Первым этапом нашей работы являлась разработка перспективного плана по экспериментально-исследовательской деятельности в соответствии с тематическим планированием, чтобы экспериментальным путем расширять и закреплять полученные знания в течение тематической недели. Предлагаем для рассмотрения некоторые темы.
Тема недели | Эксперимент |
“Осень”. | – Пересадка цветов с клумбы в группу. |
“Овощи, фрукты”. | – В овощах и фруктах есть сок. – Микробы вокруг нас. |
“Откуда хлеб пришел”. | – Как лучше сохранить хлеб? – Почему в хлебе дырочки? – Как получается мука? (Перемалывание зерен на кофемолке). – Почему печенье бывает разное? (Разный состав теста.) |
“Перелетные птицы”. | – Почему гуси выходят сухими из воды. |
“Одежда”. | – Какая нитка прочнее? |
“Обувь”. | – Что быстрее мокнет? (Резина, ткань, кожа…..) |
“Посуда”. | – Какая посуда не бьется? |
“Домашние животные”. | – Как из молока получается кефир, простокваша и творог. |
О некоторых экспериментах мы расскажем далее.
Наши дети убедились, что в овощах и фруктах есть сок. Каждому ребенку была предоставлена возможность на терке натереть фрукт, убедиться в том, что они очень сочные и если отжать фруктовую мякоть, то можно получить вкусный сок. Дети также закрепили умение образовывать притяжательные местоимения (яблочный, грушевый, огуречный…). Ребятам было предложено дома вместе с родителями выжать сок из других овощей и фруктов, и потом дети делились своими результатами.
Другой эксперимент назывался “Микробы вокруг нас” и мы его провели на нескольких продуктах. Сначала мы наблюдали за гниением овощей и фруктов. В группу принесли яблоко и огурец. Рассмотрели с детьми через лупу и убедились, что ни на яблоке, ни на огурце мы не видим ни каких микробов. Поставили эти объекты в уголке природы и ежедневно стали наблюдать, что с ними будет происходить. Наблюдение получилось длительным. Через некоторое время дети заметили, что на яблоке стали появляться темные пятна, огурец стал мягким, дряблым и спустя две недели оба продукта испортились. Дети наши убедились, что микробы невидимы, но они вокруг нас существуют и поэтому прежде чем есть любой овощ или фрукт, его нужно помыть. Детям стало интересно, как микробы влияют на сохранность других продуктов. Мы взяли кусок сыра, рассмотрели его со всех сторон, положили в пакет и стали ежедневно наблюдать, что с ним произойдет. Очень быстро на сыре появились черные пятна – плесень. Дети были не знакомы с таким словом и таким явлением. Они стали чаще подходить к нашему объекту наблюдения, и вскоре очень были удивлены – весь сыр покрылся плесенью. Дети поняли, что такой сыр кушать нельзя, продукты в тепле быстро портятся. Также наш словарь обогатился однокоренными словами – плесень, заплесневел, заплесневевший.
Когда мы начали изучать тему “Откуда хлеб пришел”, очередным объектом нашей экспериментальной деятельности стал хлеб. Мы задумались, как лучше сохранить хлеб. Было предложено оставить несколько кусочков на тарелке, а другие положить в пакет.
Дети уже сами, исходя из прошлого опыта, предположили, что хлеб в пакете испортится – заплесневеет, и стали наблюдать. По истечении времени дети увидели, что кусочки в тарелке засохли, а в пакете действительно заплесневели. Вывод однозначный – лучше оставить хлеб открытым и засушить его, потому что сухари можно будет где-нибудь использовать. За этот период наблюдения дети поняли и выучили пословицу “Берегите хлеб – это наше богатство”.
Какие эти микробы вредные! Из-за них все продукты портятся. Но где же они прячутся? Как их увидеть? Взяли мы с ребятами лупы, и пошли по группе микробы искать! Нет ничего! Что же делать? Мы спросили ребят: “ Зачем наша любимая нянечка каждый день пыль вытирает, вроде бы все полки и игрушки чистые?” Давайте проверим. Взяли чистые тряпки, тазик с чистой водой и пошли в группе протирать все, что встретится. Как только мы сполоснули свои тряпочки, то увидели, оказывается вокруг нас много пыли, а там как раз и живут микробы. Сделали вывод – надо постоянно поддерживать чистоту. Не зря говорят “Чистота – залог здоровья”.
