Тема урока: "Внутренние воды Тувы". 8-й класс
Цель: Сформировать представление о внутренних водах Тувы, установить взаимосвязь внутренних вод с другими компонентами природы, сформировать представление о происхождении названий некоторых водных объектов; дальнейшее развитие навыков работы с географической картой Тувы; воспитание любви к природе родного края.
План:1. Внутренние воды . Взаимосвязь
внутренних вод с другими компонентами природы.
2.Поверхностные воды
3. Подземные воды. Минеральные источники-аржааны
4. Хозяйственное значение. Саяно-Шушенское водохранилище.
5. Практическая работа «Составление характеристики речной
системы»
Понятия: повторить понятия « Река», « Речной бассейн», « Речная система», « Водораздел», « Озеро», « Топонимика»
Номенклатура: реки: Бий-Хем,Каа-Хем, Улуг-Хем,
Хемчик, Алаш, Элелгест, Шуй, Час-Адыр, Чаа-Холь, Шагонар, Межегей,
Тес-Хем, Моген-Бурен, Нарын.
Озера: Азас, Хадын, Чагытай, Чедер, Тере-Холь, Торе-Холь, Сут-Холь,
Кара-Холь.
Минеральные источники ( аржааны): Тарыс, Уш-Белдир, Шивилиг,
Чойган,
Оснащение: учебник « География Тувы», карта Республики Тыва, презентация « Внутренние воды Тувы»
Ход урока:
Организационный момент, приветствие
Учитель: Ребята, сегодня на уроке знакомимся с внутренними водами нашей республики. Для этого мы должны вспомнить знания, полученные в 6,7 классах и на уроках Географии России. Кроме того, мы выясним происхождение названий некоторых наших рек и озер. Наука, которая изучает географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение называется топонимикой.
Учитель: наша республика очень богата внутренними водами. Они составляют 5,5% вод всей Восточной Сибири.
Учитель: Что называют внутренними водами?
Ученики: Внутренними водами называют воды
рек, озер, поземные воды, ледники и болота
Учитель: Как мы знаем, внутренние воды являются одним из компонентов природы, а значит, они тесно взаимодействуют с другими компонентами природы. Обратите внимание на второй слайд. Приведите примеры взаимосвязи внутренних вод с другими компонентами природы( приложение слайд2)
Ученики: - рельеф влияет на направление и
скорость течения;
- от горных пород зависит прозрачность воды, химический состав
подземных вод;
- обильная водная растительность вызывает зарастание озер,
способствуя их «старению»;
- в верховьях рек нельзя вырубать леса;
- человек строит водохранилища, каналы, пруды, плотины, меняют
направление и скорость течения, загрязняют реки и озера и
др.
Учитель: Молодцы! Сейчас, непосредственно,
приступаем к изучению рек нашей республики. В Туве 15329 крупных и
малых рек.
Учитель: Что называется рекой и притоками реки?
Ученики: Река – поток воды текущий в
выработанном им углублении – русле реки. Приток- река, впадающая в
другую реку.
Учитель: Что называется бассейном реки, речной
системой, водоразделом?
Ученики: Бассейн реки- участок суши , с которой
все поверхностные и подземные воды стекаются в главную реку.
Речная система- главная река со всеми притоками.
Водораздел – линия, разделяющая соседние бассейны .
Учитель: Самой главной водной артерией является – река Улуг-Хем , т.е верхний Енисей. Улуг- Хем означает « Большая река», « Величественная река» . Улуг-Хем течет по Тувинской котловине, собирая воды со всей котловины и образуя бассейн Улуг-Хема. К бассейну Улуг-Хема относятся Бии-Хем и Каа-Хем с притоками. ( приложение .Слайд 3).
( работа с физической картой Тувы, форзац учебника)
Учитель: Ребята, назовите правые и левые притоки
Улуг-Хема.
Ученики: Правыми притоками являются Ээрбек,
Баян-Кол.Правми притоками являются Хемчик, Чаа-холь, Шагонар,
Элегест.
Учитель: в перевода с монгольского «
Баян»-богатый, кол - «гол»-река. Шагонар – « цаган»-белый, «
арыг»-лес, Элегест- от монг. «элсин»-песок, песчаный.
Учитель: На юге Тувы реки впадают в бессточные
озера Убсу-Нур( от монг.Нуур-озеро) и ряд других озер Монголии,
например в Урег-Нур. Они образуют внутренний бессточный бассейн.
(Приложение.Слайд3).Какие реки относятся к внутреннему бессточному
бассейну?( Работа с картой)
Ученики: К бессточному бассейну относятся Тес- Хем
с притоками Нарын, Эрзин..
Учитель: Молодцы! «Тес» –от тюркского
быстрый, проворный
« Ирсен» - от монг.- река пришлых людей – монголоязычных времен. А
что является водоразделом двух бассейнов?
Ученики: Водоразделом служит Западный и Восточный
Танну-Ола.
Учитель: Рельеф определяет характер течения.
Выделяют горные и равнинные реки. Чем отличаются горные реки от
равнинных? ( приложение Слайд4,5)
Ученики: Реки отличаются скоростью течения и
формой речной долины.
Учитель: Приведите примеры горных и равнинных
рек.( Работа с картой).
