Занимательность как средство активизации познавательного интереса школьников на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


В психолого-педагогической литературе многие авторы (Я.И.  Перельман, Г.И. Щукина, И.П. Иванов и др.) рассматривают занимательность как средство активизации познавательного интереса школьников. Они видят сущность занимательности в обучении – в использовании различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание школьников, а также стимулирующих их к учению.

Однако анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что педагогами часто используется термин «занимательность», но не всегда авторы этих публикаций дают точное и полное определение этого понятия. Проведенное нами анкетирование учителей школ Приморского края показало, что все они используют занимательность в своей работе, но в ходе опроса ни один учитель не смог раскрыть содержание данного понятия. Таким образом, анализ педагогической литературы и практики показал, что среди педагогов нет единого понимания сущности «занимательности».

Несмотря на этого, учителя активно используют занимательный материал на уроках  и выделяют следующее значение занимательности:

  • вызвать чувство удивления, являющегося началом всякого познания (новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям);
  • первоначальный толчок к познавательному интересу, своеобразный трамплин к углубленной познавательной деятельности;
  • опора для эмоциональной памяти, средство запоминания особенно трудных разделов и учебных курсов;
  • своеобразная разрядка напряженной обстановке в классе, то есть как средство, переключающее эмоции, внимание, мысли;
  • средство повышения эмоционального тонуса учебной деятельности учащихся с недостаточной работоспособностью, мобилизации их внимания, волевых усилий;
  • прием учителя, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя учащихся и готовности к активной мыслительной деятельности.

Вопрос о том, каким требованиям должен отвечать занимательный материал по своему содержанию и методам работы с ним, еще не решен в научном плане.  Однако основное принципиальное требование, заключается в том, что содержание занимательного материала, независимо от времени, места и методов его использования, должно способствовать решению тех же образовательно-воспитательных и развивающих задач, которые стоят перед современным уроком. Занимательный материал, используемый на уроках должен:

  • способствовать повышению уровня обучения, воспитания и развития  школьников;
  • обогащать их знаниями;
  • развивать у них положительные качества и практические умения;
  • обладать научностью;
  • связан с жизнью и современностью;
  • обладать необходимой  образовательно-воспитательной ценностью;
  • способствовать расширению знаний учащихся об окружающем мире;
  • формировать научное мировоззрение.

В любом из этих случаев занимательность ничего общего не имеет с развлекательностью, желанием упростить предмет. Поэтому учителям следует соблюдать требования, предъявляемые к использованию занимательного материала на уроках:

  • Занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа.
  • Занимательный материал должен требовать достаточно обширных знаний.
  • При использовании занимательности необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и уровень их интеллектуального развития.
  • При выборе того или иного занимательного материала для урока учителю следует учитывать увлечения и интересы школьников.
  • Использование занимательности требует минимума затраты времени на уроке, но должно внести яркий, эмоциональный момент.
  • Учитель не должен побуждать к учению только занимательными средствами.

На современном уроке учитель может применять занимательный материал на различных этапах: при изучении нового материала, проверке домашнего задания, при закреплении. Обычно занимательность связана с элементами неожиданности, в ней привлекает новизна материала. Поэтому уместно использовать занимательность при создании проблемной ситуации.
В зависимости от целей обучения, условий и места включения занимательности в учебный процесс, она может выполнять различные функции.

Познавательная функция осуществляется через содержание занимательности, основу которой составляют знания, предусмотренные школьной программой. Отбор занимательного материала проводится учителем.  

Обучающая функция занимательности заключается в вооружении учащихся разнообразными знаниями, в том числе научного понимания мира, в формировании и развитии практических, интеллектуальных умений и навыков.  

Информационная функция заключается в том, что занимательность может быть представлена фактами из истории науки, сведениями о последних достижениях науки и техники, сведения экологического характера, необязательными для запоминания и последующей проверке, а лишь расширяющие кругозор учащихся.

Развивающая функция занимательности обеспечивает развитие учеников в процессе их поисковой деятельности на уроках, внеклассных мероприятиях.

Воспитывающая функция занимательного материала заключается в реализации воспитательных целей и задач современного урока. Занимательность служит  не только целям развития, но и целям воспитания учащихся.

Коммуникативная функция занимательности реализуется в основном в умении учащихся работать с дополнительной литературой, быстро находить необходимый материал, в умении подтвердить свои мысли фактами из справочной и другой литературы. Реализация данной функции проявляется в активном общении между учащимися во время нетрадиционных уроков.

Занимательность выполняет стимулирующую функцию, так как широко используется в качестве средства, повышающего познавательный интерес к предмету и позволяющего сделать процесс обучения более эмоционально - насыщенным. Если учитель использует занимательные задачи в учебном процессе для того, чтобы закрепить полученные знания и умения, то необходимо говорить о тренинговой функции занимательности, а если - с целью проверки знаний учащихся, то о контролирующей функции.

В психолого-педагогической и методической литературе отсутствует классификация занимательного материала. Поэтому постараемся объединить различные виды занимательного материала в классификационные группы.

  • Графическое отображение занимательного материала (криптограмма, чайнворд, кроссворд, ребус).
  • Отображение занимательного материала в русском народном творчестве (пословицы, поговорки, загадки).
  • Отображение занимательного материала в литературных произведениях (стихи, отрывки из художественных произведений).
  • Отображение занимательного материала в фактах (самое-самое, знаете ли вы?).

Таким образом, использование  занимательности на уроках позволяет сделать процесс  обучения школьников более интересным, наглядным, доступным и выразительным. Соблюдение вышеперечисленных дидактических требований и функций, предъявляемых к использованию занимательности на уроке,  обеспечивает повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в целом.