Эмоции сопровождают нас всю жизнь. Любое явление природы нейтрально, а мы раскрашиваем его красками своего восприятия. Один человек обрадуется дождю, а другой – снегу. Люди с негативными эмоциями не способны думать о хорошем, видеть положительное в окружающих и уважительно относиться к себе. Задача родителей научить ребёнка мыслить позитивно т.е. быть оптимистом, принимать жизнь легко и радостно. И если маленьким детям это даётся легко, то более взрослым часто нужна помощь близких и любящих людей, которым он доверяет.
Некоторые европейские институты изучили проблемы взаимосвязи эмоций и интеллекта, а также их влияние на достижение успеха. Было доказано, что именно уровень развития «эмоционального интеллекта», (EQ) определяет около 80 % успеха в социальной и личной сферах жизни, а всем известный IQ -коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека- лишь 20%.
Считается, что эмоциональный интеллект более развит у экстравертов, но в любом случае предпосылки для высокого эмоционального интеллекта закладываются в семье. Этому способствуют хорошие отношения родителей между собой, гармоничное воспитание ребенка, привитие навыков самоконтроля, здравая оценка и недопущение гиперопеки.
Таким образом, для развития эмоционального интеллекта ребенка родители должны избегать крайностей в отношениях с ним. Если родители так погружены в заботу о ребенке, что готовы читать его мысли и невысказанные пожелания и мгновенно исполнять их, у ребенка нет нужды стремиться к установлению эмоционального контакта, и механизмы, позволяющие это сделать, не формируются и не развиваются. Если ребенок, потенциально способный к установлению эмоционального контакта, лишается возможности его устанавливать из-за безразличия или враждебности близких, то у него впоследствии могут возникнуть проблемы с выражением эмоций и отношениями с окружающими, так как он привык подстраиваться и защищаться.
Одним из интересных моментов, связанных с предпосылками эмоционального интеллекта, является андрогинность – наличие у человека психологических черт, свойственных противоположному полу. Люди с хорошо развитой андрогинностью, в отличие от людей с мужскими и женскими характеристиками, обладают большей эмоциональной гибкостью: в зависимости от ситуации они могут быть то податливыми и заботливыми, то свободными и сильными. По мнению исследователей, андрогинность дает сочетание лучших типичных мужских и женских качеств у представителя любого пола.
Понятие эмоционального интеллекта ввели Питер Стайер и Джек Майер в 1990 году. В отличие от понимания интеллекта (IQ) – является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным. В практическом понимании ЕQ – это «здравый смысл».
Мы проводим занятия с детьми с ОВЗ и их родителями по программе «Сказка своими руками» и индивидуальные занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы.
Занятия проводятся совместно с родителями. Многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми. В процессе занятий родители становятся более чувствительными к запросам и потребностям своих детей, учатся относиться к ним с пониманием, создавая в доме такую атмосферу принятия, в которой ребёнок может чувствовать себя комфортно и безопасно. Родители, принимая участие в групповых занятиях, проводят время с ребёнком, тем самым разделяют с ним его интересы. Ребёнок получает у родителей поддержку, что способствует формированию адекватной самооценки.
Одним из способов развития эмоционального интеллекта является театрализованная игра, позволяющая:
- обнаружить и снять мышечные зажимы, сковывающие свободу тела;
- познакомить ребёнка с собственным телом, научить управлять им;
- научиться концентрировать внимание на невербальных средствах общения и освоить их как необходимый инструмент театрального мастерства.
Мы предлагаем выполнить упражнения детям и их родителям и проанализировать свое самочувствие:
1. Произнести одно и то же предложение с разной интонацией: громко – тихо; кратко – растянуто; заикаясь – утвердительно; удивленно- радостно и т.д.
2. Прочитать текст с максимальной громкостью; с пулеметной скоростью; шепотом; со скоростью улитки; как будто вы страшно замерзли; как будто во рту горячая картошка и т.д.
3. Походить, как ходит – младенец, который только что начал ходить; глубокий старик; львица в клетке и на свободе; артистка балета; горилла. Варианты можно придумывать различные, главное втянуться в процесс и получить удовольствие от импровизаций.
4. Поиграть с мимикой лица – улыбнуться: как младенец – матери, мать – младенцу, собака – хозяину, кошка на солнце; нахмурьтесь – как ребенок, у которого отобрали игрушку; обиженный человек; Мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние человека.
5. Спеть, как поет…Алла Пугачёва, Михаил Боярский, Дима Билан и т.д.
Все эти упражнения позволяют раскрепоститься, побыть разным и понять себя и других.
Многочисленные исследования учёных свидетельствуют о том, что затруднения в осознании и определении своих чувств и эмоций, непонимание чувств и эмоций окружающих повышают риск возникновения психических заболеваний как у детей, так и у взрослых.
Часто обращаются за помощью родители у которых дети с задержкой психического развития, а именно у такой категории детей часто возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других – развязность и суетливость. Часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру. Всё это может дать театрализованная деятельность. Театрализованная игра привлекательна для детей. Она приносит детям большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Главное – создать между педагогами и детьми отношения доброты, сердечности и любви. Желание педагога понять психологические проблемы ребёнка, стремление помочь ему выйти победителем из трудной ситуации. Иначе боязнь общения, замкнутость в своих переживаниях, страх быть осмеянным сверстниками, нежелание получить негативную оценку своей деятельности со стороны взрослых – всё это обрушивается на ребёнка, загоняя его в мир страха и сомнений.
Для решения психо-коррекционных задач используем следующие приёмы в работе с детьми:
- Выбираем на роль волка, медведя – робких, неуверенных в себе, детей. А детям агрессивным, подвижным предлагаем роль бабушки, дедушки, зайца.
- Учим обращать реплики в зал: «Вы не покажете дорогу к бабушке?», «Вы не видели лису?».
- Используем внутренние высказывания героев: «Заяц усы вытер, пошире ворота распахнул… Дед почесал затылок, подумал и сказал…» (по рекомендациям О.П. Гаврилушкиной)
- Привлечение родителей к участию в игре-драматизации и в подготовке костюма для своего ребёнка.
- Посещение спектаклей профессиональных театров;
В организацию театральных занятий включаем:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним;
- Игры-драматизации;
- Игры-инсценировки;
- Дидактические игры на различение эмоций;
- Пластические этюды.
- Релаксационные упражнения.
Занятия строим по схеме:
- Введение в игровую ситуацию с помощью волшебного клубка, дорожки, свечи, с помощью ковра-самолёта для создания эмоционального настроения.
- Театрализованная деятельность: обыгрывание этюдов, пальчиковый театр, театр рукавичек, театр бибабо, настольный театр, театр на магнитах.
- Рефлексия для понимания своих чувств и эмоций.
Занятия театральной деятельностью способствуют формированию личности ребёнка, вырабатывая определённую систему ценностей, чувства ответственности за общее дело, вызывая желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых.
Дети приобретают дополнительную возможность закрепить коммуникативные навыки и умение выразить ясно для окружающих свою мысль, эмоции.
Занятия развивают основные психические функции - внимание, память, речь, восприятие, способствуют развитию творческого воображения, приобщают к театральной культуре.