Открытый урок по теме "Вулканы". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели урока.

Образовательные: сформировать представление о происхождении вулканов и гейзеров, их особенностях и размещении на Земле.

Развивающие: развивать умения публичного выступления, слушать, анализировать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к уникальным природным памятникам, умения обеспечить личную безопасность посредством методов предсказания вулканизма и защиты от опасных природных явлений.

Задачи.

  1. Раскрыть природное явление - вулканизм.
  2. Познакомить с понятиями: вулкан, действующий, потухший, магма, лава, жерло, кратер, гейзер.
  3. Назвать и показать по карте наиболее известные вулканы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

На доске: эпиграф урока:

“Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера ей очень нужен.
Если проход на поверхности дан,
Значит, проснулся грозный вулкан”.
С другой стороны: новые понятия –

вулкан - это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава,

действующий - вулканы, которые извергались на памяти человечества,

потухший - вулканы, не извергавшиеся на памяти человечества,

очаг магмы – камера под вулканом, заполненная магмой,

магма – это огненно-жидкий расплав, возникающий в земной коре на больших глубинах,

лава – это излившаяся магма,

жерло – канал, по которому поднимается магма,

кратер - отверстие на вершине вулкана, через которое изливается магма,

конус - возвышенность на поверхности Земли из продуктов выброса вулкана,

гейзер - это источники, периодически выбрасывающие фонтаны горячей воды и пара.

Оборудование:

  • карта полушарий,
  • атласы и контурные карты для 6 класса

Ход урока

Слайд 1:

I. Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Сегодня я хочу пригласить всех присутствующих совершить путешествие в глубины литосферы.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Перед тем как отправиться в путешествие, необходимо собрать багаж знаний, который может понадобиться нам в дороге.

III. Фронтальный опрос домашнего задания.

1. Какие виды движения земной коры вы знаете? (Медленные горизонтальные и вертикальные, горообразование, разрывные.)

2. Что такое землетрясение? (Подземные толчки и колебания земной поверхности, вызванные процессами, происходящими в земной коре и в верхней части мантии)

3. Как называется место на глубине, где образуются разрыв и смещение горных пород. (Очаг землетрясения)

4. Как называется область, расположенная на поверхности Земли над очагом землетрясения? (Эпицентр)

5. По какой шкале определяют силу землетрясения? (по 12-балльной шкале Рихтера, специальная шкала оценки магнитуд. (Оценивается она в единицах (от 1 до 9))

6. Где чаще всего происходят землетрясения? (На границе литосферных плит)

7. Как необходимо вести себя при землетрясении? (Если вы находитесь в здании, то следует срочно его покинуть и выйти на улицу, отойти как можно дальше от строений и линий электропередач)

8. О каких землетрясениях вы слышали? (Сообщения учащихся о землетрясениях по плану:

    1. Когда произошло землетрясение?
    2. Где произошло землетрясение?
    3. Каковы последствия землетрясения?
    4. Сила землетрясения?)

Багаж собран. В путь!

IV. Изучение нового материала.

1. Сообщение целей и задач урока.

Слайд 2: Прочитайте эпиграф к нашему уроку:

- О каком явлении природы мы будем сегодня говорить? (О вулканах)

Слайд 3: Правильно. Тема нашего урока: Вулканы. Запишите тему в тетради.

Сегодня мы продолжим знакомство с процессами, происходящими в земной коре, познакомимся с вулканами, горячими источниками и гейзерами. Выясним, как они образуется, каково их строение, где они размещаются на Земле. И как обеспечить личную безопасность от такого опасного природного явления, как извержение вулкана

2. Вступительное слово учителя.

Земные недра человечеству практически недоступны. И поэтому они таят в себе очень много тайн и загадок, которые люди стремятся разгадать. Но есть на Земле места, где можно заглянуть в глубь Земли и даже потрогать вещество, только что поднятое из глубин Земли. (показать серу, базальт, габбро, обсидан). Эти вещества образуются при извержении вулкана.

- А какие ассоциации вызывает у вас слово “вулкан”?

