В течение длительного времени в системе образования преобладала направленность воспитательной работы на формирование и развитие коллектива. Индивидуальное воспитание личности либо отсутствовало, либо осуществлялось в явно недостаточном объёме. Основу воспитательной работы составляли коллективные воспитательные мероприятия и занятия, индивидуальная воспитательная работа ограничивалась отдельными беседами и оказанием необходимой помощи для предупреждения неуспеваемости. Мы воспитывали коллективистов, полагая, что воспитываем гармоничную личность. Это заблуждение постоянно подкреплялось методическими рекомендациями со ссылками на работы А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, из которых авторы рекомендаций произвольно выдёргивали только те цитаты, которые относились к коллективному воспитанию. Идеи Макаренко и Сухомлинского об индивидуальном воспитании учащихся игнорировались.
Когда стало ясно, что воспитание личности не носит системного характера, виноватыми оказались Макаренко и Сухомлинский. Наши теоретики начали “новые пути” воспитательной работы и совершили “удивительное открытие” – обнаружили педагогику свободного воспитания, индивидуалиста вне коллектива. Эта система активно пропагандируется в настоящее время; результат – кризис воспитательной работы.
Нет необходимости бросаться из одной крайности в другую; следует сохранить и развивать то лучшее, что создано в теории и практике воспитательной работы – воспитание коллектива и разработать методику индивидуального воспитания. Решение этой проблемы требует внесение серьёзных изменений в содержание и методику работы преподавателей предметников и классных руководителей.
При подготовке к уроку преподаватели обращают основное внимание на учебные и развивающие задачи – уровень знаний, учебных и интеллектуальных умений студентов остаётся основным критерием работы преподавателя. Воспитательные задачи урока чаще всего отодвигаются на второй план. Педагоги прекрасно знают, что воспитательная система включает в себя воспитание на уроках, классных часах, внеклассных и общеколледжных мероприятиях. Отсутствие или недостаточная реализация одного из этих элементов приводит к снижению результатов всей воспитательной работы. Уроки являются основным элементом образования, и недостаточное воспитание на уроках приводит к тому, что знания и умения студентов не оформляются в правильное поведение в природе и обществе. Ведь сущность воспитания заключается в том, чтобы научить студентов самостоятельному нравственному применению полученных знаний и умений. В чём причина этого явления? В том, что некоторые преподаватели недостаточно или неправильно планируют воспитательные задачи уроков, и, соответственно, воспитательная работа на уроках осуществляется на примитивном уровне. Что же относится к воспитательным задачам уроков?
Нравственное воспитание на уроках осуществляется с помощью заданий на анализ деятельности, оценки результатов деятельности и отношений людей в процессе деятельности. Преподаватель должен подбирать задания, в условиях которых содержатся описания вышеперечисленных ситуаций. Условия заданий нужно согласовывать с содержанием изучаемого материала. Регулярное выполнение этих заданий позволяет научить студентов тому, как применять на практике свои знания и умения, не причиняя вреда природе и другим людям, а, по сути – научить их нравственному поведению.
Воспитание познавательной самостоятельности осуществляется в процессе развития у студентов умений самостоятельно планировать, выполнять, анализировать и оценивать результаты своей учебной деятельности на уроках. Наряду с обычными заданиями и упражнениями для каждого урока, необходимо планировать и специальные задания для развития указанных выше умений. Вряд ли можно считать воспитанной личностью человека, который не умеет самостоятельно учиться.
Воспитание личностных качеств посредством развития индивидуальных интересов и способностей студентов осуществляется путём дифференциации и индивидуализации обучения. Задача преподавателей состоит в том, чтобы подготовить для уроков дифференцированные задания, прежде всего – творческого характера.
Воспитание коммуникативных умений осуществляется в процессе обучения их руководить учебной работой на отдельных этапах и уроках, работать в группе, общаться (краткость, ясность, конкретность). Эти умения воспитываются путём постоянного обучения студентов правилам общения перед началом выполнения различных заданий на уроках.
Работая с группой, педагог сталкивается с необходимостью решать так называемые “организационные вопросы”. Часто на это приходится отводить время на своём уроке. И чем меньше группа организована, тем труднее классному руководителю: приходится на себе тащить воз “дежурных вопросов, распределение обязанностей, выяснения конфликтных ситуаций. А легче? Легче и классному руководителю, и студентам, если группа растёт как коллектив, если развивается система взаимоотношений и создана благоприятная атмосфера.
Классному руководителю надо представить с чего начать развитие коллектива, задав себе вопросы: Умеют ли студенты дружить? Интересно ли им вместе? Есть ли в группе лидеры и “изгои”? эти и другие вопросы помогут понять, над чем необходимо трудиться в первую очередь. Труд этот предстоит не только классному руководителю, но и самим студентам. Педагогу важно научить свою группу осмысливать то, что происходит в коллективе, научить взаимодействию, соучастию и сопереживанию. Логику развития коллектива можно рассматривать как движение от горсти сыпучего песка (когда каждый сам по себе), преодолевая состояние мягкой глины и мерцающего маяка, к единению, которое можно сравнить с такими яркими образами, как “алый парус” и “горящий факел”. Это нелёгкий путь, и как показывает практика, немногие группы становятся сплочёнными коллективами, где есть забота друг о друге, легко учиться и интересно жить. Студентам предстоит научиться совместно планировать работу, распределять поручения, откровенно и искренне обсуждать в группе любые проблемы, вместе строить программу роста. Важную роль в становлении коллектива и личности в нём играет диагностика воспитанности.
