Урок окружающего мира по теме «Тела и вещества». 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель: формирование представлений о телах и веществах, и определения детьми основных свойств веществ.

Тип урока: “открытие” новых знаний.

Форма урока: экскурсия в лабораторию

Задачи:

Образовательные задачи:

  • помочь детям усвоить новые понятия “тело” и “вещество”;
  • помочь детям выяснить, какими свойствами обладают вещества.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы;
  • развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать “новое”;
  • прививать уважительное отношение друг к другу;
  • формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица, схема, иллюстрация, эксперимент);
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Предметные УУД:

  • формировать начальные представления о телах и веществах;
  • знать взаимосвязь между веществом и температурой, воздействующей на него.

Организация пространства: фронтальная.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

  • компьютер, проектор, мультимедийная презентация;
  • цифровой микроскоп, сахар-песок, кубики сахара;
  • рисунки: рыбка, скала, айсберг, цветок, компьютер, телега
  • пластиковая бутылка, вода, чайник
  • рисунки проводов в зимнее и летнее время
  • мобильная лаборатория

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы:

  • словесный
  • наглядный
  • практический
  • проблемный
  • поисковый.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.

2. Актуализация знаний. Определение темы урока.

На доске слайд №2

- Ребята, вы уже проучились почти 1,5 года. Давайте с вами вспомним, какие большие группы включает в себя понятие “Окружающий мир”. Слайд 3 (природа живая и неживая), Слайд 4 (объекты, сделанные человеком)

- Помогите мне заполнить схему (Приложение 1, Приложение 2).

Ученики прикрепляют таблички, составляя схему на доске (см. приложение 1)

- Распределите рисунки на группы (живая природа, неживая природа, объекты, сделанные человеком). На доске рисунки: рыбка, цветок, телега, компьютер, скала, айсберг (См. Рис. 1-6 или Приложение 1).

- Итак, ребята, скажите ещё раз все эти объекты: рыбка, цветок, телега, компьютер, скала, айсберг вместе, что образуют?

- Окружающий мир

Слайд 5

- Ребята, все объекты, которые нас окружают в науке называются телами. Объекты, которые относятся к природе называются “естественные тела”. А объекты, сделанные человеком, называются “искусственные тела”

- Кто из вас может сформулировать тему урока? (ответы детей)

Слайд 6

- Сегодня мы свами поговорим о телах, о том, из чего они состоят и об их свойствах.

3. Изучение нового материала

- Что вы знаете о телах? (ответы)

Показываю кусочек сахара. – Это тело?

- Да

- Из чего оно состоит?

- Из крупинок сахара.

Работа с микроскопом.

На стекло насыпаю несколько крупинок сахара, дети рассматривают их и делают вывод, что сахар состоит их частичек.

- То, из чего состоит тело называется ВЕЩЕСТВОМ, а вещество состоит из ЧАСТИЦ.

НА ДОСКЕ СХЕМА (приложение 2):

тело вещество частица

- Потренируемся.

1.) Мяч из какого вещества состоит?

- Из резины

- А резина? Из каучука.

2.) – Полка из чего состоит?

- Из Досок

- А доски?

- Из дерева.

4. Состояние веществ

- Потрогай кусочек сахара. Какой он? (прохожу, даю детям пощупать кусочек сахара)

- Твёрдый.

Слайд 7

- Это вещество находится в твёрдом состоянии. Когда вещество твёрдое, то частички находятся очень близко друг к другу и образуют устойчивые связи. Они как будто очень крепко держатся за руки, что разорвать их нельзя. Показываю в качестве примера на 2-х учениках. (первый рис. Слайда 7)

- Как правило, во что добавляют сахар?

- В чай.

- Что ещё есть в чае, кроме сахара?

- Вода, заварка.

- У меня в стакане вода. В каком состоянии она находится?

- В жидком.

- Какую форму приняла вода?

- форму стакана.

- теперь я её переливаю в блюдце. Какую форму теперь приобрела вода?

- форму блюдца.

- может ли вода в жидком состоянии принимать форму, не зависящую от ёмкости в которой она находится?

- нет.

- Это связано с тем, что у вещества в жидком состоянии частички находятся уже не так близко друг к другу и они уже не крепко связаны между собой. Показываю в качестве примера на 3-4-х учениках. (2-й рис. Слайда 7)

- Ребята, когда мы только заварили чай кипятком, что можно наблюдать, глядя на кружку?

- Образование пара.

- Это газообразное состояние воды. Мы можем увидеть или потрогать, например, воздух?

- Нет.