Слайд 4: Давайте послушаем сообщение, и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления:

“Древние народы считали, что извержение вулкана - это великий гнев богов.

Известен и знаменит был у греков Гефест - искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие.

Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна бушевала 130 раз.

И у древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня.

Слайд 5: Что же в действительности представляет собой вулкан?

В земной коре, из-за движения плит, возникают трещины, вблизи которых давление вещества мантии меньше. Вещество мантии плавится, образуя очаг магмы (записываем новое понятие). Магма, скопившись в достаточном количестве, начинает подниматься по трещинам или вулканическим каналам, называемым жерлом (записываем новое понятие). Выход канала на поверхность называется кратером вулкана (записываем новое понятие). Магма, извергающаяся на поверхность, называется лавой (записываем новое понятие). Она вытекает в виде лавового потока, который постепенно охлаждается и затвердевает, образуя вулканическую породу. Возвышенность на поверхности Земли из продуктов выброса вулкана представляет собой конус.

- Зарисуйте схематически вулкан в тетрадях и подпишите его части.

Слайд 6: Сравните изображение вулкана на слайде и который нарисовали вы.

- А теперь, скажите, что же такое вулкан?

Ученые дают такое определение вулканам: Вулкан - это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава.

- Вспомните строение материковой и океанической коры.

Слайд 7: Предположите, где может быть более активный вулканический процесс - на суше или на дне океана. Почему? (На дне океанов, так как толщина океанической коры меньше, чем толщина материковой коры) Правильно.

Слайд 8: Вулканы - чаще извергаются на дне океанов, в зоне расхождения литосферных плит. Могут быть на суше - в зоне разломов литосферных плит.

Зоны распространения вулканов совпадают с границами плит. Области наибольшего распространения вулканов совпадают с сейсмически активными районами.

Слайд 9: Вулканы образуют так называемое - Тихоокеанское огненное кольцо. Оно включает более 370 вулканов.

Слайд 10: Основными районами вулканической активности являются Южная Америка, Центральная Америка, Большие Зондские острова, Японские острова, Курильские острова, Камчатка, Аляска, Алеутские острова, Исландия.

- Наука, которая изучает действие вулканов, называется вулканология.

Слайд 11: Учёные вулканологи в зависимости от степени вулканической активности различают действующие, спящие и потухшие вулканы.

3. Работа с учебником.

- Найдите в тексте учебника, какие вулканы называются действующими, а какие потухшими?

Слайд 12: (Вулканы которые извергались на памяти человечества, называются действующими. (новые понятия)

Слайд 13: Потухшими считаются вулканы, не извергавшиеся на памяти человечества. (новые понятия)

Слайд 14: Спящие – это вулканы об извержениях которых в историческое время нет данных, но уверенности в том, что их деятельность прекратилась – нет).

- Как их показывают на карте? (Действующие – красными звездочками, а потухшие - черными)

4. Работа с географическим атласом в тетради.

Задание. Выписать из атласа действующие и потухшие вулканы

Действующие Потухшие
Ключевская сопка (Камчатка) Килиманджаро (Африка)
Фудзияма (Япония) Эльбрус (Кавказ, Россия)
Кракатау (о.Ява) Эребус (Антарктида)
Камерун (Африка) Аконкагуа (Ю.Америка)
Этна (о.Сицилия)  
Везувий (Италия)  
Гекла (Исландия)  
Катопахи (Ю.Америка)  

- Давайте, найдем их и отметим на карте.

5. Рассказ учителя о некоторых вулканах.

1. В нашей стране много действующих вулканов на Камчатке и Курильских островах. Самый большой из них – Ключевская Сопка - расположен на Камчатке. Его высота 4750 м. Это огромная конусообразная гора. В 2010 году в октябре произошло активное извержение. На Камчатку съехались все вулканологи мира изучать очередное извержение. В этот момент началось извержение соседнего вулкана Шевелуч. Столб пепла был выброшен в атмосферу на высоту 10 км. Практически, люди, живущие на Камчатке, не видели солнца. Ключевская Сопка не только один из наиболее активных вулканов мира, но и редкая природная лаборатория, где вулканологи изучают процессы, совершающиеся в земных недрах.

