Биология – одна из важнейших наук современности. Только изучая биологию, можно познать законы бытия, овладеть тайнами сотворения мира и проистекания жизни в нем. Ведь с биологическими законами, которые можно еще назвать законами самой жизни, мы сталкиваемся постоянно на протяжении всей своей жизни, даже если не имеем домашних животных и сада – огорода.
Овладевать биологическими знаниями ребенок начинает еще в детском саду, наблюдая за явлениями природы, ухаживая за питомцами живого уголка, помогая развиваться растениям в группе, высаживая и помогая в росте растений на приусадебном участке.
В начальной школе ученик продолжает изучение биологии на уроках окружающего мира и технологии. Также он постоянно сталкивается с этой интересной наукой, читая и анализируя литературные произведения.
Переходя в среднюю школу, ученик уже владеет багажем биологических знаний и умений. Из года в год, переходя из класса в класс, ученик накапливает новые знания и умения. Изучает богатейший мир растений (ботаника), увлеченно исследует многообразие животных (зоология), соприкасается с интереснейшим и многообразным человеческим устройством (анатомия).
В старших классах, уже почти взрослым людям рассказывается о законах бережного отношения к природе, правильного и разумного использования природных ресурсов, возможных методов избегания техногенных катастроф или их грамотного устранения (экология).
Для современного мыслящего человека жизнь без знания и грамотного применения в жизни биологических законов невозможна. Но, чтобы применять эти законы и правила, необходимо их очень хорошо знать, то есть достойно обучаться науке биологии в школе.
Любой педагог знает, что учащийся будет успешно и с удовольствием овладевать наукой, которая ему интересна и понятна. Также ученик должен ощущать свой успех в этой науке. Учитель биологии может предоставить ученику все возможности для интересного и успешного овладения знаниями. Применение на уроках интерактивных методов обучения, таких как использование интерактивной доски, совместная работа учителя и учащихся в Интернет-пространстве, подготовка и защита биологических проектов, проведение интереснейших опытов – вот только некоторые возможности современного учителя. Нельзя забывать и о личности самого учителя. Педагог, который искренне любит свой предмет, может о любой инфузории туфельке рассказать так интересно, что ученики не только выполнят все необходимые задания, но и подготовят о ней дополнительный материал, т.е. будут увлечены наукой.
Современная реформа образования и новые образовательные стандарты привели к тому, что необходимый и примерно одинаковый уровень знаний получает любой учащийся, независимо от региона проживания и особенностей местности. Для подтверждения имеющихся у него знаний и возможности поступить в выбранное учебное заведение (колледж или техникум после 9 класса и институт или университет после 11 класса), подростку необходимо сдать экзамен в форме ГИА или ЕГЭ. После многих споров и разногласий ученые, политики и педагоги пришли к выводу о том, что такая форма экзамена помогает ученикам из отдаленных районов при наличии хороших знаний поступить в ведущие вузы России.
Психологами было замечено, что в первые годы внедрения ГИА и ЕГЭ, ученикам часто не удавалось достойно выполнить все задания, т.к. форма тестов была непривычна. Повышался уровень стресса и, даже хорошо зная материал, ученик мог показать недостаточный уровень знаний. В течение нескольких лет педагоги стали уделять большое внимание проверке знаний именно в тестовой форме, что помогает учащимся адаптироваться к новой форме экзаменов. Поэтому, начиная с начальной школы, педагоги уделяют большое внимание тестам. В форме тестов педагоги стараются оценивать знания не только в конце триместров, но и для закрепления и проверки знаний по пройденным темам.
Сейчас выпускаются методические пособия с подобными тестами. Многие педагоги с успехом применяют такие пособия.
Психологами замечено, что для учащихся особо ценен материал, созданный именно своим родным и любимым учителем. Это может быть подготовленная учителем презентация на тему определенного урока или совместная с учениками работа над проектом.
Нам же кажется, что очень важно и ценно для учащихся, когда учителем лично разработаны проверочные материалы.
Поэтому для ознакомления и дальнейшего использования предлагаем вам “Поурочные проверочные тесты по анатомии человека для учащихся 8 класса” и “Поурочные проверочные тесты по общей биологии для учащихся 9 класса”.
Материал для этих тестов был тщательно и скорпулезно отобран учителем биологии Глушковой Наталией Борисовной, разобран не только по отдельным темам, но и в соответствии с каждым уроком. Затем тесты были оформлены в отдельные напечатанные брошюры с иллюстрациями, схемами и необходимыми графиками.
Каждый ученик получает свою брошюру, узнает у учителя номер задания и выполняет задания прямо в брошюре. При этом используется тестовый метод, как в ГИА и ЕГЭ. Для ученика важно, что эта брошюра разработана и создана именно их учителем. Они с удовольствием выполняют задания, что помогает не только повторению и проверке знаний, но и тренирует их на более качественное, простое и спокойное выполнение дальнейших тестов.
Этот фактор становится тем более актуальным сейчас, когда проходной балл ГИА и ЕГЭ по биологии учитывается при поступлении в большинство учебных заведений.
Надеемся, что предложенный материал пополнит методическую копилку учителей биологии, которым важно, чтобы учащиеся не только хорошо овладевали биологической наукой, но и чувствовали себя психологически комфортно при сдаче зачетов и экзаменов.
К материалу прилагаются файлы:
Приложение 1. “Поурочные проверочные тесты по анатомии человека для учащихся 8 класса”. Автор – Глушкова Н.Б.
Приложение 2. “Поурочные проверочные тесты по общей биологии для учащихся 9 класса”. Автор – Глушкова Н.Б.
Приложение 3. Рисунки из брошюры “Поурочные проверочные тесты по анатомии человека для учащихся 8 класса”.
Приложение 4. Рисунки из брошюры “Поурочные проверочные тесты по общей биологии для учащихся 9 класса”.