- Это связано с тем, что у вещества в газообразном состоянии частички находятся совсем далеко друг от друга и уже не как между собой не держатся, а летают свободно. Показываю в качестве примера на 2-х учениках. (3-й рис. Слайда 7)

Микроитог

Слайд 8

Я в презентации вывожу на доску шесть картинок. Дети быстро называют тело, из какого вещества оно состоит, и его состояние.

Физминутка [2]

Слайд 9

Ветер тихо клён качает
Вправо, влево наклоняет.
Раз наклон и два наклон,
Зашумел листвою клён.

5. Постановка проблемы.

- Ку что ж, вы достаточно много узнали о телах и веществах. Слайд 10.

– Какие тела вы видите на рисунках?

- Опоры, провода

- А как вы объясните почему зимой провода натянуты, а летом нет? (слушаю варианты ответов).

- Постараемся ответить на этот вопрос. Для этого нам нужно знать свойства веществ.

Свойства веществ

6. Проведение эксперимента. Наблюдение.

- Проведём вместе с вами исследования. Для этого отправимся в нашу лабораторию.

Два ученика (заранее подготовленные лаборанты) выходят к доске и рассказывают, что такое лаборатория, а также технику безопасности в лаборатории [4] (приложение 4)

  1. Провожу опыт с разогревом жидкости, а лаборанты мне помогают.
  2. Лаборант в колбу наливает холодную воду, закрывает пробкой, в которую вставлена стеклянная трубка, доливает ещё воды, почти до верха. Цветным маркером делаем отметку уровня воды.

    В стеклянную миску наливаю кипяток из чайника (до начала урока я заранее закипятила воду). Опускаем в горячую воду колбу и ждём несколько минут.

    Через несколько минут мы увидим, что уровень воды в трубке стал выше отметки.

    Второй лаборант проносит колбу по рядам, показывает одноклассникам.

    - Что вы увидели? Опишите. (уровень воды поднялся, воды стало больше).

    - Почему так произошло? Ответы детей.

  3. Опыт с расширением воздуха
  4. Для этого опыта я за окном заранее положила пустую 1,5-литровую бутылку (чтобы она охладилась)

    Показываю пустую бутылку.

    - Что в бутылке?

    - Воздух.

    Закрываю бутылку крышкой, в которую вставлена изогнутая трубка. Второй конец трубки опускаю в колбу с водой. Бутылку погружаю в миску с горячей водой. Наблюдаем.

    - Что вы увидели?

    - Идут пузырьки.

    - Что это значит?

    - Из бутылки выходит воздух.

    - А почему?

    - От воды он нагрелся и его стало больше.

  5. Расширение твёрдого вещества. Слайд 11

- Ребята, чтобы увидеть, как расширяется твёрдое вещество, его нужно долго греть. Нам не хватит на уроке на это времени, поэтому давайте посмотрим об этом небольшой сюжет [1].

- какой вывод можно сделать из этих экспериментов?

- Что вещество при повышении температуры расширяется.

Слайд 12

- Правильно! Показываю картинку с расширением частичек.

7. Применение свойств веществ в жизни

- где вы можете увидеть это вокруг себя?

- термометр

8. Решение проблемного вопроса

- Возвращаемся к проблемному вопросу. Теперь вы можете ответить, почему зимой провода натянуты, а летом нет?

Дети отвечают.

9. Рефлексия

- Что стало новым для вас сегодня на уроке? Что вы узнали сегодня?

- Что вы запомнили?

- Что вы повторили?

- Что из того, что вы узнали, вы сможете применить в жизни?

- Есть ли что-то, что вы сегодня не поняли на уроке? (объяснить)

Думаю, знания, которые вы сегодня приобрели, вам пригодятся в дальнейшей вашей учебе.

- Поднимите руки, кто хотел бы узнать об этом больше?

10. Домашнее задание

- Eсть одно вещество, которое является исключением из всех. Это вода. Что происходит, если её нагреть, мы с вами уже видели. А вы дома понаблюдайте, что произойдёт, если её заморозить.

Наш урок подошел к концу.

Приложение 3.

Используемая литература.

  1. http://rutube.ru/video/f3a4365b2fd518267d8e708e0193d3f1/ - видеоролик о тепловом расширении металлического шара.
  2. http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Zagadki-na-urokakh/008-Fizkultminutka.html - физминутка
  3. Учебник “Окружающий мир”, авт. Дмитриева Я.Н., Казаков А.Н., 2 кл., часть1, изд.: Дом Фёдорова, 2013 г.
  4. http://bio-x.ru/articles/pravila-tehniki-bezopasnosti-v-laboratorii - техника безопасности в лаборатории.