Цель урока: Познакомить учащихся с царством грибов
Задачи урока:
- дать понятие о грибах как особом царстве живой природы; изучить строение гриба; научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
- развивать критическое и креативное мышление, коммуникативные способности детей, навыки сотрудничества в команде.
- воспитывать бережное отношение к природе родного края, к своему здоровью.
Планируемые результаты:
Личностные умения: проявлять бережное отношение к природе; интерес к изучению темы.
Метапредметные умения: понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; познакомиться со строением грибов; научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.
- Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
- Познавательные УУД: определять съедобные и несъедобные грибы, обосновывать свое мнение о правилах сбора грибов, определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
- Регулятивные УУД: выполнять самопроверку учебного задания, распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе.
Предметные умения: рассказывать об осенних изменениях в природе, о грибах, о связи грибов с растениями, о деятельности людей в осеннее время, о правилах сбора грибов.
Тип урока: изучение нового материала
Методы работы: интерактивные обучающие структуры: ТАЙМД РАУНД РОБИН, РЕЛЛИ РОБИН, МИКС-ФРИЗ-ГРУП, КОНЭРС, СИНГЛ РАУНД РОБИН, Билетик на выход, Сигнал готовности, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, слайды, раздаточный материал – грибы, мультимедийная презентация, памятки, корзинка, выставка книг о грибах, таймер, МЭНЭДЖ МЭТ.
Ход урока
I . Организация начала урока.
– Начинаем наш урок. Проверьте, всё ли у вас есть на парте: учебник, тетрадь, пенал.
Эмоциональный настрой Слайд 1
.Игра-приветствие “Здравствуйте!” Слайд 2
– Ребята, давайте поприветствуем друг друга и пожелаем всем удачи на уроке. (Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:)
- Желаю успеха большого во всём и везде. Здравствуйте! (Прикосновение всей ладонью руки. (После встречи мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза “Удачи тебе на уроке!”)
II. Проверка домашнего задания. Слайд 3
- Вначале повторим материал предыдущего урока. Вспомним цветы осеннего цветника. За 30 секунд каждый из вас по кругу называет цветок. Начинает самый высокий в классе.
(Обучающая структура ТАЙМД РАУНД РОБИН)
- А сейчас расскажите стихи про ваши любимые цветы.
Ученики наизусть рассказывают стихи о цветах
Георгин:
Осенние стынут картины, Слайд 4
Давно осыпается сад,
Но в гордой красе георгины
Одни, не склоняясь, стоят.
Пусть лужиц морщинится блюдце
И бродит туман по кустам, -
Они - молодцы, не сдаются
Осенним сырым холодам!
Гладиолус:
У крылечка нашей школы Слайд 5
Клумбу свежую стеречь
Встал на стражу гладиолус
(По – латыни это – “меч”)
Астра:
Астру с прямыми ее лепестками Слайд 6
С давних времен называли “звездой”
Так бы ее вы назвали и сами,
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевидки, совсем золотой.
Роза:
Под солнцем горячего юга, Слайд 7
Забыв про снега и мороз,
На стеблях, что гнутся упруго,
Раскинулись заросли роз...
Но южных красавиц милее
Мне розы газонов простых
На наших деревенских аллеях
На клумбах садов городских.
III. Работа по теме урока.
Постановка проблемной ситуации.
- А сейчас мы с вами попадаем в лес. Слайд 8
Ученик:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои.
- Кто живет в нашем лесу?
- Что растет в лесу?
- Ребята, а что дает человеку лес?
(Обучающая структура РЕЛЛИ РОБИН)
- Сейчас партнеры по лицу подумают и расскажут друг другу, что человеку дает лес. Я бы хотела услышать участника №4. Что тебе ответил твой партнер по лицу.
(Раздается стук в дверь. Входят воспитанники детского сада, читают стихи о грибах)
1.
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня увидишь за версту, -
Зовусь я подосиновик.
2.
Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С нежной бархатной подкладкой.Если б очень захотели,
Вы найти меня могли б:
Я расту под веткой ели,
Я, ребята, белый гриб.
3.
В лесу, на радость людям,
Средь молодых сосенок,
В блестящей темной шляпке
Растет грибок масленок.
4.
Ломкий, красочный грибок
Выбрал мягкий уголок.
Как принцесса Белоснежка,
Вас встречает сыроежка.
5.
В шляпе розовой, мохнатой,
Я не выгляжу растяпой.
Будто розовое ушко
Для соления волнушка.
2) Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, что же изобразили ваши младшие братишки и сестренки? (Грибы)
- Они для вас приготовили памятки, но с ними мы познакомимся чуть позже. Как вы думайте, о чем мы с вами будем говорить на уроке? (О грибах)
– Любите ли вы ходить в лес за грибами? Слайд 9
– Какие грибы вы собираете? Слайд 10
– А какие блюда мама готовит из грибов? Слайд 11
– Сегодня вы узнаете, все ли грибы можно собирать, какое строение имеет гриб, какую опасность представляют грибы, научитесь различать съедобный гриб от ядовитого.
3) Знакомство с новым материалом.
- А как вы думаете, грибы относятся к растениям, животным или грибы - это особая группа живых существ? Слайд 12
(Обучающая структура КОНЭРС)
- Сейчас в течение 30 секунд вы подумайте и запишите название угла на листке бумаги. Потом займите место в углу около карточек в зависимости от выбранного вами варианта ответа
- Растения
- Животные
- Грибы
- Обсудите в парах (или в группе), почему грибы отнесли к той или иной группе.
- А сейчас я хочу услышать мнение участника, у которого день рождения ближе к Новому году.
Дополнительная информация от участника №4:В старину многие думали, что грибы появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты: мясо, рыбу, колбасу, яйца. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.