2. В это же время проснулся наиболее активный в Индонезии вулкан Мерапи. До начала извержения вулкана около 30 тысяч человек были эвакуированы; многие из них остались без крыши над головой. По мнению специалистов, нельзя исключить и новых извержений Мерапи. Число жертв извержения достигло 153 человек. 218 человек числились пропавшими без вести.

3. На территории Италии впервые было зафиксировано страшное извержение вулкана Везувий в 79 г. н. э. когда город Помпея был погребен слоем пепла и жители этого города погибли. Он считается одним из наиболее опасных вулканов мира. Этна - действующий вулкан на острове Сицилия высотой примерно 3380 метров. На сей день является самым высоким и самым активным вулканом Европы.

4. Самый величественный и красивый в Японии вулкан - Фудзияма. В последний раз он проявлял бурную активность в 1707 г. С тех пор Фудзияма безмолвна и неподвижна.

5. Извержение Кракатау в 1883 году, по меньшей мере, вдвое превосходило по силе мощнейший ядерный взрыв; звук вулканического взрыва был слышен за 4827 км. Для Явы и Суматры главной проблемой стало не само извержение, изрыгнувшее в море огромные, быстро движущиеся потоки расплавленной породы, гораздо страшнее были цунами, огромные волны, поднявшиеся в результате колебания земной коры. 27 августа 1883 года цунами высотой 40 м. обрушился на густонаселенные острова, принеся смерть 36000 человек, - их тела были унесены в море, а позже обнаруживались кораблями более чем за 225 км. от места трагедии. Волна была настолько мощной, что пронесла пароход 3,2 км, прежде чем бросить его на сушу. Почти целый год на островах выпадали густые осадки в виде пемзы и пепла.

6. Исалько - действующий вулкан в Центральной Америке, в Сальвадоре. Высота 1885 м. Каждые 8 минут выбрасывает взрывное облако, за что назван "маяком" Центральной Америки. Последнее извержение в 1966.

7. В Мексике среди действующих вулканов отличается Орисаба красивый, правильной формы, высокий конус, покрытый внизу лесом. Последнее извержение Орисаба продолжалось более года.

8. Котопахи - один из самых активных вулканов Южной Америки, с его склонов сходили мощные грязекаменные потоки, вулкан извергал удушливые газы и неимоверное количество пепла.

Слайд 15: Вулканы располагаются как на суше, так и на дне океана.

Как свидетельствуют результаты изучения геологического прошлого нашей планеты, подводные вулканы по своим масштабам и объему поступавших из недр Земли продуктов выброса превосходят вулканы на суше в 15 раз.

Слайд 16: Если конус подводного вулкана возвышается над водой, то образуется вулканический остров. В средней части Тихого океана находится архипелаг Гавайских островов. На острове Гавайи есть известный всему миру вулкан Килауэа. Самым продолжительным извержением было извержение, начавшееся в 1983 г. и продолжавшееся вплоть до 1991 г.

- Мы с вами познакомились не со всеми вулканами и узнали о них совсем немного. Я думаю, что, сегодняшний урок вызвал у вас интерес к одному из самых грозных и в то же время самых красивых явлений природы - извержению вулкана, И вы уже самостоятельно сможете узнать о них еще больше.

6. Просмотр видеофильма о вулканах

Во время просмотра видеофильма: Извержение вулкана – это стихийное бедствие. Поэтому чтобы избежать катастрофы, очень важно научиться предсказывать время извержения вулканов и предполагаемую силу извержения.

Единственной защитой от вулканов является всеобщая эвакуация, поэтому население должно обязательно быть знакомо с планом эвакуации и беспрекословно подчиняться властям в случае необходимости.

Слайд 17: После извержений, когда активность вулкана либо прекращается навсегда, либо он “дремлет” в течение тысяч лет, на самом вулкане и его окрестностях сохраняются процессы, связанные с остыванием магматического очага. К этим процессам относят поствулканические явления: горячие источники, гейзеры, грязевые вулканы.

