Исследовательская работа на тему "Что объединяет людей с одинаковыми именами?"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


План исследовательской работы:

1. Введение.

  • Причины выбора темы для исследования.
  • Историческая справка.
  • Формулировка проблемной ситуации, цели и задач проекта.

2. Основная часть.

  • Методология исследования.
  • Пример анкеты и проведение анкетирования.
  • Анализ результатов анкетирования, выбор самых популярных имен в школе и детальное исследование выбранных имен.

3. Выводы, заключение.

4. Источники литературы.

5. Приложение.

1. Введение.

В четвертом классе мы получили новый учебник русского языка, в котором появилась интересная рубрика “Происхождение имен”. Мы поймали себя на мысли, что каждый раз, узнавая новое про чьё-то имя, мы пытались найти общие черты с нашими одноклассниками, обладателями изучаемого имени.

Мы задумались, что на нашей планете живет огромное количество людей и у каждого человека есть имя, а иногда и не одно. Имя ребенку дают родители, руководствуясь своими вкусами, ассоциациями, порой называют его так в честь родственников или великих людей.

Традиция “награждать” новорожденного именем появилась в глубокой древности. Еще философ-стоик Хрисипп (III век до н.э.) выделял имена в отдельную группу слов. Сегодня изучением собственных имен людей, закономерностей их возникновения и развития, их структуры, функционирования в обществе, распространения занимается антропонимика (“антропос” – человек, “онима” – имя).

Имена людям пришлось придумывать самим. Причем во многих культурах ребенку давались два имени – близкое к настоящему и второе, для общего употребления, чтобы никто не мог навредить ребенку, зная его настоящее имя. Наши далекие предки понимали, что имя – это не просто название человека, чтобы отличать его от других, а своеобразная словесная формула, которая как-то связана с судьбой человека и властью над ним. Они пытались это использовать разными способами.

Древние греки давали ребенку имена богов и героев, надеясь, что ребенок будет пользоваться их благосклонностью и унаследует их качества и судьбу. Но называть детей аналогичными именами было как-то бестактно, да и опасно. Поэтому для повседневного обращения к богам употреблялись различные эпитеты, которые тоже трансформировались в имена. Например, Виктор – победитель, Максим – величайший. Этими эпитетами называли Зевса.

На Руси существовала другая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, – его знали родители, крестные и особо близкие люди. В нем соединялись пожелания младенцу, надежды и чаяния родителей, оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И нарекали его таким именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. "Зовут Зовуткою, а величают уткою". Это обозначает, что назвать собственное имя незнакомому человеку считалось опасным. А вдруг незнакомец являлся колдуном, который мог во зло использовать знание имени. Давая ребенку неблагозвучное и отталкивающее имя, надеялись, что злые силы не станут себя утруждать причинением вреда недостойному, а также невзрачное имя не вызовет зависти богов. Обряд второго имя наречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих особенностей.

До принятия христианства на Руси используются самобытные имена, созданные на славянской почве средствами древнерусского языка. Славяне выбирали для именования своих детей любые слова, отражающие в себе:

  • различные свойства и качества людей, особенности их характера: Умник, Храбр, Добр, Хитр;
  • особенности поведения, речи: Молчан;
  • физические достоинства и недостатки: Косой, Хромой, Красава, Кудряш, Черняк, Беляй;
  • время и “очередность” появления того или иного ребенка в семье: Меньшак, Старшой, Первый, Второй, Третьяк;
  • профессию: Селянин, Кожемяка и т.д.

С XI по XVII век исконно славянские имена отходят на второй план, а на первый выходят византийско-греческие. С приходом христианства стала развиваться двухименная система. Для того чтобы защитить человека от злых духов, его нарекали одним именем, а называли совершенно другим. Для данного периода характерно расслоение в социальном плане. В это время распространены древнерусские имена, которые состоят из двух корней и содержат в себе корень -слав. Это такие имена, как Вячеслав, Святослав, Ярослав, Борислав, к которым присоединялись византийско-греческие имена с тем же корнем: Станислав, Бронислав, Мирослав и др.

С начала XVIII века до 1917 года господствуют канонические имена, складывается и распространяется трехчленная формула именования человека (фамилия, имя, отчество), появляется псевдоним.

