Тема урока: "Внутренние воды Тувы". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цель: Сформировать представление о внутренних водах Тувы, установить взаимосвязь внутренних вод с другими компонентами природы, сформировать представление о происхождении названий некоторых водных объектов; дальнейшее развитие навыков работы с географической картой Тувы; воспитание любви  к природе родного края.

План:1. Внутренние воды . Взаимосвязь внутренних вод с другими компонентами природы.
2.Поверхностные воды
3. Подземные воды. Минеральные источники-аржааны
4. Хозяйственное значение. Саяно-Шушенское водохранилище.
5. Практическая работа «Составление характеристики речной системы»

Понятия: повторить понятия « Река», « Речной бассейн», « Речная система», « Водораздел», « Озеро», « Топонимика»

Номенклатура: реки: Бий-Хем,Каа-Хем, Улуг-Хем, Хемчик, Алаш, Элелгест, Шуй, Час-Адыр, Чаа-Холь, Шагонар, Межегей, Тес-Хем, Моген-Бурен, Нарын.
Озера: Азас, Хадын, Чагытай, Чедер, Тере-Холь, Торе-Холь, Сут-Холь, Кара-Холь.
Минеральные источники ( аржааны): Тарыс, Уш-Белдир, Шивилиг, Чойган,

Оснащение: учебник « География Тувы», карта Республики Тыва, презентация « Внутренние воды Тувы»

Ход урока:

Организационный момент, приветствие

Учитель: Ребята, сегодня на уроке знакомимся с внутренними водами нашей республики. Для этого мы должны вспомнить знания, полученные в 6,7 классах и на уроках Географии России. Кроме того, мы выясним происхождение названий некоторых наших рек и озер. Наука, которая изучает географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение называется топонимикой.

Учитель: наша республика очень богата внутренними водами. Они составляют 5,5% вод всей Восточной Сибири.

Учитель: Что называют внутренними водами?
 Ученики: Внутренними водами называют воды  рек, озер, поземные воды, ледники и болота

Учитель: Как мы знаем, внутренние воды являются одним из компонентов природы, а значит, они тесно взаимодействуют с другими компонентами природы. Обратите внимание на  второй слайд. Приведите примеры взаимосвязи внутренних вод с другими компонентами природы( приложение слайд2)

Ученики: - рельеф влияет на направление и скорость течения;
- от горных пород зависит прозрачность воды, химический состав подземных вод;
- обильная водная растительность вызывает зарастание озер, способствуя их «старению»;
- в верховьях рек нельзя вырубать леса;
- человек строит водохранилища, каналы, пруды, плотины, меняют направление и скорость течения, загрязняют реки и озера  и др.

Учитель: Молодцы! Сейчас, непосредственно, приступаем к изучению рек нашей республики. В Туве 15329 крупных и малых рек.

Учитель: Что называется рекой и притоками реки?

Ученики: Река – поток воды текущий в выработанном им углублении – русле реки. Приток- река, впадающая в другую реку.
Учитель: Что называется бассейном реки, речной системой, водоразделом?
Ученики: Бассейн реки- участок суши , с которой все поверхностные и подземные воды стекаются в главную реку.
Речная система- главная река со всеми притоками.
Водораздел – линия, разделяющая соседние бассейны .

Учитель: Самой главной водной артерией является – река Улуг-Хем , т.е верхний Енисей. Улуг- Хем означает « Большая река», « Величественная река» . Улуг-Хем течет по Тувинской котловине, собирая воды со всей котловины и образуя бассейн Улуг-Хема. К бассейну Улуг-Хема относятся Бии-Хем и Каа-Хем  с притоками. ( приложение .Слайд 3).

( работа с физической картой Тувы, форзац учебника)
Учитель: Ребята, назовите правые и левые притоки Улуг-Хема.
Ученики: Правыми притоками являются Ээрбек, Баян-Кол.Правми притоками являются Хемчик, Чаа-холь, Шагонар, Элегест.
Учитель: в перевода с монгольского « Баян»-богатый, кол - «гол»-река. Шагонар – « цаган»-белый, « арыг»-лес, Элегест- от монг. «элсин»-песок, песчаный.
Учитель: На юге Тувы реки впадают в бессточные озера Убсу-Нур( от монг.Нуур-озеро) и ряд других озер Монголии, например в Урег-Нур. Они образуют внутренний бессточный бассейн. (Приложение.Слайд3).Какие реки относятся к внутреннему бессточному бассейну?( Работа с картой)
Ученики: К бессточному бассейну относятся Тес- Хем с притоками Нарын, Эрзин..
Учитель: Молодцы!  «Тес» –от тюркского быстрый, проворный
« Ирсен» - от монг.- река пришлых людей – монголоязычных времен. А что является водоразделом двух бассейнов?
Ученики: Водоразделом служит Западный и Восточный Танну-Ола.
Учитель: Рельеф определяет характер течения. Выделяют горные и равнинные реки. Чем отличаются горные реки от равнинных? ( приложение Слайд4,5)
Ученики: Реки отличаются скоростью течения и формой речной долины.
Учитель: Приведите примеры горных и равнинных рек.( Работа с картой).
Ученики: Равнинные реки – Улуг-Хем
Горные реки: Каа-Хем, Сыстыг-Хем, Кадыр-Ос, Кызыл-Хем, Каргы, Хут.

