Психологические особенности перехода из начальной школы в среднюю

Разделы: Школьная психологическая служба


Пятиклассник – переходный от младшего школьного к подростковому возраст.

И как любой переходный период он выдвигает специфические проблемы. Данный возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший школьный.

Можно выделить следующие особенности возраста:

  • Учебная деятельность постепенно уходит на второй план. Происходит замена ведущей деятельности – от учебной к общению со сверстниками. Пятиклассник переходит на внутригрупповые нормы поведения. Социальные нормы, установленные взрослыми, отходят на второй план.
  • В период 10–13 лет все силы организма направлены на активный рост. Начинается пубертатный период. Это приводит к быстрой утомляемости пятиклассника, что серьезно тормозит его обучение и развитие.
  • Затрудняет адаптацию к средней школе и возникающее чувство деиндивидуализации. В начальной школе все ученики у единственного классного руководителя – особенные, в старшей школе у многих преподавателей они становятся – одни из.

Почему мы говорим об адаптации в 5-ом классе? Прошло четыре школьных года. У 95% обучающихся не изменился коллектив одноклассников. Все ученики знакомы со школьными правилами. Адаптируются ведь всегда к чему-то новому. И этого нового у пятиклассника хватает!

  • новые учителя со своими особенностями преподавания и контроля
  • множественность требований
  • рассогласованность требований разных педагогов

С ходу запомнить все и приспособиться не удается. Сказывается это в первую очередь на успеваемости. Если мы проанализируем причины дезадаптации школьников, то выделим следующие ключевые моменты:

  1. Неполнота данных о выпускниках начальной школы может привести к несоответствию оценок реальным результатам обучения.
  2. Рассогласованность в содержании учебных курсов начальной и средней школы приводит к непониманию учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным.
  3. Рассогласованность в нормах выставления оценок приводит к демотивированности учебной деятельности.

Если говорить о самой адаптации, то в ней выделяют несколько этапов.

Первый этап– ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с переходом в среднюю школу, организм отвечает значительным напряжением практически всех систем.

Второй этап– неустойчивое приспособление. Организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакции на постороннее воздействие.

Третий этап– период относительно устойчивого приспособления.

В норме физиологическая адаптация продолжается 5–6 недель. К показателям успешной адаптации относят:

  • установление дружеского контакта с одноклассниками и учителями;
  • успешное протекание учебной деятельности;
  • позитивный настрой ученика на школу, он идет туда с радостью.

Затрудняет адаптацию и усвоение нового учебного материала пятиклассниками и следующие особенности преподавания в средней школе:

  • недостаток дифференцированного дидактического материала;
  • преобладание вербальных методов обучения;
  • недостаток самостоятельной работы учащихся на занятиях в начальной школе.

Обучение в пятом классе очень важно для всей средней школы. Именно здесь закладываются навыки самостоятельной работы, личной ответственности за результат своей деятельности, планирование, навыки работы с текстом и овладение первоначальными умениями преобразования информации. Для решения всех этих проблем учительское сообщество должно выработать согласованные действия. К этим действиям можно отнести:

1. Единство требований к выставлению оценок, выработанное на заседаниях методических объединений учителей.

2. Знакомство будущих классных руководителей со своими учениками еще в четвертом классе.

3. Проведение социально-психологических тренингов с пятиклассниками психологом школы.

4. Выступления психолога школы на родительских собраниях с целью знакомства родителей с особенностями возраста.

Родителям пятиклассников можно дать следующие рекомендации:

  • Обязательно спрашивайте ребенка о его школьных делах и выслушивайте его.
  • Помогайте ребенку в выполнении домашних заданий.
  • Не связывайте школьные отметки ребенка со своей системой наказания и поощрения.
  • Соблюдайте режим дня.
  • Обратите внимание на занятия спортом, прогулки, правильное питание, витаминизацию. В этот период все силы организма направлены на активный рост. Требуется повышенное количество кальция, нехватка которого может спровоцировать различные заболевания опорно-двигательного аппарата. Следует включать в рацион ребенка молочные продукты. Также не стоит забывать и о животном белке, который нужен как строительный материал для мышц.
  • Чаще позволяйте делать ребенку то, что хочется ему, а не вам. Принуждая – вы вырабатываете у него негативизм.
  • Дайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому.

Будьте другом своему ребенку!