После революции большую популярность приобретают новые имена, отражающие события, происходящие в стране. Образование новых имен особенно коснулось девочек. Так, их называли Идея, Искра, Октябрина. Есть свидетельства, что одну девочку даже звали Артиллерийской Академией. Двойняшек мальчика и девочку было модно называть Рево и Люция; известны имена мальчиков Гений, Гигант (примечательно, что эти имена не всегда соответствовали действительности, а нередко и вовсе противоречили). Однако в это время появились имена, которые продолжают свою жизнь и сейчас: Лилия (оно подобно русскому имени Лидия и очень благозвучно), Нинель (чтение в обратном порядке имени Ленин), Тимур, Спартак.

Почти все современные имена пришли к нам из Византии и имеют в происхождении греческие корни. Однако, многие из них были заимствованы из других древних языков.

Нам стало интересно, есть ли что-то общее между людьми с одинаковыми именами. Возможно, их объединяют схожие интересы, представления о будущем, черты характера и даже внешность.

Безусловно, провести исследование среди всего населения нашей планеты мы не можем, но мы вполне можем исследовать имена и их обладателей в рамках нашей школы.

Итак, нами была проведена исследовательская работа среди учеников нашей школы (средняя общеобразовательная школа № 853).

Опрос проводился посредством анкетирования (пример анкеты в приложении №1 ниже) среди учеников с 1-го по 11-ые классы. Общее количество розданных анкет 590 экземпляров. Финальное количество респондентов составило 448 человек (при общем количестве учеников школы – 600 человек), из них 226 мальчиков и 222 девочек.

Вот так мы раздавали анкеты:

В ходе исследования мы поставили для себя следующие задачи:

Проблемный вопрос: что объединяет людей с одинаковыми именами?

Цель проекта: выявить наличие или отсутствие у людей с одинаковыми именами схожих черт как в характере, так и во внешности.

Задачи:

– собрать данные для дальнейшего исследования (посредством анкетирования и фотосъемки);
– проанализировать результаты анкетирования;
– сделать выводы.

2. Основная часть.

В результате анализа результатов анкетирования, мы пришли к выводу, что в нашей школе огромное разнообразие имён.

Так, среди девочек есть такие распространенные имена как Екатерина, Анна, Мария, Татьяна, Надежда, Светлана, Александра, Ольга, Анастасия, Ирина, Марина, Полина, Алена, Елена, Дарья, Арина, Алина, Елизавета, Юлия, Софья, Олеся, Валентина, Наталья, Виктория, Яна, Диана, Ксения, Валерия.

Также есть и редкие имена: Ульяна, Земфира, Эвелина, Кристина, Евдокия, Ангелина, Варвара, Вероника, Тамара, Рузанна, Ева.

Среди мальчиков в нашей школе есть представители следующих имён: Антон, Олег, Борис, Егор, Виталий, Дмитрий, Василий, Александр, Алексей, Иван, Владислав, Павел, Андрей, Константин, Евгений, Федор, Игорь, Николай, Никита, Роман, Сергей, Михаил, Максим, Кирилл, Даниил, Денис, Глеб. Из редких имен у нас встречаются: Григорий, Георгий, Геннадий, Филипп, Арсений, Тимофей, Юрий, Леонид, Герман, Давид, Всеволод.

Несмотря на изобилие имён, для дальнейшего, более детального исследования мы выбрали самые распространенные мужские и женские имена. В итоге самыми популярными женскими именами в нашей школе оказались Анастасия, Анна, Мария и Екатерина, мужскими – Александр, Максим, Никита и Иван.

Все дальнейшие выводы будут сделаны только на основе результатов анкетирования и сравнительного анализа внешности учеников с одинаковыми именами.

Александр.

Происхождение и значение имени:

Имя Александр – древнегреческое, то есть появилось на Земле довольно давно. Это имя носил знаменитый завоеватель Александр Македонский, и вообще оно довольно воинственное, потому что означает в переводе "защитник". Позже это имя носили великие полководцы и правители.

“Наши” Саши (18 человек):

85% опрошенных Александров оказались учениками старших классов. Это может свидетельствовать о том, что имя “Александр” было особенно популярным 12–13 лет назад (когда родились наши Александры).

Александрам нравится своё имя, но наряду с этим, некоторые из них хотели бы иметь другие имена, такие как Антон, Сергей и Максим.