Учитель: Многие реки берут начало высоко в горах, а  в среднем и нижнем течении приобретают равнинный характер. Хемчик берет начало с Шапшальского хребта далее течет по Хемчикской котловине, Бии-Хем на юго-западном склоне Восточных Саян, в прелелах Тоджинской котловины течет медленным спокойным течением, разбиваясь на многочисленные рукава « Сорок Енисеев», реки Чадана, Шагонар, Элегест, Алаш в верхнем течении горные.
Учитель: От климата зависит режим и  питание рек. Какие типы режимов рек мы изучили на уроках географии России? Каков режим рек нашей республики?
Ученики: Весеннее половодье, летнее половодье, паводочный режим. Реки Тувы с весеннее-летним половодьем.
Учитель: Подъем уровня воды наблюдается после таяния снега и в начале лета после таяния горных ледников. Реки вскрываются в конце апреля. При половодье уровень воды поднимается до 3 метров. Если зима выдалась многоснежной и весна дружная, то половодье начинает угрожать поселениям превращаясь в стихийное бедствие- наводнение ( уровень может подняться до 7-8 м). Ледостав устанавливается в конце октября – ноябре. Это самый опасный период, т.к толщина льда недостаточна. Дети и взрослые люди, пренебрегая правила и предупреждения, попадают в беду.
Учитель: От климата также зависит тип питания реки. Тип питания рек Тувы смешанное с преобладанием дождевого в восточной части, и преобладанием подземного в центральной и западной частях.
Учитель: В Туве насчитывается около 6720 больших и малых озер. Все они уникальны по красоте, происхождению, составу воды и другим характеристикам.
По происхождению различают:
- ледниковые озера- Азас, Маны-Холь, Нойон-Холь
-ледниково-запрудные озера- Хиндиктиг-Холь, Кара-Холь, Кадыш-Холь, Сут-Холь.
- озера располагающиеся в тектонической котловине- Тере-Холь

Учитель: Озера различаются по сточности. От сточности зависит соленость воды. Работа с приложениями на стр 140 ( приложение слайд 6)
Ученики: Сточные-Чагытай, Маны-холь, Тере-холь,Нойон-Холь, Азас,Хиндиктиг-Холь- пресные озера.
Бессточные- Торе-Холь, Бай-Холь, Дус-Холь, Хадын – соленые озера Слайд 7приложение )

Учитель: В ходе урока я вас знакомила с происхождением названий некоторых водных объектов Тувы. Давайте послушаем доклады о двух красивейших озерах Тувы Тере-Холь, Хиндиктиг-Холь.
Ученики:Доклады о Тере-Холь, Хиндиктиг-Холь.
Учитель: Велики запасы подземных вод 106,2 тыс куб м\сут. Подземные воды проходя через пласты горных пород насыщаются минералами, приобретая целебными свойствами. Тувинцы с древнейших времен лечились на аржаанах и  поддерживали свое здоровье. Среди них Улаатай ( Овюр), Шивилиг ( Бай-Тайга), Алдын-Уургай ( Танды), Тарыс ( Тере-Хольский кожуун), Уш-Бельдир ( Каа-Хем), Чойган ( Тоджа), Кундустуг (Кызыл), Хайыракан ( Эрзин).( Приложение Слайд8)
Учитель: Кроме рек, озер, аржаанов в Туве много горных ледников. Современное оледенение проявляется на вершинах Монгун-Тайги, Монгулек, Восточных Саян выше 2900-3000м. ( Приложение Слайд9)
Учитель:  Расскажите, какую роль играют внутренние воды в хозяйственной деятельности населения?
Ученики:
-они необходимы для орошения, бытовых нужд;
- они являются дешевым транспортным путем ( Бии-Хем, Каа-Хем, Улуг_Хем)
- на Енисее построено-Саяно-Шушенское водохранилище.
- место отдыха и лечения;
- рыбные ресурсы . Реки Балыктыг-Хем, Каргы, Тарыс, Хамсара, озера Чагытай, Тере-Холь, Торе-Холь, Азас  богаты рыбными ресурсами.
Учитель: Для сохранения уникальности рек, озер, аржаанов необходимо в первую очередь воспитывать каждого человека с малых лет бережно относится к богатствам природы родного края, страны, планеты в целом

5. Практическая работа « Характеристика речной системы»
Используя карту Республики Тува,учащимся необходимо составить характеристику реки Хемчик по плану:

  1. Географическое положение
  2. Исток, устье реки
  3. Крупные притоки
  4. Тип питания, режим реки
  5. Падение, уклон реки
  6. Хоз.значение.
  7. Справочные данные ( Высота истока-3122м над у.м, высота устья – 550м над у.м, Длина реки – 320км)

Дома: стр 40-45 повторить номенклатуру

Литература:
1.К.О.Шактаржик, А.Ч.Кылгыдай, О.С. Дамдын « География Республики Тыва». Учебное пособие для 9 класса.- Кызыл: Тувинское книжное издательство,2006-158с
2. И.И Баринова «География России.Природа» 8 класс -М:Дрофа,2002