Пятиклассник – переходный от младшего школьного к подростковому возраст.
И как любой переходный период он выдвигает специфические проблемы. Данный возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший школьный.
Можно выделить следующие особенности возраста:
- Учебная деятельность постепенно уходит на второй план. Происходит замена ведущей деятельности – от учебной к общению со сверстниками. Пятиклассник переходит на внутригрупповые нормы поведения. Социальные нормы, установленные взрослыми, отходят на второй план.
- В период 10–13 лет все силы организма направлены на активный рост. Начинается пубертатный период. Это приводит к быстрой утомляемости пятиклассника, что серьезно тормозит его обучение и развитие.
- Затрудняет адаптацию к средней школе и возникающее чувство деиндивидуализации. В начальной школе все ученики у единственного классного руководителя – особенные, в старшей школе у многих преподавателей они становятся – одни из.
Почему мы говорим об адаптации в 5-ом классе? Прошло четыре школьных года. У 95% обучающихся не изменился коллектив одноклассников. Все ученики знакомы со школьными правилами. Адаптируются ведь всегда к чему-то новому. И этого нового у пятиклассника хватает!
- новые учителя со своими особенностями преподавания и контроля
- множественность требований
- рассогласованность требований разных педагогов
С ходу запомнить все и приспособиться не удается. Сказывается это в первую очередь на успеваемости. Если мы проанализируем причины дезадаптации школьников, то выделим следующие ключевые моменты:
- Неполнота данных о выпускниках начальной школы может привести к несоответствию оценок реальным результатам обучения.
- Рассогласованность в содержании учебных курсов начальной и средней школы приводит к непониманию учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным.
- Рассогласованность в нормах выставления оценок приводит к демотивированности учебной деятельности.
Если говорить о самой адаптации, то в ней выделяют несколько этапов.
Первый этап– ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с переходом в среднюю школу, организм отвечает значительным напряжением практически всех систем.
Второй этап– неустойчивое приспособление. Организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакции на постороннее воздействие.
Третий этап– период относительно устойчивого приспособления.
В норме физиологическая адаптация продолжается 5–6 недель. К показателям успешной адаптации относят:
- установление дружеского контакта с одноклассниками и учителями;
- успешное протекание учебной деятельности;
- позитивный настрой ученика на школу, он идет туда с радостью.
Затрудняет адаптацию и усвоение нового учебного материала пятиклассниками и следующие особенности преподавания в средней школе:
- недостаток дифференцированного дидактического материала;
- преобладание вербальных методов обучения;
- недостаток самостоятельной работы учащихся на занятиях в начальной школе.
Обучение в пятом классе очень важно для всей средней школы. Именно здесь закладываются навыки самостоятельной работы, личной ответственности за результат своей деятельности, планирование, навыки работы с текстом и овладение первоначальными умениями преобразования информации. Для решения всех этих проблем учительское сообщество должно выработать согласованные действия. К этим действиям можно отнести:
1. Единство требований к выставлению оценок, выработанное на заседаниях методических объединений учителей.
2. Знакомство будущих классных руководителей со своими учениками еще в четвертом классе.
3. Проведение социально-психологических тренингов с пятиклассниками психологом школы.
4. Выступления психолога школы на родительских собраниях с целью знакомства родителей с особенностями возраста.
Родителям пятиклассников можно дать следующие рекомендации:
- Обязательно спрашивайте ребенка о его школьных делах и выслушивайте его.
- Помогайте ребенку в выполнении домашних заданий.
- Не связывайте школьные отметки ребенка со своей системой наказания и поощрения.
- Соблюдайте режим дня.
- Обратите внимание на занятия спортом, прогулки, правильное питание, витаминизацию. В этот период все силы организма направлены на активный рост. Требуется повышенное количество кальция, нехватка которого может спровоцировать различные заболевания опорно-двигательного аппарата. Следует включать в рацион ребенка молочные продукты. Также не стоит забывать и о животном белке, который нужен как строительный материал для мышц.
- Чаще позволяйте делать ребенку то, что хочется ему, а не вам. Принуждая – вы вырабатываете у него негативизм.
- Дайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому.
Будьте другом своему ребенку!