Интересным оказался факт, что треть Александров была названа в честь своих дедушек, а четверть опрошенных в честь своих дядь. В окружении Саш очень много родственников с таким же именем. В основном эти родственники успешные люди и занимают высокие посты.

Александров можно смело описать как очень активных, спортивных мальчиков. Они увлекаются абсолютно разными видами спорта: футбол, баскетбол, квадроциклы, яхтенный спорт, паркур, танцы.

Мальчики с этим именем веселые, добрые, обладают хорошим чувством юмора, отличные помощники. Но эти многочисленные положительные качества разбавляют и некоторые отрицательные, такие как лень и невнимательность.

Александры склонны как к гуманитарным, так и точным наукам. В школе им нравятся алгебра, география, русский язык, история, информатика. Конечно, будучи спортивными мальчиками, они с удовольствием посещают уроки физкультуры.

Четкой схожести между счастливыми числами Александров мы не обнаружили, но чаще всего Саши выбирают числа, в которых присутствуют цифры 3, 7 или 9.

В качестве своей будущей профессии Александры отметили юриспруденцию, стоматологию, кулинарию, строительство, программирование, военную службу.

Анализ внешности (фото учеников нашей школы)

Наши Саши обладают очень мужественным выражением лица. Преимущественно светлые, короткие волосы. Особенной схожести в форме лица, глаз, носа обнаружено не было.

Максим.

Происхождение и значение имени:

Максим – имя латинское, и означает оно в переводе "большой", "огромный", "величайший". И надо признать, что это значение отражается на носителе имени, даже если природа и не наделит его большим ростом.

“Наши” Максимы (12 человек):

Всем опрошенным Максимам нравится своё имя и они не хотели бы его менять. Среди родственников и близких Максимов нет людей с таким же именем. Максимы очень разносторонние люди и имеют абсолютно разными хобби. Они любят и активные игры (футбол), довольно необычные увлечения для мальчиков (бисероплетение), так их захватывает и чтение книг.

Максимов можно описать как веселых, добрых и дружелюбных людей. Но в сочетании с этими положительными качествами, им свойственны лень и упрямство.

Максимы, как любители активного спорта, в школе самым любимым предметом считают физкультуру. Но вместе с тем они склонны к изучению математических наук.

Анализируя счастливые числа Максимов, мы заметили, что эти люди выбирают числа с цифрой 1 или 2. В основном предпочитают двузначные числа.

В будущем Максимы видят себя представителями разных профессий: архитектор, инженер, тренер, футболист.

Анализ внешности (фото учеников нашей школы).

Наши Максимы очень обаятельные юноши. Им свойственна располагающая улыбка. Есть схожесть в разрезе глаз (преимущественно миндалевидный) и в форме губ (довольно узкие).

Никита.

Происхождение и значение имени:

Древнегреческая богиня победы Ника дала Никите свое имя, и поэтому переводится оно как "победитель". Стремление и способность побеждать Никита пронесет через всю свою жизнь.

“Наши” Никиты (14 человек):

Преимущественно опрошенным Никитам нравится своё имя, но некоторым из них хотелось бы иметь имя Артем или Юра.

Среди своих близких у них нет родственников с таким именем.

Никиты увлекаются как спортом (плавание, баскетбол), так и более спокойными хобби (рисование, компьютерные игры).

Никит можно описать как добрых, общительных и честных. В качестве отрицательных черт можно выделить лень и некоторую медлительность.

Будучи любителями спорта, Никиты с радостью идут на уроки физкультуры. Увлекаясь рисованием, Никиты, в качестве любимого предмета в школе, отмечают и изобразительное искусство. Наряду с этим, они с охотой посещают уроки математики.

Любимые числа Никит очень разнообразны и практически не связаны между собой. В 30 % в числах Никит присутствует цифра 3.

Некоторые Никиты в будущем планируют развивать свою спортивную карьеру и видят себя тренерами, профессиональными пловцами. Другие хотели бы развивать творческие способности, третье будут военными летчиками.

Анализ внешности (фото учеников нашей школы).

Наши Никиты сразу поражают своим “ярким” взглядом, очень озорным и веселым. Почти все Никиты обладатели темных волос и темных глаз. Есть заметная схожесть в овале лица и форме ушей.