На этом наши исследования не закончились. Дети очень удивились, когда услышали, что микробы бывают и полезными. “ А вы знаете, почему хлеб весь в дырочках?” – спросили мы у детей. Провели эксперимент. Развели дрожжи и стали наблюдать. Очень скоро дети увидели, что появились воздушные пузырьки и, чем больше проходило времени, тем больше их становилось. Замесили дрожжевое тесто и поставили на окно. Солнце так хорошо припекало в этот день, что тесто не заставило себя ждать и быстро начало подниматься.
Дети с удовольствием фантазировали, вылепляя из теста разные фигуры, и потом вместе пошли на кухню, чтобы испечь свои изделия. Мы устроили чаепитие и угощали сотрудников детского сада. Вечером дети рассказывали родителям, какое интересное занятие сегодня было в садике. Мы предложили испечь что-нибудь дома с родителями и принести в садик, угостить детей. Ребята сделали вывод – оказывается очень интересно печь разные кондитерские изделия, меняя состав теста. Дети делились впечатлениями, рассказывали, какие продукты они положили в тесто. Обогатился словарь наших детей – узнали много названий хлебобулочных изделий.
В ноябре в нашей группе мы изучали тему “Домашние животные”. Изучая, какую пользу приносят домашние животные, мы с ребятами очень много говорили о разнообразии молочных продуктов. Возникли вопросы – как получается кефир или творог. Мы решили показать ребятам экспериментально-опытным путем, как это происходит. Одну банку с молоком поставили в холодильник, другую оставили в группе, а в третью положили молочный грибок. Наблюдая за изменениями, дети поняли, как получается кефир и простокваша. Затем из простокваши и кефира мы отжимали творог и сыворотку. Работая по данной теме, дети познакомились с огромным разнообразием молочных продуктов, их пользе для организма.
Очень интересно было наблюдать за детьми, проводя опыты с весами. Было видно, что дети не ориентируются в понятии “вес”. Например, что больше весит – лист бумаги развернутый или сложенный несколько раз? Большой кусок ваты или маленький камушек? Маленькое печенье или большего размера кукурузная палочка? Дети поняли, чтобы ответить на такие вопросы нужно пользоваться весами. Это заинтересовало детей, и они часто в свободное время берут весы и взвешивают разные предметы.
Своими экспериментами мы поделились с ребятами из соседней группы. Дети по очереди рассказывали о том, какие эксперименты проходили в группе, показывали фотографии и объекты наблюдений. Нашим друзьям понравилось выступление ребят. Они синтересом слушали и рассматривали все, что презентовали дети.
Обо всех наших наблюдениях дети рассказывали родителям. Выносили в раздевалку корзину с наблюдаемыми продуктами. Таким образом, нам удалось заинтересовать родителей, привлечь их к своей работе.
Дети очень обрадовались, когда родители нам подарили отличную игру “Юный физик”, в которой очень много различного материала. Это поможет нам продолжить интересную работу, узнать много нового и интересного.
А теперь предлагаем вашему вниманию примерные конспекты экспериментально-исследовательской деятельности.
Экспериментально – исследовательская деятельность.
“Чудесная водица”.
Предварительная работа:
За день до экспериментальной деятельности, воспитатель предлагает детям приготовить угощение для гостей. Цветные конфеты. Дети окрашивают воду в различные цвета с помощью гуаши, разливают по фигурным формочкам и относят в морозильную камеру (в нашем случае, мы отнесли в медицинский кабинет в холодильник). В день проведения эксперимента, воспитатель незаметно для детей вносит в группу замороженную воду и прячет её, позволив льду полностью растаять.
