Промежуточный отчет по итогам этапов экспериментальной деятельности

Разделы: Администрирование школы, Классное руководство


 1. Содержание отчета

Тема: «Создание образовательного пространства для эффективного     формирования духовно-нравственной культуры школьников в условиях казачьего класса»

Цель:  Выявление, теоретическое обоснование модели и организационно-педагогических условий развития духовно-нравственной культуры у школьников в воспитательном пространстве казачьего класса, экспериментальной проверке технологии ее реализации.

Этап: Поисково-теоретический этап (2011-2013гг.)


п/п

Задачи этапа
и содержание деятельности

Краткая характеристика результатов
и формы их представления
(пакет документов, аналитическая  справка, методическое пособие и др.)

Публикации результатов

Форма обмена опытом: совещания, семинары по теме
экспериментальной, инновационной работы (сроки)

1

Определена
проблема исследования  и сформулированы цель, задачи, гипотеза,
обоснована методологическая база.
Планируется разработка рабочей программы исследования.

 

С 1 сентября 2011г. открыт казачий класс.
Составлена воспитательная программа казачьего класса.
Разработаны материалы:  Программы дополнительного образования учащихся классов казачьей направленности на традициях терского казачества (10-16 лет).

«Вестник станицы Подгорной» №9 от 10 октября 2011г.,
«Вестник станицы Подгорной» №10 от 10 ноября 2011г., «Вестник станицы Подгорной» №11 от 13 декабря 2011г.,
«Георгиевские известия»  №23 от 29 февраля 2012г.

Выступление классного  руководителя 5 «б» класса на школьном МО классных руководителей «Организация воспитательной работы в классе казачьей направленности»
28.03.2012г.

2.Анализ проведения этапа экспериментальной работы.

Образование все более начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. Система образования рассматривается как система условий для личностного становления, культурного саморазвития. Это означает, что сегодня главным направлением развития любого образовательного учреждения является создание условий для формирования духовно-нравственной культуры школьников. При этом думается, что культурно образовательное пространство не может быть четко и однозначно описано, так как оно объективно обладает высокой степенью неопределенности: оно априори должно быть избыточным и многовариантным, что обеспечивает свободное развитие, а следовательно, осуществление подлинно гуманистического образовательно-воспитательного процесса.
Под образовательным пространством многими психологами, педагогами понимается система, включающая в себя следующие структурные элементы: совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебно-воспитательным процессом; взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами. 
Анализ литературы по проблеме исследования (Виленский М. Я., Гинецианский В. И., Конев В. Я., Мещерякова Е. В., Панов В. И., Слободчиков В. И., Шендрик И. Г. и др.) показывает, что образовательное пространство школы, формирующее духовно-нравственную культуру учащихся, служит источником развития личности, общности детей. Это особым образом организованная социокультурная и педагогическая среда, стимулирующая развитие и саморазвитие каждого включенного в нее индивида, это система условий для личностного и творческого развития детей и педагогов - всех субъектов образовательного процесса, это среда развития и воспитания личности.
Образовательное пространство, формирующее духовно-нравственную культуру школьников, - развивающаяся целостность, структурные элементы которой используются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей.

Модель образовательного пространства, эффективно формирующего духовно-нравственную культуру школьников, включает в себя
     - пространственно-семантический компонент: архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства школьников (архитектура школьных зданий, дизайн интерьера и т.д.), символическое пространство школы (различные символы, настенная информация и т.д.);
     - содержательно-методический компонент: концепции обучения, воспитания, учебные программы, планы, учебники и т.д.; формы и методы организации образования (урок, дидактическая игра, экскурсия и т.д.; ученические исследовательские сообщества, структуры классов и школьного самоуправления и др.);
     - коммуникационно-организационный компонент (особенности субъектов образовательной среды - распределение статусов, ролей, национальные, половозрастные особенности учащихся, педагогов, их ценности, установки, стереотипы; коммуникационная сфера - стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среды субъектов образования, степень скученности; организационные условия - наличие творческих групп педагогов, инициативные группы родителей и т.д.).
В МБОУ СОШ №20 станицы Подгорной создание образовательного пространства с целью эффективного формирования духовно-нравственной культуры школьников осуществляется в рамках функционирования казачьего класса.