Иван.

Происхождение и значение имени:

Имя Иван происходит от древнееврейского Иоанн, что в переводе означает "милость божья". Иванов на Руси издревле было много, но даже как персонаж популярных сказок Иван далеко неоднозначен.

“Наши” Вани (14 человек):

Все опрошенные Вани совершенно довольны своим именем и не хотели бы его менять. Некоторые Вани были названы так в честь своих дедушек.

Вани активные мальчики и преимущественно склонны к спортивным увлечениям.

Про Иванов можно сказать, что они умные и добрые, но вместе с тем они могут проявлять и свои не самые лучшие качества, такие как задиристость и лень.

Вани склонны к изучению математики и русского языка.

В качестве счастливых чисел, Вани наиболее часто выбирают числа с цифрами 3 или 7.

В будущем Иванов можно встретить в качестве космонавтов, футболистов, юристов, геологов, пожарных и архитекторов.

Анализ внешности (фото учеников нашей школы).

Нашим Ваням характерны светлые и светло-русые волосы. Очень открытое выражение лица. Есть совпадения и в форме носа.

Анастасия.

Происхождение и значение имени:

Имя Анастасия происходит от греческого слова, которое в переводе означает "воскресшая", а кроме того – это женская форма мужского имени Анастас.

“Наши” Насти (21 человек):

Опрошенные Насти более чем довольно своим именем, даже испытывают гордость за ношение этого имени. Но вместе с тем они симпатизируют именам Аня и Ася. Стоит отметить, что они очень схожи на наше исходное имя– Анастасия.

Многие наши Насти были названы так в честь своих бабушек и даже прабабушек.

Анастасии натуры увлекающиеся различными хобби. С одной стороны, они выбирают творческие увлечения, как например, рисование, оригами, занятия музыкой и танцами. С другой стороны, они могут быть очень спортивными и заниматься даже можно сказать мальчишечьими видами спорта, например, баскетболом.

Множество положительных качеств можно приписать характеру Анастасий. Они добрые, отзывчивые и очень хорошие натуры. Но это может сочетаться с такими чертами как лень, обидчивость и вспыльчивость.

В школе им одинаково по душе и занятия по математики и уроки по английскому языку и даже физкультура.

Анастасии выбирают в качестве счастливых чисел комбинации с цифрами 2, 4 и 8.

Пожелания Анастасий относительно своей будущей профессии разделились на два направления: творческое и “общественнозначимое”. Творческое направление представлено профессиями режиссера, художника и режиссера. К “общественнозначимому” относятся учителя и доктора.

Анализ внешности (фото учениц нашей школы).

Наши Насти преимущественно обладательницы светлых волос и предпочитают носить длинные волосы. Есть заметная схожесть в форме губ. Также девочкам свойственна очаровательная улыбка.

Анна.

Происхождение и значение имени:

Имя Анна происходит от древнееврейского "благодать" или "милостивая", и именно так она проживет всю свою жизнь.

“Наши” Ани (16 человек):

Имя “Аня” очень нравится обладательницам этого имени. И не только. Практически все опрошенные Ани были названы так по желанию их пап, а также в честь своих мам.

В окружении Ань практически нет близких родственников с таким же именем.

Ани могут быть как очень спортивными девочками и увлекаться баскетболом. А могут быть увлечены и спокойными, требующими терпения, занятиями как бисероплетением, рисованием и чтением книг.

Девочек с таким именем можно описать как добрых, отзывчивых и искренних, но немного застенчивых. Хотя иногда можно столкнуться с их не самыми лучшими чертами характера: непослушание и невнимательность.

В школе они с удовольствием посещают уроки физкультуры, математики и изобразительного искусства.

Счастливыми числами Ань скорее всего будут числа с цифрами 5 и 7.

В будущем Ани планируют постичь профессии художника, археолога, психолога и врача.

Анализ внешности (фото учениц нашей школы).

Наши Ани практически все являются блондинками (все оттенки русого цвета волос), хотя есть и исключения (например, рыжий цвет). Ани предпочитают длинные волосы. У Ань наблюдаются схожие черты в овале лица и разрезе глаз (миндалевидный).

Мария.

