Продолжительность: 1 урок (45 минут)
Цели:
Обучающие:
- познакомить с непозиционными и позиционными системами счисления.
- научить классифицировать системы счислений на позиционные и непозиционные;
- выявление применения их в современных сферах деятельности человека.
- привести исторические факты;
- дать представление о различных системах счислений, созданных человечеством за историю своего развития
- научить переводить числа из десятичной системы счисления в любую другую
Развивающие: развивать внимание, умение анализировать.
Воспитательные: воспитывать интерес к информатике через исторические факты.
Тип урока: урок-лекция.
Оборудование: компьютер, проектор.
Программное обеспечение: презентация в PowerPoint по теме урока (Презентация)
(Слайд 2)
Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова
“Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир.”
Иоганн Гёте
План (Слайд 4)
- История возникновения чисел.
- Арифметика каменного века.
- Славянская, Египетская, Римская, Греческая, Вавилонская системы счисления.
- Позиционные системы счисления: Десятичная, Восьмеричная, Шестнадцатеричная, Двоичная
- Нестандартные способы изучения перевода и арифметических действий над числами.
- Современное применение древних систем счислений
(Слайд 7-8)
Арифметика каменного века
Еще в самые отдаленные времена людям
приходилось считать различные предметы, с
которыми они встречались в повседневной жизни.
Вначале букв не было. Мысли и слова выражались
при помощи рисунков на скалах, на стенах пещер, на
камнях. Для запоминания чисел люди пользовались
зарубками на деревьях и на палках и узлами на
веревках.
Мысль о счете пришла людям в голову раньше, чем
появились цифры. Люди могли сообщить друг другу,
что в одном стаде животных больше чем в другом, а
вот, сколько именно – сосчитать не умели.
Но иногда такой системой счисления пользуются и современные люди, например, отмечая зарубками количество прошедших дней, или карандашом отмечая черточками в тетради количество проданных товаров. И уж совсем не обойтись без такой системы счисления при обучении счету маленьких детей
Система счисления – это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр) и способов допустимых операций над ними.
Самая простейшая система счисления – унарная, в которой используется всего 1 символ (палочка, узелок, зарубка, камушек и т.д.). (Слайды 9-10)
Виды системы счисления (Слайд 11)
Позиционная система счисления – это система, где количественное значение каждой цифры зависит от ее местоположения (позиции) в числе.
В привычной для нас системе счисления для записи чисел используются десять цифр (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9). Поэтому её называют десятичной системой счисления.
Основные достоинства любой позиционной системы счисления:
- Ограниченное количество символов для записи чисел;
- Простота выполнения арифметических операций.
Основание системы счисления (базис) показывает, во сколько раз изменяется количественное значение цифры при перемещении её на соседнюю позицию.
Непозиционная система счисления - система счисления, в которой для обозначения чисел вводятся специальные знаки, количественное значение которых всегда одинаково и не зависит от их места в записи числа.
К непозиционным системам счисления относятся: римская система счисления, алфавитная система счисления и др.
Недостатки непозиционных систем счисления:
- Для записи больших чисел необходимо вводить новые цифры (буквы).
- Трудно записывать большие числа.
- Нельзя записать дробные и отрицательные числа.
- Нет нуля.
- Очень сложно выполнять арифметические операции.
Позиционная | Непозиционая |
Индия и Арабы Десятичная система счисления Двоичная система счисления Восьмеричная система счисления Шестнадцатеричная система счисления |
Цифры русского народа Египет Древняя Греция Древний Рим |
Немного из истории
Еще в самые отдаленные времена людям приходилось считать различные предметы, с которыми они встречались в повседневной жизни. Вначале букв не было. Мысли и слова выражались при помощи рисунков на скалах, на стенах пещер, на камнях. Для запоминания чисел люди пользовались зарубками на деревьях и на палках и узлами на веревках.
Обозначения в различных системах счисления
Это и была простейшая и самая древняя – так называемая, унарная система. В ней для записи любых чисел используется всего один символ – палочка, узелок, камушек. Используя именно эту систему счисления, вас научили считать (сами того не осознавая, этим кодом пользуются малыши, показывая на пальцах свой возраст).
Но с развитием производства и культуры, когда появилась нужда записывать большие числа, стало не удобно пользоваться черточками. Тогда стали вводить особые знаки для отдельных чисел. Так, например, в Древнем Египте около 4000 лет назад для обозначения чисел использовали иероглифы. (Слайд 12-15)
Древнеегипетская письменность основывалась на иероглифах. Система счисления того периода также уступала вавилонской. Египтяне пользовались непозиционной десятичной системой, в которой числа от 1 до 9 обозначались соответствующим числом вертикальных черточек, а для последовательных степеней числа 10 вводились индивидуальные символы. Последовательно комбинируя эти символы, можно было записать любое число.
