Цель: формирование представлений о телах и веществах, и определения детьми основных свойств веществ.
Тип урока: “открытие” новых знаний.
Форма урока: экскурсия в лабораторию
Задачи:
Образовательные задачи:
- помочь детям усвоить новые понятия “тело” и “вещество”;
- помочь детям выяснить, какими свойствами обладают вещества.
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать “новое”;
- прививать уважительное отношение друг к другу;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные УУД.
Регулятивные УУД:
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица, схема, иллюстрация, эксперимент);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Предметные УУД:
- формировать начальные представления о телах и веществах;
- знать взаимосвязь между веществом и температурой, воздействующей на него.
Организация пространства: фронтальная.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
- компьютер, проектор, мультимедийная презентация;
- цифровой микроскоп, сахар-песок, кубики сахара;
- рисунки: рыбка, скала, айсберг, цветок, компьютер, телега
- пластиковая бутылка, вода, чайник
- рисунки проводов в зимнее и летнее время
- мобильная лаборатория
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы:
- словесный
- наглядный
- практический
- проблемный
- поисковый.
Ход урока
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
2. Актуализация знаний. Определение темы урока.
На доске слайд №2
- Ребята, вы уже проучились почти 1,5 года. Давайте с вами вспомним, какие большие группы включает в себя понятие “Окружающий мир”. Слайд 3 (природа живая и неживая), Слайд 4 (объекты, сделанные человеком)
- Помогите мне заполнить схему (Приложение 1, Приложение 2).
Ученики прикрепляют таблички, составляя схему на доске (см. приложение 1)
- Распределите рисунки на группы (живая природа, неживая природа, объекты, сделанные человеком). На доске рисунки: рыбка, цветок, телега, компьютер, скала, айсберг (См. Рис. 1-6 или Приложение 1).
- Итак, ребята, скажите ещё раз все эти объекты: рыбка, цветок, телега, компьютер, скала, айсберг вместе, что образуют?
- Окружающий мир
Слайд 5
- Ребята, все объекты, которые нас окружают в науке называются телами. Объекты, которые относятся к природе называются “естественные тела”. А объекты, сделанные человеком, называются “искусственные тела”
- Кто из вас может сформулировать тему урока? (ответы детей)
Слайд 6
- Сегодня мы свами поговорим о телах, о том, из чего они состоят и об их свойствах.
3. Изучение нового материала
- Что вы знаете о телах? (ответы)
Показываю кусочек сахара. – Это тело?
- Да
- Из чего оно состоит?
- Из крупинок сахара.
Работа с микроскопом.
На стекло насыпаю несколько крупинок сахара, дети рассматривают их и делают вывод, что сахар состоит их частичек.
- То, из чего состоит тело называется ВЕЩЕСТВОМ, а вещество состоит из ЧАСТИЦ.
НА ДОСКЕ СХЕМА (приложение 2):
тело вещество частица
- Потренируемся.
1.) Мяч из какого вещества состоит?
- Из резины
- А резина? Из каучука.
2.) – Полка из чего состоит?
- Из Досок
- А доски?
- Из дерева.
4. Состояние веществ
- Потрогай кусочек сахара. Какой он? (прохожу, даю детям пощупать кусочек сахара)
- Твёрдый.
Слайд 7
- Это вещество находится в твёрдом состоянии. Когда вещество твёрдое, то частички находятся очень близко друг к другу и образуют устойчивые связи. Они как будто очень крепко держатся за руки, что разорвать их нельзя. Показываю в качестве примера на 2-х учениках. (первый рис. Слайда 7)
- Как правило, во что добавляют сахар?
- В чай.
- Что ещё есть в чае, кроме сахара?
- Вода, заварка.
- У меня в стакане вода. В каком состоянии она находится?
- В жидком.
- Какую форму приняла вода?
- форму стакана.
- теперь я её переливаю в блюдце. Какую форму теперь приобрела вода?
- форму блюдца.
- может ли вода в жидком состоянии принимать форму, не зависящую от ёмкости в которой она находится?
- нет.
- Это связано с тем, что у вещества в жидком состоянии частички находятся уже не так близко друг к другу и они уже не крепко связаны между собой. Показываю в качестве примера на 3-4-х учениках. (2-й рис. Слайда 7)
- Ребята, когда мы только заварили чай кипятком, что можно наблюдать, глядя на кружку?
- Образование пара.
- Это газообразное состояние воды. Мы можем увидеть или потрогать, например, воздух?
- Нет.