Происхождение и значение имени:

В переводе с древнееврейского языка имя Мария имеет двоякое значение – это и “печальная”, и “отвергнутая”, а вот в славянской традиции это имя получило новое значение, наверняка связанное с православной трактовкой – “госпожа”.

“Наши” Маши (13 человек):

Марии, которые приняли участие в нашем опросе, оказались очень довольны тем, что были названы именно так. Но им также оказалось симпатично имя Екатерина.

Причины, по которым родители Марий остановили свой выбор именно на этом имени, довольно разнообразны. Оказалось, что так зовут многих бабушек наших учениц и именно в честь них они получили это имя, в честь своих собственных мам, их подруг и даже в честь Девы Марии (особенно те, которые родились близко к дню этой святой).

Как ни странно среди ближайших родственников у Маш практически нет тёсок.

Марии увлекаются абсолютно разными вещами: это и рисование, изучение древних культур, занятия музыкой, фотографией, рукоделием, бадминтоном и баскетболом.

Марий можно описать как коммуникабельных, добрых и оптимистичных, хотя в тоже время и обидчивых девочек.

В школе они предпочитают уроки математики, изобразительного искусства и труд.

Нам удалось выявить схожесть Марий в выборе своего счастливого числа. Все опрошенные девочки предпочитают числа в интервале от 13 до 19.

В будущем Марии хотят развивать свои нынешние увлечения и стать профессионалами в своих областях. Так, они хотят осваивать профессии фотографа, археолога, психолога и художника.

Анализ внешности (фото учениц нашей школы).

Наши Маши делятся на представительниц прекрасного пола как со светлыми, так и с темными волосами почти 50 на 50. У Маш очень похожий овал лица, застенчивая, но обаятельная улыбка. Преимущественно темные оттенки глаз.

Екатерина.

Происхождение и значение имени:

Имя Екатерина в переводе с греческого языка означает "чистая, непорочная", оно происходит от греческого слова “катариос”.

“Наши” Кати (16 человек):

Все Кати оказались на 100% довольны своим именем и не хотели бы его менять.

Среди причин, по которым их родители остановили свой выбор именно на этом имени, были указаны довольно распространенная причина “в честь бабушки”, а также и очень любопытная. Оказалась, что наша царица Екатерина II является настолько важной исторической фигурой для многих родителей Кать, что именно в честь неё они решили назвать своих дочек.

Кати натуры глубокие и очень разносторонние, но остаются в рамках чисто “девичьих” увлечений. Свободное время они предпочитают проводить за чтением книг, рисованием, занятиями танцами и даже написанием стихов.

Открытость и добрый нрав – вот основные черты характера Екатерин, хотя иногда они проявляют и свои негативные стороны, такие как невнимательность и упрямство.

Особую тягу в школе они испытывают к математике и изобразительному искусству.

Своими счастливыми числами Кати назвали числа до 10.

В будущем наши Кати хотят совершенствоваться либо в области медицины (лечить как людей, так и животных), либо пойти по творческому пути и найти себя в профессии актрисы, художника или певицы.

Анализ внешности (фото учениц нашей школы).

Наши Кати в большинстве своём светловолосые девушки с длинными волосами. Кать объединяет уверенное выражение лица, но при этом очень обаятельное. Особенной схожести в формах лица мы не нашли.

3. Выводы.

В ходе нашего исследования, анализа заполненных анкет, сравнительного анализа внешности наших учеников, мы пришли к выводу, что у людей с одинаковыми именами множество совпадений в характере, в причинах, по которым они получили свои имена, в предпочтениях, в планах на будущее и даже во внешности. Так в нашей школе, среди девочек, наибольшим сходством между собой обладают Марии, а среди мальчиков – Александры.

Но тем не менее нельзя сказать, что все наши Саши или Насти похожи на своих тёсок. Даже несмотря на одинаковые имена и некоторое сходство в характерах и внешности, все люди являются личностями и уникальны в своём роде.

Источники литературы

  1. Всемирная интернет-энциклопедия Википедия: http://ru.wikipedia.org
  2. “Удивительная этимология”, автор Пасхалов А.П., 2007 г.
  3. “Словарь русских личных имён”, автор Петровский Н.А., 1980 г.
  4. “В мире имен и названий”, автор Горбаневский М., 1983г.

Приложение 1.

Презентация.