Урок информатики по теме "Алгоритм"

Разделы: Информатика


Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

  • интерактивная доска ;
  • авторская презентация «Алгоритм»;
  • карточки –задания для 2-ой группы;
  • рабочие тетради;
  • учебник.

Межпредметные связи: математика.

Тезис урока: «Надо учить не мыслям, а мыслить». И. Кант.

Цели урока:
Образовательные:
- знакомство с понятием алгоритма.

Воспитательные:
Воспитывать:
интерес к предмету.

Познавательные :

  • логические – анализ информации; классификация алгоритмов;
  • общеучебные – самооценка; поиск информации; осмысленное чтение; создание алгоритма деятельности.

Коммуникативные:

  • точное выражение своих мыслей;
  • взаимодействие с учителем;
  • участие в диалоге; слушать и слышать других

Регулятивные:

  • планирование учебной деятельности;
  • целеполагание;
  • самостоятельность.

Личностные:
- познавательная мотивация;  адекватное оценивание себя и других.

Задачи урока
обучающие:
– формировать понятие алгоритм;
– формировать знания и умения составления алгоритмов;

развивающие:
– развивать алгоритмический стиль мышления;
– развивать информационную культуру обучающихся;
– развивать творческие способности учащихся;

Знания, умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся в ходе данного урока:

Учащиеся должны:
– уметь  работать в группах и индивидуально;
– иметь представление об алгоритме как о последовательности действий;
– уметь описывать повседневную деятельность в виде алгоритма;
– уметь составлять простейшие алгоритмы.

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный этап.

Прозвенел уже звонок,
Нам пора начать урок .
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!

Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорее,
Поприветствуйте гостей!

Дети рассаживаются по местам.

Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации
- формирование навыков письма
Коммуникативные  УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Познавательные УУД:
- актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.

2

Запись домашнего задания.

§ 15 –прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа;  
РТ. №2 С. 17 – 22 №  2, 5, 8, 10

Работа с дневниками

3

Актуализация знаний.

-Ребята, вы готовы к уроку?

 

-Как вы думаете, как я должна определить  вашу готовность к уроку?

 

 

-Все правильно, молодцы ребята!
-На прошлом уроке мы закончили изучение 2-ой  главы.
Как она называлась?
-Правильно.
-Давайте вспомним некоторые определения:
(на доске) :
-Объект внутреннего, виртуального  мира, то есть мира идей и мыслей человека называют… .
-То, что соответствует действительности, называется… .
- То, что действительности  не соответствует называется… .

-Сейчас урок информатики.
Умозаключение состоит из  … и … .
-Молодцы, вы правильно ответили на вопросы.

Проверяют наличие принадлежностей.

Рассказывают устно.
Предполагаемый ответ: на столе должны лежать книга, рабочая тетрадь, дневник, пенал с письменным принадлежностями.

 

-понятие, суждение, умозаключение;

 

Отвечают на вопросы.
- понятие;
- истина;

- ложь;

- это суждение;
- посылок и заключения.

4

Формулирование  темы
  и целей урока  через
 познавательную деятельность

-Ребята, вы  дружите с математикой? Сейчас проверим.
-Посмотрите на доску. Что вы видите?
-Постройте к этому примеру алгоритм. Что значит построить алгоритм к примеру?

- Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

- да;

-пример
63:7+4*2-10;
-Решить пример, значит, построить к нему алгоритм.
- ученики называют свои варианты ответов.

Личностные УУД:
- умение управлять экранными объектами;

Регулятивные УУД:
- развитие способности устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- развитие памяти и логического мышления:
- актуализация знаний и сведений из личного опыта с целью понимания того, что привычные вещи имеют информационную
характеристику и влияют на жизнь людей;

 

5

Постановка задачи урока.

На доске тема урока.
-Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться?
-Перед тем как приступить к построению алгоритмов, я бы хотела вам рассказать немного из истории.

 

-правильно строить алгоритм.

 

6

Изучение  нового материала.

- Слово «алгоритм» происходит от имени великого среднеазиатского ученого, автора популярнейшего на протяжении многих веков учебника по математике аль – Хорезми, жившего в первой половине IX века.
-Алгоритм – это последовательность определенных действий или шагов для решения поставленной задачи.
-Исполнитель - это что-то или кто-то, способный выполнить действия, предписываемые алгоритмом. Исполнителями могут быть люди, дрессированные животные, технические  устройства. Создателем алгоритма является человек.
-Ребята, посмотрите на доску.
Вам необходимо определить соответствие в таблице, т.е. каждому исполнителю поставить в соответствие команду, которую он выполняет.