Единица изображена колом, десяток – как бы парой рук, сотня – свернутым пальмовым листом, тысяча – цветком лотоса, символом изобилия, сто тысяч – лягушкой, так как лягушек было очень много во время разлива Нила.
Так, например число 5736 записывалось следующим образом:
В старину на Руси широко применялись системы счисления, напоминающие систему Древнего Египта. С их помощью сборщики податей заполняли квитанции об уплате подати (ясака) и делали записи в податной тетради. Например, 1232 руб. 24 коп. изображались так как показано на рисунке. Вот текст закона об этих так называемых ясачных знаках: “Чтобы на каждой квитанции кроме изложения словами, было показано особыми знаками число внесенных рублей и копеек так, чтобы сдающие простым счетом сего числа могли быть уверены в справедливости показания. Употребляемые в квитанции знаки означают:
Звезда – тысяча рублей
Колесо – сто рублей
Квадрат – десять рублей
Х – рубль
| – копейку.
Алфавитные системы счисления представляют особую группу. В них для записи чисел использовался буквенный алфавит. Примером алфавитной системы счисления является славянская. У одних славянских народов числовые значения букв устанавливались в порядке следования букв славянского алфавита, у других, в частности у русских, роль цифр играли не все буквы, а только те, которые имеются в греческом алфавите. Над буквой, обозначающей цифру, ставился специальный знак – “титло”. Славянская система счисления сохранилась в богослужебных книгах.
Алфавитная система счисления бала распространена у древних армян, грузин, греков (ионическая система счисления), арабов, евреев, и других народов Ближнего востока.
Но в древнеармянском и древнегрузинском алфавитах было гораздо больше букв, чем в древнегреческом. Это позволило ввести особые обозначения для чисел: 1000, 2000, 3000, 4000, 5000, 6000, 7000, 8000, 9000.
Числовые значения следовали порядку букв в армянском и грузинском алфавитах.
Алфавитная нумерация преобладала до XVIII в., хотя арабская нумерация употреблялась в отдельных случаях гораздо раньше (в грузинской литературе такие случаи восходят к X- XI вв.; в памятниках армянской математической литературы они установлены пока только для XV в.). В Армении алфавитная нумерация употребляется и сейчас для обозначения глав в книгах, строф в стихотворениях и т. п. В Грузии алфавитная нумерация вышла из употребления. (Слайд 16)
(Слайд 17)
В современной науке эти цифры-буквы имеют широкое применение в математике и физике. Мы все знаем, что = 3,14..., а не 80, как в древней Греции. (Слайд 18)
Эта система счисления появилась в Древнем Риме. Первые двенадцать натуральных чисел в римской системе записываются так: I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII.
В этой системе цифры обозначаются буквами латинского алфавита:
I = 1
V = 5
X = 10
L = 50
C = 100
D = 500
M = 1000
Примеры записи чисел XXVIII – 28, MCMXXXV – 1935. С этими числами очень трудно производить арифметические действия. По этой причине в настоящее время римская система счисления используется там, где это действительно удобно: в литературе (нумерация глав), в оформлении документов (серия паспорта, ценных бумаг и др.), в декоративных целях – на циферблате часов, в ряде других случаев.
Для записи промежуточных чисел используется правило: меньшие знаки, поставленные справа от большего, но не более трех одинаковых подряд, прибавляются к его значению, а меньшие знаки, поставленный слева от большего, вычитаются из него, при этом невозможно ставить более одного меньшего слева от большего.
В Санкт-Петербурге стоит памятник Петру I. На гранитном постаменте памятника есть римское число: MDCCLXXXII = 1000 + 500 + 100 + 100 + 50 + 3*10 + 2 = 1782 год. Это год открытия памятника. (Слайд 19) Римскими цифрами иногда пользуются и сегодня: например, ими часто нумеруют главы в книгах.
Вавилонская шестидесятеричная (позиционная). (Слайд 20 - 21)
2 тыс. лет до н.э. Первая система, основанная на позиционном принципе. Сыграла большую роль в развитии математики и астрономии. До сих пор час делим на 60 минут, минуту – на 60 секунд, окружность – на 360 градусов.
Все числа составлялись из двух знаков: прямой клин (для обозначения единиц) и лежачий клин (для обозначения десятков). Число 60 снова обозначалось прямым клином, также, как и 3600. Для определения значения числа надо было его запись разбить на разряды справа налево. Цифра в каждом послед ующем разряде была в 60 раз больше той же цифры в предыдущем.
Таблицу умножения вавилоняне никогда не запоминали, так как это было практически невозможно. При вычислении они пользовались готовыми таблицами умножения.
“С детства мы считать учились – раз, два, три, четыре, пять
Десятичной ту систему мы привыкли называть.
Были палочки и счеты, калькулятор, Пифагор,
А теперь перед глазами – серебристый монитор.
Эта умная машина сможет все нам сосчитать
Ну, а как она считает – предстоит нам разобрать.
