Интеграции содержания и задач конструктивной деятельности в образовательных областях

Разделы: Работа с дошкольниками


Под интеграцией понимаю форму взаимодействия, взаимопроникновения различных образовательных областей, обеспечивающую целостность образовательного процесса.
Интеграция разных видов творческого процесса позволяет поддерживать е естественное стремление ребенка к познанию окружающего мира через активное взаимодействие с ним и дает ребенку способы целостного и более глубокого восприятия, осознания и творческого преобразования окружающего на основе деятельного подхода.

Интеграции содержания и задач конструктивной деятельности в ходе реализации образовательных областей

Организация педагогического процесса в нашем детском саду в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает поиск и использование адекватных форм образовательной работы. Образовательный процесс в ДОУ осуществляю с  учетом принципа интеграции.
Под интеграцией мы понимаем форму взаимодействия, взаимопроникновения различных образовательных областей.
Конструктивная деятельность входит в область «Познание».

Конструирование – это процесс сооружения построек, конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов и способы их соединения.
В работе с детьми  использую такие виды конструирования:

  • предметное
  • по схеме
  • графическое
  • сюжетное
  • из бумаги
  • по замыслу (самостоятельное)

Задачи, направленные на формирование конструктивной деятельности, решаю  через интеграцию их в данных направлениях: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физкультурно-оздоровительное.
В познавательно-речевое направление развития ребёнка входят такие образовательные области, как  ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
В области «Познание» задачи конструктивной деятельности интегрируют в решение задач формирования математических способностей детей. Для того чтобы научить детей конструировать, надо дать им знания о геометрических фигурах и телах. Интеграция задач конструирования также осуществляется и в задачи сенсорного развития ребёнка, где формируются понятия о цвете, форме, величине предметов, материале, из которого сделан предмет и т.д.
В детском саду  организую с детьми различные опыты, т.е. исследовательскую деятельность, когда дети знакомятся с предметами и учатся их сравнивать.
Провожу эксперименты со строительными материалами, знакомясь с их свойствами (песок – сыпучий, если из него строить дом – он будет не прочным, камень прочный, но камень требует времени, что бы воспроизвести необходимую форму, кирпич же прямоугольной формы, устойчив, постройка будет устойчивая).
Проводя, например, дидактическую игру «Чудесный мешочек», с целью: на ощупь найти фигуру для постройки, которая указана на схеме или выбрать в мешочке предмет определённой формы, сравнить несколько предметов, определить, в чём различия, где можно использовать, дети узнают, что у куба есть углы, которые делают эту фигуру устойчивой, на неё можно поставить другую деталь, а на шар нельзя, но зато куб трудно прокатить, а шар можно катать и его часто используют в украшении фасадов зданий.     
Рассматривая иллюстрации с достопримечательностями города, вспоминаем, на каких зданиях есть эти фигуры (собор «Преображенский» – купола, городской центр культуры «Победа» - колонны похожи на цилиндр, в стенах есть отверстия похожие на круг, драм театр – на куб)
Таким образом, задачи конструктивной деятельности решаются через познавательно-исследовательское, коммуникативное, математическое развитие, формирование целостной картины мира.
Конструирование тесно связанно с образовательной областью «Коммуникация». Читая и разучивая стихи и сказки о геометрических фигурах и телах дети,  с помощью блоков Дьенеша, придумывают свои постройки и  зарисовывают их в виде схемы.
Во время экскурсий закрепляю знания детей о конструктивных особенностях и закономерностях, знакомлю детей со зданиями города – развиваю умения определять их форму, высоту, цвет зданий, из каких деталей состоят, сравнивать с соседними зданиями (блочный – кирпичный). Одновременно обсуждаем с детьми безопасность постройки зданий, беседуем о том, что рядом с домами можно построить проезжую и пешеходную дороги, какие правила должны соблюдать пешеходы и водители во время движения.
В социально - личностное направление входят такие образовательные области, как БЕЗОПАСНОСТЬ, ТРУД, СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
Рассматривая фотоальбомы, иллюстрации с постройками, людьми строительных профессий, обращаю внимание детей на то, как одеты строители, обговариваем, для чего нужна спецодежда и каска. Особо отмечаем, что детям ходить на стройку опасно и запрещено! Во время постройки отмечаем высоту здания, говорим о том, что высокое здание неустойчиво, может упасть и навредить здоровью других детей или сломать постройку. Таким образом, прослеживается интеграция задач конструктивной деятельности в образовательной области «Безопасность».
Использование природного материала, собранного во время трудовой деятельности на прогулке способствует решению задач конструктивной деятельности.
Об интеграции конструктивной деятельности в образовательную область «Социализация» позволяет говорить:
- использование построек из конструктора при организации сюжетно-ролевых игр;
- сравнение жилых строений древних и современных, разных народов (юрта, чум, изба, терем, шатер);
- обсуждение с детьми, какой дом надежнее (деревянный, каменный).
В художественно – эстетическое направление развития ребёнка входят такие образовательные области, как ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И МУЗЫКА.
В художественном творчестве – это работа с бумагой – изготовление поделок, рассматривание иллюстраций и фотоальбомов построек, аппликации архитектурных ансамблей, зарисовка построек, раскрашивание картинок, рисование по трафаретам, изготовление макетов...
Например, дидактическое упражнение «Дорисуй фигуру», позволяет развивать ориентировку на плоскости, дети, выкладывая по контуру мелкими предметами, рисуя песком, подготавливаются к решению задач конструирования. Также подготовительным этапом конструктивной деятельности является выкладывание по контуру бросовым материалом.
Используя дидактическое упражнение «Чудесные следы», развиваем умения распознавать отпечатки на влажном песке - распознавать проекции объемных предметов на плоскости, упражнять в развитии пространственного воображения.
В музыкальном творчестве – знакомство с музыкальными инструментами, их формой, материалами, из которых они изготовлены, музыкально – дидактические игры, подбор тематических музыкальных произведений (Например, при рассматривании фотографий, иллюстраций построек звучит специально подобранная музыка для усиления эмоционального восприятия)
В физкультурно – оздоровительное направление развития ребёнка входят такие образовательные области ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЗДОРОВЬЕ.
Поскольку работу по развитию физических качеств личности осуществляет инструктор по  физической культуре, то соответственно он совместно с воспитателем являются инициаторами осуществления интеграции задач конструктивной деятельности и физической. Инструктор проводит эстафеты, целью которых является, помимо развития физических качеств, постройка из деталей конструктора какого-либо сооружения (можно по схеме или по замыслу). Постройки из модулей широко используются для организации подвижных игр, а также для развития физических качеств – различные постройки, в которые можно подлезть, или проползти, или перелезть.
Задачи конструктивной деятельности в образовательной области «Здоровье» тесно взаимосвязаны с задачами области «Безопасность». Говоря о безопасности постройки, мы подразумеваем сохранность здоровья.
Таким образом, можно сделать вывод, что решение задач конструктивной деятельности возможно в образовательных областях по всем основным направлениям развития ребёнка - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, это обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.