Свойства алгоритма:
- Первое свойство - алгоритм должен состоять из последовательности отдельных шагов. После выполнения одной команды можно приступить к выполнению следующей;
- Второе свойство – алгоритм должен состоять из конечного числа  шагов, то есть их число должно быть точно определено;
- Третье свойство – алгоритм должен быть понятным исполнителю, то есть тому, кто его исполняет;
- Четвертое свойство – выполнение алгоритма должно привести к ожидаемому результату;
- Пятое свойство – алгоритм должен быть предназначен для решения  не одной задачи, а для решения целого класса задач.

- слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Несколько учеников поочерёдно выполняют  задание у доски.

 

 

Познавательные УУД:
- извлекать информацию;
- добывать новые знания;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму.

 

7

Закрепление

Работа в рабочей тетради
-В нашей повседневной жизни мы решаем огромное количество задач, самой разной сложности. Однако, некоторые из этих задач столь просты и привычны, что мы даже не считаем их задачами. Например, «купить хлеб», «собраться в школу», «закрыть дверь на ключ» и т. п.
-Рассмотрим алгоритм открывания двери:
1) Достать ключ.
2) Вставить ключ в замочную скважину.
3) Повернуть ключ против часовой стрелки.
4) Вынуть ключ.
5)  Открыть дверь.
-Такой алгоритм, в котором все действия выполняются последовательно, друг за другом, называется линейным.
-Существует три вида алгоритмов: линейный, циклический и разветвляющийся. С циклическим и разветвляющимся алгоритмами мы подробно познакомимся на следующих уроках.
- В начале урока, когда мы говорили о вашей готовности к уроку, вы перечисляли мне действия, которые необходимо совершить- положить книгу, тетрадку, дневник, пенал с письменными принадлежностями. Это пример линейного алгоритма.

РТ. №2 С. 17 - 22 № 1,3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:
- развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, таблицей, схемой.
КоммуникативныеУУД:
-развитие умения участвовать в
диалоге на уроке и в
жизненных ситуациях, отвечать на
вопросы учителя,
товарищей по классу.

 

8

Физминутка

 

Проведение физминутки: на интерактивной доске появляются картинки разных животных, если на картинке исполнитель алгоритма, то они хлопают  в ладоши, иначе разведя руки, встряхивают кисти рук.

- Выполняют упражнения

 

 

9

Компьютерный практикум

- Теперь, ребята я предлагаю вам разбиться на две группы. Первая группа будет выполнять задание за компьютером. А вторая на своих местах.
-Но перед тем как сесть за компьютер, я хочу чтоб мы вспомнили ТБ в компьютерном классе.
(Пока первая группа садиться за компьютерами учитель оглашает задание второй группы).
Задание второй группы:
В начале урока мы с вами рассматривали пример, у вас на столах лежат карточки с записанным на ней примером. Вы должны записать алгоритм решения этого примера и указать вид алгоритма. (Приложение)

-заполняют карточку, выписывая алгоритм решения примера.
-вывешивают свои карточки с алгоритмом на доске.

Познавательных УУД:
-умение осуществлять планирование, анализ;
-владение технологией решения задач с помощью компьютера

 

 

Задание для первой группы:
-Сегодня 19 декабря в Сочи сборная России по хоккею проведет матч «Россия-Швеция» за « Кубок первого канала». Символом  этого кубка  стал … .
-А для того чтобы ответить  на этот вопрос вы должны разгадать загадку:
С метлой в руке,
С ведром на голове
Стою зимой я на дворе.
-Нарисуйте этого снеговика в графическом редакторе Paint. 

 

 

 

 

 

 

-снеговик


(Рисунок 1)

-рисуют снеговика в графическом редакторе Paint.

Личностные УУД:
- умение работать
Коммуникативные УУД:
- умение работать в парах, развитие диалогической речи

10

Итоги урока, рефлексия

- Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?
- Что такое алгоритм?
- Какой вид алгоритма вы использовали при выполнении практической работы. Первая группа? Вторая группа?
- Вам было легко или были трудности?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Как бы вы оценили свою работу?

-отвечают на вопросы.

Личностные УУД:
- развитие самооценки

 

Приложение