Цели урока:
- Сформировать у учащихся понятие “иммунитет”, раскрыть особенности формирования защитных свойств организма, познакомить с видами иммунитета и механизмом его формирования, восстановить знания о строении и функциях клеток крови, познакомить учащихся с достижениями медицины в области развития иммунитета.
- Продолжить развитие ассоциативного мышления, логики и умения формулировать мысли, выделять главное, умение работать с текстом; развивать речевую деятельность учащихся, самостоятельность, память, воображение.
- Продолжить формирование личностных качеств учащихся, интереса к предмету, культуры умственного труда; воспитание культуры общения, формирование коммуникативных качеств, трудолюбия, рефлексивных качеств личности.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ведущая образовательная технология: развивающе-деятельностный подход.
Методы обучения: частично-поисковые.
Средства обучения: учебник, технологические поурочные карты (мыслительные листы), мультимедийные ресурсы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Самоопределение к учебной деятельности
1. Вступительное слово учителя
Отрывок из произведения А.С. Пушкина “Пир во время чумы”:
Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, -
Тихо все. Одно кладбище
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой.
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.
О чем идет речь?
Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек.
В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы: “Города и селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах можно было увидеть только могильщиков”.
В VI веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения - 10 млн человек.
Чуму называли черной смертью.
Не менее опасна была оспа. В XVIII веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось “Знаков оспы не имеет”.
В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера.
Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926 год.
На каждом шагу людей подстерегают микробы. Чем объяснить, что не всегда при заражении микробами человек заболевает, а если и заболевает, то болезнь протекает не у всех одинаково?
- Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних людей и проходили без особых последствий для других?
В нашем организме есть особые механизмы, препятствующие проникновению в него микробов и развитию инфекции. Во-первых это слизистая оболочка и кожа ( и чем чище кожа, тем больше микробов погибает при соприкосновении с ней). Ослабленные микробы становятся добычей клеток-фагоцитов. Но решающую роль в борьбе с инфекцией выполняет иммунитет.
Озвучивается тема урока.
Давайте подберем ассоциации к слову иммунитет
(защита, невосприимчивость)
В Древнем Риме граждане должны были совершать воздаяния своему городу: денежные взносы, постройка храмов, а также несение воинской службы. Некоторых граждан по той или иной причине освобождали от такой повинности, которая носила название "мунис". В этом случае человек получал именную грамоту с приставкой "им" (не), а его самого называли "иммунисом" - освобождённым от какой - либо подати или повинности.
Определение иммунитета
Тема определена, что бы вы хотели сегодня узнать?
Ориентиры:
- что такое иммунитет?
- виды иммунитета
- как возникает иммунитет?
- как повысить свой иммунитет?
3. Актуализация знаний учащихся.
Заражение и заболевание - разные процессы. Человек может заразиться, то есть быть носителем самых разных микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на 8-10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно часто люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией, задерживает ее развитие, и человек не заболевает.
Заражение переходит в заболевание в том случае, если организм ослаблен (снижен иммунитет от недоедания, переутомления, нервного потрясения и т. д.)
Развитию простудных инфекций (гриппа, ангины, воспаления легких) способствует охлаждение тела. Пагубное влияние на течение заболеваний оказывает алкоголь - он угнетает иммунитет.
Для того, чтобы ответить на вопрос как возникает иммунитет, нам необходимо вспомнить – каково строение и функции клеток крови.
Работа по группам (минута мысли) зеленые подсказки
Составление синквейна
1. существительное
2. 2 прилагательных
3. 3 глагола
4. фраза
5. слово-резюме
Примерные синквейны:
Эритроциты
Красные, безъядерные, двояковогнутые
Транспортируют, переносят, насыщают
Кислород в крови должен быть!
ГемоглобинЛейкоциты
Белые, бесформенные
Защищают, пожирают, уничтожают
Стражи нашего здоровья!
ФагоцитозТромбоциты
Маленькие, безъядерные
Закрывают, утрамбовывают, сворачивают
Потеря крови – это потеря потерь!
Свертываемость
4. Изучение нового материала
Что такое лейкоциты? Виды лейкоцитов
Каков же механизм образования иммунитета?
Клетки-фагоциты уничтожают большую часть микробов. Процесс фагоцитоза впервые описал в своей научной работе "О целебных силах организма" И.И. Мечников в 1883 году и он же один из первых русских учёных получил Нобелевскую премию в 1908 году.
Но оставшиеся микробы могут нанести серьезный вред организму. И здесь в борьбу вступают антитела. Это особые белковые соединения (иммуноглобулины), образующиеся в организме при попадании в него чужеродных веществ. Антитела выделяют главным образом лимфоциты. Антитела обезвреживают, нейтрализуют продукты жизнедеятельности болезнетворных бактерий и вирусов.
Фагоцитоз
Таким образом:
Фагоцитоз и выработка антител - единый защитный механизм, названный иммунитетом
Виды иммунитета (работа по группам) красные подсказки
Впервые английский врач Эдвард Дженнер, разработал первую вакцину — против оспы. Дженнер придумал вводить в организм человека неопасный вирус коровьей оспы. Дженнеру приходилось наблюдать смерть от оспы многих пациентов, но против этой страшной болезни он был совершенно беспомощен, как и многие другие врачи. Однако его внимание привлекло популярное среди населения мнение о том, что люди, переболевшие оспой коров, не заболевают натуральной оспой. Дженнер привил коровью оспу восьмилетнему мальчику Джеймсу Фипсу, взяв для этого жидкость из пустулы на руке доярки, болевшей коровьей оспой. У мальчика появилось легкое недомогание, которое прошло через несколько дней. Когда через некоторое время Дженнер привил мальчику натуральную оспу, ребенок не заболел. (сообщение учащегося)
5. Осмысление и расширение знаний
- Какими инфекционными болезнями болели вы?
- Ко всем ли инфекционным болезням вырабатывается иммунитет?
Учитель дает справку, что состояние иммунитета от образа жизни зависит на 50%, от условий среды на 20%, от наследственных факторов на 20%, 10% от медицины.
Учитель: “Каждая группа должна составить рецепт “
КАК ПОДДЕРЖАТЬ СВОЙ ИММУНИТЕТ”.
Лучшие рецепты отбираются и записываются в тетрадь.
- Режим дня.
- Рациональное питание.
- Двигательная активность на свежем воздухе.
- Соблюдение личной гигиены.
- Хорошее настроение.
- Отказ от вредных привычек.
- Своевременные прививки.
Какое современное заболевание разрушает иммунную систему человека?
В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Возбудитель этого заболевания - вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий, грибков, которые здоровому, то есть со здоровой иммунной системой, человеку абсолютно безопасны.
Домашнее задание: Пути передачи СПИДа.
Учитель: “Прислушайтесь к своему организму и ведите здоровый образ жизни, укрепляйте свою иммунную систему.
6. Рефлексия.
Давайте вернемся к нашим ориентирам. Можем ли мы ответить на поставленные вопросы? Что мы делали для достижения нашей цели?
Синквейн “иммунитет” (дополнительно)
3 прилагательных
3 глагола
1 обобщающее высказывание
Оценивание.
Рефлексия.