Мы считаем в десятичной – два, двенадцать, сто один,
А компьютер лишь в двоичной – либо ноль, либо один”. (Слайд 22)
Алфавит - конечная последовательность символов (цифр), с помощью которых записывается число (Слайд 23)
Алфавит десятичной сс:
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Десятичная система счисления (позиционная) (Слайд 24)
Современная десятичная система нумерации возникла на основе индийской. Такая с/с дает принципиальную возможность записывать сколь угодно большие числа. Запись компактна и удобна для арифметических операций.
В 10 веке десятичная система доходит до Испании, в начале 12 в. она появляется и в других странах Европы. Она получила название арабской, потому что в Европе с ней познакомились впервые по латинским переводам с арабского.
С введением десятичных дробей десятичная система стала универсальным средством для записи всех действительных чисел.
Цифры
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
сложились в Индии около 400 г. н. э. (Слайд 25)
Индийская система счисления(Слайд 26)
Восьмиричная система счисления (позиционная) (Слайд 27)
В этой системе счисления 8 цифр:
Цифра 1, указанная в самом младшем разряде, означает - как и в десятичном числе - просто единицу. Основание этой системы счисления равно восьми. Чтобы не выдумывать новых символов для обозначения цифр, в восьмеричной системе счисления были использованы символы десятичных цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7. Для того чтобы не спутать систему счисления в записи числа используется индекс 8.
Шестнадцатиричная система счисления (позиционная) (Слайд 28)
Как ясно из названия, основанием данной системы счисления является число 16. Следовательно, в данной системе счисления используется 16 цифр. Однако в десятичной системе использовали только 10 цифр. Поэтому возникла необходимость ввести новые цифры. В качестве этих цифр были выбраны латинские буквы
То есть в 16-ричной системе счисления используют числа
При этом
A = 10, B = 11, C = 12, D =13, Е =14, F = 15
Двоичная система счисления (позиционная) (Слайд 29)
Двоичная система счисления была придумана математиками и философами ещё до появления компьютеров (XVII — XIX вв.).
В этой системе всего две цифры –
Особую роль здесь играет число 2 и его степени: 2, 4, 8 и т.д. Самая правая цифра числа показывает число единиц, следующая цифра - число двоек, следующая - число четверок и т.д. Двоичная система счисления позволяет закодировать любое натуральное число - представить его в виде последовательности нулей и единиц. В двоичном виде можно представлять не только числа, но и любую другую информацию: тексты, картинки, фильмы и аудиозаписи
Демонстрация решения задачи, связанной с переводом десятичного числа в двоичную систему счисления пальцевым методом. (Слайд 30)
Смысл перевода прост: нумеруем на одной руке (левой, ладонь к себе)от мизинца до большого пальца разряды от 0 до 4, что соответствует числам в десятичной системе 1, 2, 4, 8, 16. Считая, что 0 - это согнутый палец, а 1 – оттопыренный, при решении задач, связанных с переводом целых чисел в двоичную из десятичной системы счисления требуется лишь сложить эти цифры, соответствующие загнутым пальцам. Данное упражнение, основанное на самом древнем способе- счете на пальцах, подразумевает развёрнутую форму записи числа в двоичной системе счисления. (Две руки можно использовать для перевода целых чисел до 512, так и для перевода дробных конечных чисел, где левая рука – целая часть числа, а правая – дробная). Учитель говорит число в десятичной системе (до 31 или 62), а школьники устно переводят число на пальцах в двоичную систему и записывают ответ. Для больших чисел приводится сам развёрнутый способ перевода числа из двоичной системы счисления в десятичную с примером.
Перевод из одной системы счисления в другую в игровой форме. (Слайд 31-36)
Игра является методом обучения, который направлен на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой ситуации, ее основной целью является углубление интереса к учебе, и, тем самым, повышение эффективности обучения. Игра имеет такое же значение в жизни ребенка, какое у взрослого производственная деятельность, работа. внешне кажущаяся беззаботной и легкой, на самом деле, игра требует у ребенка отдачи максимума своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
С помощью игры “Домино”, где цифры находятся в разных системах счисления и необходимо мысленно произвести их перевод из одной системы в другую, учащиеся успешно закрепляют тему данного урока.
(Все пособия к уроку и к играм выполнены самими учащимися во внеурочное время)
Подведение итогов.
Задание на дом. Изучить текст параграфа по теме урока и выполнить творческие задания:
- Запишите год, месяц и число своего рождения с помощью римских цифр.
- Запишите в вавилонской системе счисления число 26, 440.
- Запишите с помощью старинной русской системы счисления 4357 рубля 12 копейки.
- Придумайте свою позиционную систему счисления.
Учебники:
1. Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс. 9 класс (2010 год)
2. Семакин И.Г. Задачник-практикум 7-11 класс (2010 год)