7. Сообщение учеников. (Заранее подготовленное)

Горячие источники образуются в тех районах, где неглубоко залегает еще неостывшая магма. Своим теплом она нагревает подземные воды. Через трещины в земной коре они могут спокойно вытекать на поверхность. Температура воды в источниках - более 70 0С. В воде обычно растворены много минеральных веществ, поэтому она является лечебной. На базе источников работают санатории и водолечебницы. Например, известный во всем мире курорт Карловы Вары в Чехии использует минеральные источники, которые согреваются подземным теплом потухшего вулкана.

Немного интересного о горячих источниках:

Слайд 18: “Дейлдартунгухвер” – один из самых больших горячих источников в Европе. Исландия. Температура воды в нем достигает 97°C.

Слайд 19: Источник “Голубая лагуна” находится в 39 километрах от столицы Исландии Рейкьявика. Температура воды в нем достигает 40°C. Его вода богата кремнием и серой, которые могут помочь в лечении некоторых кожных заболеваний.

Слайд 20: “Большой призматический источник” находится в Йеллоустонском национальном парке. Является одним из самых крупных горячих источников в США и третьим в мире. Температура воды в нем достигает 71°C. Красота источника заключается в изменении цвета воды в озере. Весной она - оранжево-красная, летом – красная или желтая, а зимой – зеленая.

Слайд 21: Источники “Блуд Понд Хот Спринг” находятся в японском городе Беппу. Они отличаются красным цветом воды, похожим на кровь, воды источников насыщены железом.

Слайд 22: На севере Японии, в провинции Нагано, находятся знаменитые на весь мир теплые вулканические источники Адской долины (Джигокудани).

Источник “Джидокудани Хот Спрингс” является единственным горячим источником в мире, предназначенным специально для обезьян.

Слайд 23: Гейзеры - Это источники, периодически выбрасывают фонтаны горячей воды и пара. Столбы воды поднимаются благодаря давлению перегретого пара и газов под землей. Высота фонтана достигает десятков метров. Например, Большой гейзер (Исландия) фонтанирует на высоту 30 м каждые 24 ч. Гейзеры распространены также в Новой Зеландии, США (Йеллоустонский национальный парк), на Камчатке (Долина гейзеров). Сейчас люди научились использовать гейзеры и горячие источники для отопления домов и выработки электроэнергии. Для этого построены специальные геотермальные станции.

Слайд 24: Грязевые вулканы напоминают уменьшенные действующие модели настоящих вулканов. Только в таких мини-вулканчиках поверхность под давлением вулканических газов выталкивается НЕ лава, а горячая грязь. Их конусы действительно миниатюрные - 1-2 м. Извержение происходит более или менее спокойно. Грязевые вулканы распространены на полуострове Камчатка, на Курильских островах: Кунашир, Итуруп, Шикотан, на Японских островах, на островах Суматра и Ява (Индонезия) и на острове Сицилия (Италия).

8. Просмотр видеофрагментов:

1. Долина гейзеров (Камчатка)

2. Йелоустонский национальный парк (США)

9. Итог урока.

- Итак, наше путешествие подошло к концу.

Что нового вы узнали на уроке?

Слайд 25: А сейчас мы узнаем, как вы усвоили новый материал.

Слайд 26: Задание – кроссворд.

  1. Излившаяся магма. (Лава)
  2. Возвышенность на поверхности Земли из продуктов выброса вулкана. (Конус)
  3. Канал, по которому поднимается магма. (Жерло)
  4. Отверстие на вершине вулкана, через которое изливается магма. (Кратер)
  5. Огненно-жидкий расплав, возникающий в земной коре на больших глубинах. (Магма)
  6. Самый вулканический остров мира? (Исландия)

Слайд 27: Домашнее задание: §19. Обозначить на контурных картах действующие и потухшие вулканы.

10. Оценивание знаний учащихся.

Презентация (материалы, не вошедшие в публикацию превышают допустимый объем, находятся у автора)