На первом этапе эксперимента осуществляется внедрение новой модели образовательного пространства.
1. Внесены изменения в символическое пространство образовательного учреждения (добавлены символы казачества, в рамках казачьего класса действует Устав класса, введена форма одежды особого образца).
2. Внесены изменения в учебно-воспитательную деятельность: добавлены часы на изучение мировой художественной культуры, факультативно изучаются основы православной культуры, составлена воспитательная программа с учетом традиций Терского казачества, проходят апробацию программы дополнительного образования «Рушники», «Военно-спортивная подготовка», «История и традиции казачества», «Казачата (казачьи песни).
Организовано посещение краеведческих и этнографических музеев района и края.
3. Осуществляется тесное сотрудничество с казачьим станичным обществом, с храмом Иконы Казанской Божьей Матери, с ансамблем казачьей песни «Стерх» и танцевальным коллективом «Ровесник» станичного Дома Культуры, с филиалом районной библиотечной системы №13 в станице Подгорной.

Изменен стиль управления в казачьем классе (введено атаманское правление, собирается малый казачий круг), увеличено число совместных с родителями мероприятий.
Практически реализация модели образовательного пространства с целью эффективного формирования духовно-нравственной культуры школьников в рамках казачьего классе осуществляется следующим образом.
С 1 сентября 2011 года в МБОУ СОШ №20 станицы Подгорной на базе 5»б» класса был открыт казачий класс.
Для эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса кабинет был оборудован медиатехникой.
В классе введена казачья форма.
С начала учебного года проведено много интересных мероприятий: «Посвящение в казачата», Неделя добрых дел, во время которой ребятами класса была посажена Аллея казаков, Казачьи игры. 
Ведется активная кружковая работа (за счет часов дополнительного образования). На занятиях по «Истории и традициям казачества» казачата узнают много  интересного о своих предках – казаках. Регулярно проводится Час атамана - встречи со станичным атаманом А.Герасимовым. Кружок казачьей песни «Казачата» знакомит ребят с песенной культурой казаков. Здесь ребята с удовольствием разучивают задорные казачьи песни, а затем участвуют  в станичных концертах, посвящённых Дню станицы Подгорной, Дню казачки и многих других. На кружке «Рушники»  девочки  постигают  азы различных видов рукоделия, которыми славились их прабабушки. Увлекательно проходят занятия на кружках «Рукопашный бой» и «Строевая подготовка». Немаловажное значение уделяется духовному воспитанию на факультативе «Основы православной культуры». Учащиеся класса посещают церковные службы  в  храме Казанской иконы Божией Матери, участвуют в олимпиадах по ОПК.
Вместе с классным руководителем Гуцало В. И.  ребята посещают  музеи и различные выставки.
Классным руководителем составлена воспитательная программа казачьего класса. В школе развивается педагогика сотрудничества учителей, родителей, школьников  на базе проведения коллективных творческих дел, фольклорных праздников. Силами родителей, учащихся, учителей собраны материалы: предметы обихода, документы, фотографии для мини-музея казачьего быта.
Учащиеся класса совершают поездки по Ставропольской  земле. Последняя поездка в этнографический музей ст. Боргустанской состоялась в марте  2012 года.
В последнее время набирает силу новая форма по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию социальное проектирование. В настоящий момент реализуется проект «Казачий край».
Учащиеся класса активно участвуют в различных районных, краевых и Всероссийских олимпиадах и конкурсах.
Также оформлено «Портфолио» на каждого учащегося казачьего класса.
Получены рецензии СКИРО ПК и ПРО на программы дополнительного образования

  1.  «Строевая подготовка».
  2. «Рукопашный бой».
  3. «Рушники».

           В процессе деятельности казачьего класса выявлены  некоторые проблемы: нехватка  средств  для  приобретения казачьей формы и концертных костюмов, а также спортивного инвентаря для занятий по рукопашному бою и строевой подготовке.
Полученные результаты на заседании Управляющего совета школы в январе 2012 года и на общешкольном собрании родительского комитета оценены как  положительные.