Цели урока: повторить распределительный закон умножения относительно сложения и вычитания, развивать умение применять его при вычислениях и упрощении выражений, учить решать задачи с помощью составления уравнения.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторить формулировки распределительного закона умножения относительно сложения и вычитания, запись его с помощью букв.
1) (a + b)c = ac + bc или ac + bc = (a + b)c.
2) (a – b)c = ac – bc или ac – bc = (a – b)c .
III. Устный счёт.
1) Вычислите удобным способом.
42×14 + 58 × 14 81 × 7
26 × 47 – 26 × 37 99 × 5
2) Упростите выражения (напомнить учащимся, что смысл слова «упростите» заключается в требовании заменить данное выражение другим, более простым, что такая замена возможна в результате выполнения преобразований, основанных на свойствах арифметических действий).
4а + 10а 6x + 8x + x
7c – 6c + 8c 6a – a – a
3) Придумайте задачу по уравнению: m + 3m = 76.
IV. Математический диктант (взаимопроверка).
Двое учащихся выполняют работу на задней стороне «крыльев» доски.
Вариант 1.
[ Запишите выражение и упростите его.
1. Сумма шести «икс» и двенадцати «икс».
2. Разность двадцати трёх «игрек» и «игрек».
Запишите уравнение и решите его.
3. Разность десяти «икс» и двух «икс» равна шестнадцати.
4. Сумма четырёх «игрек» и трёх «игрек» равна семи.
5. Верно ли высказывание (ответьте «да» или «нет»):
корень уравнения 5x – x = 20 - число четыре.]
Вариант 2.
[Запишите выражение и упростите его.
1. Сумма пятнадцати «игрек» и «игрек».
2. Разность сорока трёх «эм» и пяти «эм».
Запишите уравнение и решите его.
3. Разность восьми «икс» и трёх «икс» равна пятнадцати.
4. Сумма пяти «игрек» и четырёх «игрек» равна девяти.
5. Верно ли высказывание (ответьте «да» или «нет»):
корень уравнения 7x – x = 24 - число четыре.]
Оценки: ноль ошибок - «5»;
одна ошибка - «4»;
две ошибки - «3»;
три и более ошибок - «2».
V. Решение упражнений № 573(а, б), № 574(а, б).
№ 573 (а, б).
[ Упростите выражение:
а) 3а +17 + 3а +14; б) к + 35 + 4к + 26.]
№ 574 (а, б).
[ Решите уравнение:
а) 3x + 7x + 18 = 178; б) 6y – 2y + 25 = 65.]
VI. Решение задачи №580.
[ Для школы купили 220 столов и стульев, причём стульев – в 9 раз больше, чем столов. Сколько столов и сколько стульев купили?]
Прочитать задачу, составить краткую запись условия. Учить решать данную задачу с помощью уравнения. Записать памятку: [«Обозначай за x то, что требуется найти. Если в вопросе несколько неизвестных, за x обозначай то, которое меньше».]
VII. Самостоятельная работа.
Упростите выражения.
Вариант 1. 17m + 23m c + 14c 5x + x 13y – 8y 27t – 15t 5x + 2 +3x + 9 6 + 7y + y + 5 |
Вариант 2. 24x + 16x 7m + m z + 12z 13y – 4y 21a - a 6b + 7 + 4b + 10 6 + 5x + x + 12 |
VIII. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: п.14 № 614(б, г), № 617, № 625(а).
Список используемой литературы:
1. Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд « Математика 5 класс» учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, издательство «Мнемозина», московские учебники, Москва, 2011.
2. В. И. Жохов «Математические диктанты, 5 класс», издательство «Мнемозина», Москва, 2010.
3. А. П. Попова, «Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н. Я. Виленкина», Москва, «Вако», 2009.