Диагностика (от греческого diagnostic’s – способный распознавать) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные оценочного уровня сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности, разница между ними определяет эффективность воспитательного процесса.
Через диагностику классный руководитель устанавливает, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.
Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим выявлено три типа диагностики в работе классного руководителя: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая).
Начальная диагностика связана с планированием и управлением коллективом группы. Перед определением воспитательных задач, которые будут реализованы в полугодии или во всём учебном году, классный руководитель изучает уровень воспитанности ученика. Начальная диагностика используется для всестороннего изучения, так как процесс воспитания противоречив и скачкообразен, непрерывен и динамичен, классному руководителю обязательно приходится улавливать изменения и отражать их при планировании своей деятельности.
Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям группы и соответствует оптимальному развитию студентов.
Текущая (корректирующая) диагностика проводится в самом процессе организации коллективов групп, ориентирует педагога на изменение, которое происходит в студенческом коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает классному руководителю быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений со студентами, методику воспитательной работы. Через корректирующую диагностику классный руководитель имеет возможность быстро реагировать на изменения в уровне воспитанности студентов, тем самым обеспечить возможность более активного, самостоятельного и творческого участия их в деятельности коллектива. Планируя воспитательную работу, классный руководитель не всегда в состоянии предвидеть её результаты. Особенно трудно предусмотреть выбор самых эффективных методов и средств индивидуального воздействия.
Текущая диагностика исполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.
В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого года. Она приводит основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.
Изучение коллектива проводится постоянно. Коллектив группы как компонент сложной динамической социальной системы обладает типичными чертами и видовыми отличиями.
Классный руководитель диагностирует развитие студентов, изучая качества личности, которые были объектом воспитания, являлись ведущими на данном этапе их развития.
Практически невозможно провести диагностику всех качеств личности. Достаточно уточнить ведущие задачи и в соответствии с этим проследить за их реализацией в процессе формирования соответствующих качеств студентов. Измерение можно сделать по трём уровням: показатели сильно выражены, недостаточно выражены, не обнаруживаются.
Содержание зависит от возраста студентов. Учитывая специфику возрастного развития и опираясь на периоды, соответствующие возрасту, педагог диагностирует ту или иную группу интегративных свойств, характерную для данного возраста.
Рассмотрим ведущие качества личности для данного возрастного периода. Чтобы иметь реальное представление о результативности воспитательной работы, современному учителю необходимо владеть специальной методикой. Педагоги, психологи, социологи создали довольно богатый арсенал средств, с помощью которых можно изучить эффективность воспитания и совершенствовать его. В качестве эталонных показателей воспитанности используются критерии (от латинского “сравнение”).
Рассмотрим некоторые критерии эффективности воспитательной работы классного руководителя с коллективом группы:
- уровень организации коллектива группы, как в учебной, так и во внеучебной работе (дисциплина, порядок, обязательность выполнения заданий органов самоуправления);
- уровень учебной мотивации у студентов группы (постоянный рост качества знаний, эффективность работы со слабоуспевающими, активность группы во внеурочной учебной работе: в факультативах, кружках, в научно-исследовательской деятельности, и т.п.);
- разнообразная и интересная для студентов внеучебная жизнь, культпоходы, тематические классные часы, вечера, встречи, КВН и т.п.);
- уровень развития коллектива (его сплочённость: поддержка друг друга, заинтересованность в делах группы, дружеские взаимоотношения, желание вместе общаться в свободное время, его организованность, развитость общественного мнения, характер связей в коллективе, активность и инициатива при участии в делах группы и в делах колледжа);
- степень развития сотрудничества группы с классным руководителем (уровень взаимного доверия, степень включённости классного руководителя в дела группы, наличие актива и взаимодействия его с классным руководителем, взаимное развитие инициативы и творчества);
- глубина и серьёзность работы с трудными студентами, оказание им помощи на основе сугубо индивидуального подхода;
- комфортность и защищённость каждого воспитанника в группе.
Критерии помогают классному руководителю получить общие представления о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникнуть вглубь, надёжно диагностировать скрытые качества.
Недостатки критериев в том, что они не позволяют определить в комплексе все качества личности, можно лишь выявить уровень нравственных ценностей, оценить духовную атмосферу группы, характер взаимоотношений.
Второе направление диагностики – изучение индивидуальных особенностей каждого. Особое внимание нужно обратить на проявление результатов воспитанности во внешней форме (суждения, оценки, поступки, действия студентов) и связанных с явлениями, скрытыми от глаз педагога (мотивы, убеждения, планы). Важна также оценка поведения окружающими людьми (родителями, преподавателями, сверстниками) и самооценка.
Не надо переоценивать значение диагностики. Эффективное использование различных методов её проведения требует специальных умений. А самое важное – по результатам диагностики необходимо внести коррективы в деятельность педагогов.
Литература
- Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М.: Центр “Пед. поиск”, 2002. – 160с.
- Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр “Пед. поиск”, 2000. – 160 с.
- Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М.: Пед. общество России, 2001. – 256 с.