Ученики: Равнинные реки – Улуг-Хем
Горные реки: Каа-Хем, Сыстыг-Хем, Кадыр-Ос, Кызыл-Хем, Каргы,
Хут.
Учитель: Многие реки берут начало высоко в
горах, а в среднем и нижнем течении приобретают равнинный
характер. Хемчик берет начало с Шапшальского хребта далее течет по
Хемчикской котловине, Бии-Хем на юго-западном склоне Восточных
Саян, в прелелах Тоджинской котловины течет медленным спокойным
течением, разбиваясь на многочисленные рукава « Сорок Енисеев»,
реки Чадана, Шагонар, Элегест, Алаш в верхнем течении горные.
Учитель: От климата зависит режим и питание
рек. Какие типы режимов рек мы изучили на уроках географии России?
Каков режим рек нашей республики?
Ученики: Весеннее половодье, летнее половодье,
паводочный режим. Реки Тувы с весеннее-летним половодьем.
Учитель: Подъем уровня воды наблюдается после
таяния снега и в начале лета после таяния горных ледников. Реки
вскрываются в конце апреля. При половодье уровень воды поднимается
до 3 метров. Если зима выдалась многоснежной и весна дружная, то
половодье начинает угрожать поселениям превращаясь в стихийное
бедствие- наводнение ( уровень может подняться до 7-8 м). Ледостав
устанавливается в конце октября – ноябре. Это самый опасный период,
т.к толщина льда недостаточна. Дети и взрослые люди, пренебрегая
правила и предупреждения, попадают в беду.
Учитель: От климата также зависит тип питания
реки. Тип питания рек Тувы смешанное с преобладанием дождевого в
восточной части, и преобладанием подземного в центральной и
западной частях.
Учитель: В Туве насчитывается около 6720 больших и
малых озер. Все они уникальны по красоте, происхождению, составу
воды и другим характеристикам.
По происхождению различают:
- ледниковые озера- Азас, Маны-Холь, Нойон-Холь
-ледниково-запрудные озера- Хиндиктиг-Холь, Кара-Холь, Кадыш-Холь,
Сут-Холь.
- озера располагающиеся в тектонической котловине- Тере-Холь
Учитель: Озера различаются по сточности. От
сточности зависит соленость воды. Работа с приложениями на стр 140
( приложение слайд 6)
Ученики: Сточные-Чагытай, Маны-холь,
Тере-холь,Нойон-Холь, Азас,Хиндиктиг-Холь- пресные озера.
Бессточные- Торе-Холь, Бай-Холь, Дус-Холь, Хадын – соленые озера
Слайд 7приложение )
Учитель: В ходе урока я вас знакомила с
происхождением названий некоторых водных объектов Тувы. Давайте
послушаем доклады о двух красивейших озерах Тувы Тере-Холь,
Хиндиктиг-Холь.
Ученики:Доклады о Тере-Холь, Хиндиктиг-Холь.
Учитель: Велики запасы подземных вод 106,2 тыс куб
м\сут. Подземные воды проходя через пласты горных пород насыщаются
минералами, приобретая целебными свойствами. Тувинцы с древнейших
времен лечились на аржаанах и поддерживали свое здоровье.
Среди них Улаатай ( Овюр), Шивилиг ( Бай-Тайга), Алдын-Уургай (
Танды), Тарыс ( Тере-Хольский кожуун), Уш-Бельдир ( Каа-Хем),
Чойган ( Тоджа), Кундустуг (Кызыл), Хайыракан ( Эрзин).( Приложение
Слайд8)
Учитель: Кроме рек, озер, аржаанов в Туве много
горных ледников. Современное оледенение проявляется на вершинах
Монгун-Тайги, Монгулек, Восточных Саян выше 2900-3000м. (
Приложение Слайд9)
Учитель: Расскажите, какую роль играют
внутренние воды в хозяйственной деятельности населения?
Ученики:
-они необходимы для орошения, бытовых нужд;
- они являются дешевым транспортным путем ( Бии-Хем, Каа-Хем,
Улуг_Хем)
- на Енисее построено-Саяно-Шушенское водохранилище.
- место отдыха и лечения;
- рыбные ресурсы . Реки Балыктыг-Хем, Каргы, Тарыс, Хамсара, озера
Чагытай, Тере-Холь, Торе-Холь, Азас богаты рыбными
ресурсами.
Учитель: Для сохранения уникальности рек, озер,
аржаанов необходимо в первую очередь воспитывать каждого человека с
малых лет бережно относится к богатствам природы родного края,
страны, планеты в целом
5. Практическая работа « Характеристика речной
системы»
Используя карту Республики Тува,учащимся необходимо составить
характеристику реки Хемчик по плану:
- Географическое положение
- Исток, устье реки
- Крупные притоки
- Тип питания, режим реки
- Падение, уклон реки
- Хоз.значение.
- Справочные данные ( Высота истока-3122м над у.м, высота устья – 550м над у.м, Длина реки – 320км)
Дома: стр 40-45 повторить номенклатуру
Литература:
1.К.О.Шактаржик, А.Ч.Кылгыдай, О.С. Дамдын « География Республики
Тыва». Учебное пособие для 9 класса.- Кызыл: Тувинское книжное
издательство,2006-158с
2. И.И Баринова «География России.Природа» 8 класс
-М:Дрофа,2002