Ход эксперимента:
В группу заходят дети, гости уже расположились.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с гостями. Ребята, так мы же что – то приготовили для наших гостей, несите конфеты и давайте всех ими угостим. (Дети подходят к столу, поднимают салфетку и видят, что все конфеты просто растаяли).
Воспитатель: Ну что же вы медлите, несите уже скорее, а то все заждались вас. (Ребята несут воду.)
Воспитатель: Ой, ничего не понимаю, а что же случилось с нашими конфетами?
Дети: Они растаяли.
Воспитатель: А почему это произошло? (Дети высказывают свои предположения.)
Правильно, ребята, лёд в тёплом помещении растаял и превратился в воду.
Воспитатель: А как вы думаете, какого цвета вода? (Ответы детей.) А хотите проверить? (Подходим к столу, и воспитатель разливает воду в прозрачные стаканчики, дети делают простые выводы.)
Воспитатель:
Мы в стакан воды нальем
Опыт проведём удачный,
Мы с тобой установим,
Чистая вода – прозрачна!
Вывод: Вода прозрачная, через неё видно предметы.
Воспитатель: Интересно, а у воды есть форма? Как вы думаете? (Ответы детей.) А давайте проведём опыт и узнаем.
Проходим к следующему столу, где приготовлены ёмкости разной формы. Каждый ребёнок берёт себе одну ёмкость, и воспитатель наливает воду, после чего сравнивают форму воды.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, у всех ли форма воды одинаковая? (Ответы детей.)
Воспитатель:
Её можно наливать, переливать в разные емкости.
Какую форму захотим,
Ту форму ей и придадим.
Вывод: Вода – это жидкость.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (Ответы детей.)
Воспитатель: Вода ничем не пахнет, у нее нет запаха.
Воспитатель: Ребята, вы видели, как кипит вода в кастрюле? Что при этом появляется? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, мы видим пар. А вы знаете, что пар это вода? И сейчас я вам это докажу.
Ставится чайник, на безопасное расстояние от детей. При закипании воспитатель подносит зеркало и держит его под струёй пара. При выделении конденсата, воспитатель даёт зеркало детям для рассмотрения капель воды. При желании дети проводят рукой по зеркалу и убеждаются что это вода, так как ладошка становится мокрой.
Воспитатель: Пар – это тоже вода.
Воспитатель: Сегодня вы очень многое узнали о воде. Давайте еще раз вспомним, что же вы узнали: Вода – это жидкость. Вода – бесцветная. Вода не имеет запаха. Пар-это тоже вода.
Воспитатель: И чтобы ничего не забыть я предлагаю всё это зарисовать и положить в нашу папочку для опытов. В любой момент мы сможем её открыть и вспомнить, чем же мы с вами занимались и что узнали.
Дети рассаживаются. Воспитатель раздаёт заготовленные листы, разделённые на 4 части фломастером. В каждой клетке ребёнок зарисовывает определённым символом то или иное свойство или качество воды. Перед зарисовкой воспитатель обсуждает с детьми символы. Дети предлагают свои варианты, либо соглашаются с взрослым и рисуют. Воспитатель акцентирует внимание детей на то, что холодную воду обозначаем синим цветом, а горячую красным.
После всей деятельности, дети с воспитателем вкладывают все символы в папку и убирают в исследовательский центр.
Экспериментально-исследовательская деятельность.
“Волшебное превращение молока”
Задачи:
Закрепить знания детей о молоке и молочных продуктах их названия, о пользе молока и молочных продуктах.
Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.
Воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
Формировать осознанное отношение к здоровому питанию.
Материалы и оборудование: Пластиковые стаканчики с молочными продуктами: молоко, сметана, сыр, кефир, масло, йогурт, творог; одноразовые ложечки, трубочки, три стакана для опыта, ситечко, молочный гриб,
Ход эксперимента:
Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, про кого эта загадка?
Сама – пестра,
Ест – зеленое,
Дает – белое.
Дети отгадывают загадку, доказывают правильность отгадки.
Воспитатель: Так какую же пользу приносит корова людям? (Ответы детей.)
Молоко – продукт полезный
Очень вкусный, всем известно.
