Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья как средство успешной социализации

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Эмоции сопровождают нас всю жизнь. Любое явление природы нейтрально, а мы раскрашиваем его красками своего восприятия. Один человек обрадуется дождю, а другой – снегу. Люди с негативными эмоциями не способны думать о хорошем, видеть положительное в окружающих и уважительно относиться к себе. Задача родителей  научить ребёнка мыслить позитивно т.е.  быть оптимистом, принимать жизнь легко и радостно. И если маленьким детям это даётся легко, то более взрослым часто нужна помощь близких и любящих людей, которым он доверяет.
Некоторые европейские институты изучили проблемы взаимосвязи эмоций и интеллекта, а также их влияние на достижение успеха. Было доказано, что именно уровень развития «эмоционального интеллекта», (EQ) определяет около 80 % успеха в социальной и личной сферах жизни, а всем известный IQ -коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека- лишь 20%.
Считается, что эмоциональный интеллект более развит у экстравертов, но в любом случае предпосылки для высокого эмоционального интеллекта закладываются в семье. Этому способствуют хорошие отношения родителей между собой, гармоничное воспитание ребенка, привитие навыков самоконтроля, здравая оценка и недопущение гиперопеки.
Таким образом, для развития эмоционального интеллекта ребенка родители должны избегать крайностей в отношениях с ним. Если родители так погружены в заботу о ребенке, что готовы читать его мысли и невысказанные пожелания и мгновенно исполнять их, у ребенка нет нужды стремиться к установлению эмоционального контакта, и механизмы, позволяющие это сделать, не формируются и не развиваются. Если ребенок, потенциально способный к установлению эмоционального контакта, лишается возможности его устанавливать из-за безразличия или враждебности близких, то у него впоследствии могут возникнуть проблемы с выражением эмоций и отношениями с окружающими, так как он привык подстраиваться и защищаться.
Одним из интересных моментов, связанных с предпосылками эмоционального интеллекта, является андрогинность – наличие у человека психологических черт, свойственных противоположному полу. Люди с хорошо развитой андрогинностью, в отличие от людей  с мужскими и женскими характеристиками,  обладают большей эмоциональной гибкостью: в зависимости от ситуации они могут быть то податливыми и заботливыми, то свободными и сильными. По мнению исследователей, андрогинность дает сочетание лучших типичных мужских и женских качеств у представителя любого пола.
Понятие эмоционального интеллекта ввели Питер Стайер и Джек Майер в 1990 году. В отличие от понимания интеллекта (IQ) –  является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным. В практическом понимании ЕQ – это «здравый смысл».
Мы проводим занятия с детьми с ОВЗ и их родителями по программе «Сказка своими руками» и индивидуальные занятия по   коррекции эмоционально-волевой сферы.
Занятия проводятся совместно с родителями.  Многие родители не  знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми. В процессе занятий родители становятся более чувствительными к запросам и потребностям своих детей, учатся относиться к ним с пониманием, создавая в доме такую атмосферу принятия, в которой ребёнок может чувствовать себя  комфортно и безопасно. Родители, принимая участие в групповых занятиях, проводят время с ребёнком, тем самым разделяют с ним его интересы. Ребёнок получает у родителей поддержку,  что способствует формированию   адекватной самооценки.

Одним из способов развития эмоционального интеллекта является  театрализованная игра, позволяющая:
- обнаружить и снять мышечные зажимы, сковывающие свободу тела;
- познакомить ребёнка  с собственным телом, научить управлять им;
- научиться концентрировать внимание на невербальных средствах общения и освоить их как необходимый инструмент  театрального мастерства.

Мы предлагаем  выполнить упражнения детям и их родителям  и проанализировать свое самочувствие:
1. Произнести одно и то же предложение  с разной интонацией: громко – тихо; кратко – растянуто; заикаясь – утвердительно; удивленно- радостно и т.д.
2. Прочитать текст  с максимальной громкостью; с пулеметной скоростью; шепотом; со скоростью улитки; как будто вы страшно замерзли; как будто во рту  горячая картошка и т.д.
3. Походить, как ходит – младенец, который только что начал ходить; глубокий старик; львица в клетке и на свободе; артистка балета; горилла. Варианты можно придумывать различные, главное втянуться в процесс и получить удовольствие от импровизаций.
4. Поиграть с мимикой лица – улыбнуться:  как младенец – матери, мать – младенцу,  собака – хозяину, кошка на солнце; нахмурьтесь – как ребенок, у которого отобрали игрушку; обиженный человек;   Мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние человека.
5. Спеть, как поет…Алла Пугачёва, Михаил Боярский, Дима Билан и т.д.

Все эти упражнения позволяют раскрепоститься, побыть разным  и понять себя и других.
Многочисленные исследования учёных свидетельствуют о том, что затруднения в осознании и определении своих чувств и эмоций, непонимание чувств и эмоций окружающих повышают риск возникновения психических заболеваний как у детей, так и у взрослых.
Часто обращаются за помощью родители  у которых дети с задержкой психического развития, а именно у такой категории детей часто возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других – развязность и суетливость.  Часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.  Самый короткий путь раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру.  Всё это может дать театрализованная деятельность.  Театрализованная игра  привлекательна для детей. Она приносит детям большую радость и удивление.   В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его.   Главное – создать  между педагогами и детьми отношения доброты, сердечности и любви. Желание педагога понять психологические проблемы ребёнка, стремление помочь ему выйти победителем из трудной ситуации.  Иначе  боязнь общения, замкнутость в своих переживаниях, страх быть осмеянным сверстниками, нежелание получить негативную оценку своей деятельности со стороны взрослых – всё это обрушивается на ребёнка, загоняя его в мир страха и сомнений. 

Для решения психо-коррекционных задач используем следующие  приёмы в работе с детьми:

  •   Выбираем на роль волка, медведя – робких, неуверенных в себе, детей. А детям агрессивным, подвижным предлагаем роль бабушки, дедушки, зайца.
  •   Учим обращать реплики в зал: «Вы не покажете дорогу к бабушке?», «Вы не видели лису?».
  • Используем внутренние высказывания героев: «Заяц усы вытер, пошире ворота распахнул… Дед почесал затылок, подумал и сказал…» (по рекомендациям О.П. Гаврилушкиной)
  • Привлечение родителей к участию в игре-драматизации и в подготовке костюма для своего  ребёнка.
  • Посещение спектаклей профессиональных театров;

В организацию театральных  занятий  включаем:

  • Просмотр кукольных  спектаклей    и беседа по ним;
  • Игры-драматизации;
  • Игры-инсценировки;
  • Дидактические игры на различение эмоций;
  • Пластические этюды.
  • Релаксационные упражнения.

Занятия строим по схеме:

  1. Введение в игровую ситуацию с помощью волшебного клубка, дорожки, свечи, с помощью ковра-самолёта для создания эмоционального настроения.
  2. Театрализованная деятельность: обыгрывание этюдов, пальчиковый театр, театр рукавичек, театр бибабо,  настольный театр, театр на магнитах.
  3. Рефлексия для  понимания  своих чувств и эмоций.

Занятия театральной деятельностью способствуют формированию личности ребёнка, вырабатывая определённую систему ценностей, чувства ответственности за общее дело, вызывая желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых.
Дети приобретают дополнительную возможность закрепить коммуникативные навыки и  умение выразить ясно для окружающих свою мысль, эмоции.
Занятия развивают основные психические функции - внимание, память, речь, восприятие,  способствуют развитию  творческого воображения, приобщают к театральной культуре.