- Сейчас садитесь все на свои места. Откройте учебники на с. 125 и участник №1 читает текст вслух “Не растения и не животные”.
- Что же такое грибы? Отвечает участник №3. Слайд 13
- Грибы – это особое царство природы. Грибы не похожи на зеленые растения, у них нет корня, стебля, листьев и цветков. Они не могут питаться как зеленые растения. Но и к животным они не относятся.
- А теперь ответим на такой вопрос: “Какое строение имеет гриб?” Слайд 14
Перед вами грибы. Участник №2 достает из коробочки и раздает их остальным участникам. Что вы можете сказать о строении грибов?
– Грибы бывают трубчатые и пластинчатые.
- Ребята, а где в лесу растут грибы? (около деревьев или в тех местах, где нет деревьев?)
– А сейчас участник № 1 расскажет о связи гриба и дерева Слайд 15
- Грибы не только вкусны, но и очень важны для леса: если в лесу не будет грибов, деревья будут плохо расти, болеть и даже погибать. Оказывается, грибы, как и растения, имеют надземную и подземную части. Подземная часть (грибница) прикрепляется к корням деревьев. При этом дерево отдает грибам часть своих полезных веществ, а грибы отдают деревьям часть своих полезных веществ.
4. Физкультминутка. Слайд 16
(Обучающая структура МИКС-ФРИЗ-ГРУП)
- А сейчас, ребята, нам пора отдохнуть. Я думаю, что гости наши тоже устали. Давайте пригласим их с нами поиграть.
- У вас в конверте есть карточки, на которых записаны слова “Грибы” или “Ягоды”. Участник №2 достает розовые карточки, участник №4 желтые карточки. Карточками делятся с соседом по плечу. Из гостей вы выбирайте себе пару, которые также будут или грибами или ягодами. Звучит музыка. Вы двигайтесь по кругу “паровозиком”, направляющие – наши участники вам показывают разные движения, все за ним повторяют. Когда вы услышите слова “грибы” или “ягоды” вы со своим партнером хлопните в ладоши, а потом все дружно будете отвечать на вопросы.
Песня “Грибы – Ягоды”
5. Закрепление изученного материала.
- Ребята, а все ли грибы можно собирать?
- Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)
Игра “Съедобные и несъедобные”
- Мы сейчас будем собирать грибы. Я вам буду читать стихи, а вы угаданный гриб положите в корзину. Скажите, а как нужно правильно собирать грибы? Будьте внимательны.
1)
Этот гриб живет под елью, Слайд 17
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора –...(боровик).
- А как правильно называют этот гриб? (Белый гриб)
2)
Ходят в рыженьких беретах, Слайд 18
осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички –
золотистые ... (лисички).
3)
Возле леса на опушке, Слайд 19
украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
ядовитый... (мухомор).
4)
Посмотрите-ка, ребята: Слайд 20
тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке
ядовитые ...(поганки).
5)
Вдоль лесных дорожек Слайд 21
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это ... (сыроежки).
6)
Коричневой шляпкой приветствую вас. Слайд 22
Я скромный грибок безо всяких прикрас.
Под белой березкой нашел я приют.
Скажите-ка, дети, меня как зовут? (подберезовик)
7)
Я в красной шапочке расту Слайд 23
Среди корней осиновых,
Меня увидишь за версту, -
Зовусь я ...(подосиновик).
8)
Зашел мужик в сосняк, Слайд 24
нашел слизняк,
Бросить – жалко, съесть – сыро.
Что нашел мужик? (груздь)
- Какие грибы вы оставили в коробке? Почему? - А как быть, если вы все-таки нашли ядовитые грибы? Слайд 25
(Не надо пинать эти грибы. Ведь они могут быть полезны лесным животным. Слайд 26
- А сейчас давайте прочитаем памятку, которую для вас приготовили наши гости.
Чтение памятки “Правила сбора грибов”
- Многие грибы очень между собой похожи. Давайте рассмотрим рисунок на с. 88 учебника.
- А сейчас каждый из вас подумает и ответит на вопрос: Какие грибы похожи друг на друга, и как их отличить? Слайд 27
(Обучающая структура СИНГЛ РАУНД РОБИН)
6. Работа в тетради Слайд 28
- Откройте рабочие тетради на с. 52. Прочитайте задание и выполните самостоятельно. Закончив работу, покажите СИГНАЛ ГОТОВНОСТИ
Звучит песня “Шагаем по грибы”
- Остальные задания выполните дома. Это и будет вашим домашним заданием.
IV. Просмотр видеоролика “Как растут грибы”Слайд 29
V. Итог урока
- Наш урок подошел к концу. Подведем итог о том, что нового вы узнали на уроке. Слайд 30
Я начну, а вы кончайте, смело дружно отвечайте.
- Грибы – это - ... ( не растения, а особая группа живых существ)
- Части гриба –... (шляпка, ножка, грибница)
- Грибы важны...(для леса)
- Они бывают...(Съедобные и несъедобные).
VI. Рефлексия
1) БИЛЕТИК НА ВЫХОД
- Участник № 2 достает белые листочки и раздает всем участникам. На них запишите свое мнение об уроке и поставьте себе оценку. Листочки положите в конверт на ПАРКОВКЕ.
2) Исполнение переделанной песни “По грибы мы в лес пойдем”
1. Мы грибочков наберем, наберем, наберем
Припев: Снова осень на дворе, а в лесу грибочки
Дорогой запас несем - вкусные грибочки2. Ты не прячься под пенек, под пенек, под пенек
Полезай - ка в кузовок, в кузовок, в кузовок.3. Мы грибочков наберем, наберем, наберем.
Пирогов мы напечем, напечем, напечем.
Дети угощают гостей пирогам: “ Угощайтесь, гости дорогие!