- Это связано с тем, что у вещества в газообразном состоянии частички находятся совсем далеко друг от друга и уже не как между собой не держатся, а летают свободно. Показываю в качестве примера на 2-х учениках. (3-й рис. Слайда 7)
Микроитог
Слайд 8
Я в презентации вывожу на доску шесть картинок. Дети быстро называют тело, из какого вещества оно состоит, и его состояние.
Физминутка [2]
Слайд 9
Ветер тихо клён качает
Вправо, влево наклоняет.
Раз наклон и два наклон,
Зашумел листвою клён.
5. Постановка проблемы.
- Ку что ж, вы достаточно много узнали о телах и веществах. Слайд 10.
– Какие тела вы видите на рисунках?
- Опоры, провода
- А как вы объясните почему зимой провода натянуты, а летом нет? (слушаю варианты ответов).
- Постараемся ответить на этот вопрос. Для этого нам нужно знать свойства веществ.
Свойства веществ
6. Проведение эксперимента. Наблюдение.
- Проведём вместе с вами исследования. Для этого отправимся в нашу лабораторию.
Два ученика (заранее подготовленные лаборанты) выходят к доске и рассказывают, что такое лаборатория, а также технику безопасности в лаборатории [4] (приложение 4)
- Провожу опыт с разогревом жидкости, а лаборанты мне помогают.
- Опыт с расширением воздуха
- Расширение твёрдого вещества. Слайд 11
Лаборант в колбу наливает холодную воду, закрывает пробкой, в которую вставлена стеклянная трубка, доливает ещё воды, почти до верха. Цветным маркером делаем отметку уровня воды.
В стеклянную миску наливаю кипяток из чайника (до начала урока я заранее закипятила воду). Опускаем в горячую воду колбу и ждём несколько минут.
Через несколько минут мы увидим, что уровень воды в трубке стал выше отметки.
Второй лаборант проносит колбу по рядам, показывает одноклассникам.
- Что вы увидели? Опишите. (уровень воды поднялся, воды стало больше).
- Почему так произошло? Ответы детей.
Для этого опыта я за окном заранее положила пустую 1,5-литровую бутылку (чтобы она охладилась)
Показываю пустую бутылку.
- Что в бутылке?
- Воздух.
Закрываю бутылку крышкой, в которую вставлена изогнутая трубка. Второй конец трубки опускаю в колбу с водой. Бутылку погружаю в миску с горячей водой. Наблюдаем.
- Что вы увидели?
- Идут пузырьки.
- Что это значит?
- Из бутылки выходит воздух.
- А почему?
- От воды он нагрелся и его стало больше.
- Ребята, чтобы увидеть, как расширяется твёрдое вещество, его нужно долго греть. Нам не хватит на уроке на это времени, поэтому давайте посмотрим об этом небольшой сюжет [1].
- какой вывод можно сделать из этих экспериментов?
- Что вещество при повышении температуры расширяется.
Слайд 12
- Правильно! Показываю картинку с расширением частичек.
7. Применение свойств веществ в жизни
- где вы можете увидеть это вокруг себя?
- термометр
8. Решение проблемного вопроса
- Возвращаемся к проблемному вопросу. Теперь вы можете ответить, почему зимой провода натянуты, а летом нет?
Дети отвечают.
9. Рефлексия
- Что стало новым для вас сегодня на уроке? Что вы узнали сегодня?
- Что вы запомнили?
- Что вы повторили?
- Что из того, что вы узнали, вы сможете применить в жизни?
- Есть ли что-то, что вы сегодня не поняли на уроке? (объяснить)
Думаю, знания, которые вы сегодня приобрели, вам пригодятся в дальнейшей вашей учебе.
- Поднимите руки, кто хотел бы узнать об этом больше?
10. Домашнее задание
- Eсть одно вещество, которое является исключением из всех. Это вода. Что происходит, если её нагреть, мы с вами уже видели. А вы дома понаблюдайте, что произойдёт, если её заморозить.
Наш урок подошел к концу.
Используемая литература.
- http://rutube.ru/video/f3a4365b2fd518267d8e708e0193d3f1/ - видеоролик о тепловом расширении металлического шара.
- http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Zagadki-na-urokakh/008-Fizkultminutka.html - физминутка
- Учебник “Окружающий мир”, авт. Дмитриева Я.Н., Казаков А.Н., 2 кл., часть1, изд.: Дом Фёдорова, 2013 г.
- http://bio-x.ru/articles/pravila-tehniki-bezopasnosti-v-laboratorii - техника безопасности в лаборатории.