. “Определение сорта чая в соответствии с маркировкой” .Командам предоставляются не паспортизированные упаковки с чаем и предлагается определить сорт чая.
Народная пословица гласит: “Чай пьют все, а умеют пить немногие”. Надо знать, как с чаем обращаться. Чай может принести пользу, но может принести и вред. Не надо забывать, что чай первоначально был лекарством. Его пили для восстановления сил, для лечения заболеваний.
И заваривают чай в разных странах по разному.
1. В Туркмении чай заваривают не водой, а верблюжьим молоком.
2. В Узбекистане чаще пьют зелёный чай, добавляя мёд или перец.
3. В Японии чай пьют с довольно высокой концентрацией – 200 граммов сухого чая
на 1 литр воды.
Но лучше всего об этом знает хозяйка, И мы попросим сейчас поделиться с нами секретами заваривания чая.
(Выступление учащейся в роли хозяйки чайной. Она рассказывает и демонстрирует способы заваривания чая.)
3. Оценка работы обучающихся:
Итак, пора подводить итоги. Мы поблагодарим наших гостей за интересную беседу. А сейчас подведём итоги и посмотрим, как поработали команды.
Предлагается подсчитать количество набранных бонусов в каждой группе. Победившая команда награждается.
Ведущий:
Вот и состоялось наше своеобразное приглашение к чаепитию.
Огромное спасибо участникам беседы, нашим гостям и посетителям.
А теперь я приглашаю всех отведать этот чудесный напиток и сказать:
Пейте чай на здоровье. Бодрого вам настроения!
Приложение. Презентация.
Список литературы:
- Брунек Н.М., Ловачёва Г.Н. Напитки здоровья и бодрости. “Экономика”, М., 1986.
- Карпов С.С., Чумак Ж.Я. Напитки нашего стола. Кишинев,1993.
- Лаптев Ю.И. Рассказы о полезных растениях. “Экономика”, М.,2002.
- Масилюне Н. Просим к столу. Рига, 1985.
- Новикова А.М., Голубкина А.М. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами. Издательский центр “Академия”, М., 2003.