Цели: Повышение уровня социальной активности учащихся;
Развитие критичности мышления, коммуникативных умений и навыков взаимодействия в группе.
1. Обозначение проблемы.
- Ребята, сегодня я хотела бы предложить вам на рассмотрение следующую проблему "Путь к успеху". Успех - удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели. В современном толковании успешным считается человек, достигший высокого положения в социальных структурах или определенного финансового достатка.
В наше время достижение успеха актуально, создаются школы успеха, проводятся различные тренинги, где люди учатся использовать весь свой потенциал для достижения своих целей. В жизни, каждый человек ставит себе определенную цель. Не столь важно, какова цель ваша: стать успешным бизнесменом или успешным врачом, а может вы, будете заниматься воспитанием подрастающего поколения, творчеством. Какая бы не была цель, мы всегда хотим, чтобы конечный результат нас удовлетворял и давал возможность двигаться дальше. Сегодня мы с вами попытаемся разобраться с этими понятиями, а также предлагаю вам определить алгоритм успешности, и составим свой путь успеха.
2. «Мозговой штурм», оперирование понятиями
- Вначале попробуем определиться, что такое, по-вашему, успех, с какими понятиями оно у вас ассоциируется. (Ребята высказывают свои предложения, которые записываем в общую таблицу, затем выделяем 5 наиболее важных признака успеха)
1. достойная работа
2. материальный достаток
3. высокий социальный статус
4. продвижение по карьерной лестницы
5. возможность самообразования
6. хороший дом
7. крепкая семья. и т.д.
Выступления учащихся и аргументирование своих позиций:
- как вы думаете можно ли уже сейчас говорить про успех, если вы еще учитесь в школе?
- какие достижения можете себе присвоить?
- кого из вашего класса можно назвать успешным?
- какими качествами отличается ваш одноклассник, которого вы считаете успешным? (выступления учащихся)
- Я хочу предложить вам заполнить схему успешного ученика. На этой схеме есть уже несколько определений. (Приложение 1)
3. Индивидуальная работа с карточками "Рейтинг моего успеха"
- Перед вами лежат карточки с 10-ти бальной шкалой, оцените себя, обозначив свою позицию на этой шкале, в соответствии с нашей схемой. (Ребята работают с карточками, пожеланию озвучивают свою позицию.)
- А теперь давайте порассуждаем. Одни считают, что успех - это скорее результат усилий человека. Другие считают, что успех - это скорее результат стечения обстоятельств, удачи. Какое мнение - первое или второе - Вам ближе? (учащиеся рассуждают по данному вопросу)
4. Презентация «Успешные люди»(Презентация)
- Как вы думаете, благодаря чему многие люди, несмотря на обстоятельства, добиваются поставленной цели? (рассуждения учащихся). Ребята приходят к выводу, что успешных людей отличает:
- Активность и трудолюбие. Они ведут активный образ жизни, проявляют инициативу, труд и работа доставляют им удовольствие.
- Ответственность. Готовы брать ответственность за свои решения и поступки на себя. На них можно положиться, они никогда не подведут.
- Креативность. Они рассматривают проблемные ситуации как интересные задачи для решения и не боятся их.
- Уверенность в себе. Верят в свои силы и стремятся проявить свои возможности в полной мере.
- Коммуникабельность. Умеют грамотно общаться с другими.
- Мы с вами и пришли к главному выводу. Самое важное для достижения успеха - это ваша личность. Личностные качества - это взгляды, убеждения, особенности характера, которые определяют поведения человека в обществе. Человек, который обладает такими качествами, благодаря которым научится зарабатывать деньги, создаст связи и обеспечит себе все необходимое.
5. Работа в микрогруппах:
- Предлагаю вам посовещаться и выделить от каждой группы по 5 практических советов, которые, по-вашему, мнению помогут для достижения определенного успеха в жизни молодых людей. Записать все советы, предложенные ребятами в общую формулу.
6. Рефлексия
- Наша встреча, я считаю, прошла очень плодотворно. И в заключении предлагаю вам составить «синквейн» на тему «Успешный человек».
Напомню правила составления «cинквейна»
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Список литературы:
- Личностное портфолио старшеклассника. З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, Т.В. Черникова. М. Глобус 2007г.