Я скажу вам от души
Лучше пищи не ищи!
Воспитатель: Кто из вас знает, почему молоко очень полезно? Почему в молоке очень много витаминов?
Дети: Корова ест траву, цветы. В них много разных витаминов, они передаются в коровье молоко.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю попробовать молоко (перед детьми ставят стаканчики с молоком). Какого цвета молоко? Оно прозрачное или нет? Есть ли вкус у молока? Какое оно на вкус?
Дети: Дети делают вывод, что молоко белое, непрозрачное, имеет вкус.
Воспитатель: Молоко можно только пить? Как человек еще использует молоко?
Дети: Варят каши, молочные супы, молочные коктейли, делают тесто для блинов.
Воспитатель: Человек научился из молока делать много разных продуктов. Какие молочные продукты вы знаете?
Дети: Творог, сметана, йогурт, простокваша, сыр, масло, кефир и т.д.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру “Угадай по вкусу” (перед детьми ставится поднос с молочными продуктами).
Ребята, с завязанными глазами определите на вкус, что за молочный продукт вы пробуете? Дети, пробуя очередной продукт, отмечают, что на вкус он кислый.
Воспитатель: Ребята, пробуя молочные продукты, вы говорили, что у них кислый вкус. Поэтому еще их называют молочнокислыми. Вот как много разных продуктов можно делать из молока.
А вы догадываетесь, как? (Ответы детей.)
Воспитатель: Если менять температуру хранения, если в молоко добавить бактерии, если смешать с другими продуктами питания, то молоко может превратиться в другой молочный продукт.
Скажите, где вы дома храните молоко?
Дети: В холодильнике.
Воспитатель: Какая там температура?
Дети: Там холодно. Температура низкая.
Воспитатель: А что произойдет с молоком, если его поставить в тепло?
Дети: Оно прокиснет.
Воспитатель: С давних пор люди сами из молока делали простоквашу. Еще ее называли простокиша. Догадываетесь, почему? (Ответы детей.)
Я предлагаю вам провести опыт. Давайте посмотрим, что произойдет с молоком, если его хранить при разной температуре? Одну баночку с молоком мы поставим в холод, в холодильник. А другую в теплое место. На каждой баночке нарисуем символ, обозначающий условия хранения молока. Дети. Ребята придумывают знаки, обозначающие тепло и холод, и рисуют их на баночках.
Воспитатель: Но в магазинах вместо простокваши продают кефир. Может кто-нибудь знает, чем кефир отличается от простокваши? (Ответы детей.)
В энциклопедии я прочитала и узнала, что кефир делают из молока с помощью специальной грибковой закваски.
Посмотрите, вот это молочный гриб (перед детьми ставится блюдце с промытым молочным грибом). Если его поместить в молоко, то получится кефир. Молочный гриб – это живой организм, он растет, дышит.
Как вы думаете, какие условия нужны ему для жизни?
Дети: Тепло, свет, воздух, молоко.
Воспитатель: Предлагаю в третью баночку поместить молоко с молочным грибом и поставить в теплое место.
Дети: Совещаются и придумывают знаки, обозначающие наличие в молоке гриба и условия хранения.
На следующий день дети отмечают, что в баночке с молочным грибом молоко загустело, приобрело кисловатый запах. С помощью ситечка из банки достают грибок. Пробуют получившийся кефир.
Через два дня отмечают, что молоко, стоящее в теплом месте прокисло (получилась простокваша), а молоко, хранившееся в холодильнике, осталось прежним. Дети приходят к выводу – хранить молоко нужно в прохладном месте. Делают зарисовки – фиксации в своих блокнотах.
Воспитатель: Мы узнали, как из молока делают простоквашу и кефир. Ребята, а вам интересно как из молока делают масло, творог, сметану и другие молочные продукты? Как человек может узнать что-то новое?
Дети: Прочитать в книге, в энциклопедии, спросить у взрослого, увидеть по телевизору, прочитать в интернете.
Воспитатель: Я предлагаю вам узнать про все волшебные превращения молока и рассказать своим товарищам.