Опорно-логические конспекты как средство формирования профессиональных компетенций учащихся на уроках электротехники

Разделы: Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Упрощать сложное – во всех отраслях знания самый существенный результат.
Г. Бокль

Технология опорных конспектов не нова, но на сегодняшний день весьма актуальна и получила новое рождение. За последние годы количество часов на изучение дисциплины сокращается, программа осталась прежней, и преподаватель испытывает катастрофическую нехватку времени на уроках. Опорные конспекты позволяют большой объем информации представить сжато и лаконично.

Для решения основной задачи обучения – формирование профессиональных компетенций обучающихся – необходимо следовать следующим принципам:

  • поддерживать интерес обучающихся к дисциплине “Электротехника и электроника”, развивать их творческий и познавательный потенциал;
  • развивать личность на основе доброжелательности, личность, способную определять задачи профессионального и личностного развития;
  • эффективно использовать средства наглядности и информационно-коммуникационные технологии.

Известно, что при объяснении нового материала в виде лекции у студентов работает лишь звуковой канал восприятия. Устная информация проще, но такое усвоение нового материала не эффективно. Пропускная способность зрительного канала в 100 раз больше, кроме того зрительная информация дает простор и свободу мыслительной деятельности обучающегося, развивает логическое мышление, включает студента в активную познавательную и творческую работу, помогает более легко и усвоить и запомнить материал, повышает интерес к дисциплине.

В педагогике существует несколько определений опорного конспекта. Изначально, понятие “опорный конспект” принадлежит народному учителю СССР В.Ф. Шаталову. Проанализировав определения понятия “опорный конспект” можно сделать вывод, что опорный конспект - это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смыслы изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения эффекта запоминания и усвоения.

Многолетняя практика преподавания говорит, что для наших обучающихся которые не умеют говорить нужен материал близкий к языку учебника, только более систематизированный, очищенный от лишней информации. Такой конспект – это хорошая подсказка для студента, которая дает уверенность и спокойствие, бросив взгляд на которую студент вспоминает все, о чем надо рассказать.

Известно, что опора на наглядность облегчает понимание нового материала и закрепление его в памяти. Опорные конспекты позволяют усвоить больший объем информации, помогают установить связи между отдельным звеньями новой информации, заставляют прослеживать логическую цепочку физических процессов.

При составлении опорных конспектов необходимо учитывать психологические и дидактические приемы и правила, позволяющие эффективно использовать опорные конспекты для усвоения и запоминания информации. Эффективность схемы тем выше, чем больше идей можно развернуть на основе представленных символов. Кроме того, необходимо учитывать возраст обучающихся, степень их владения материалом.

Известно, что материал четко оформленный в виде системы, запоминается прочнее и допускается более широкий перенос на новые ситуации, чем собранные не системно отдельные факты.

Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова, являются:

  • Лаконичность. Ограничивает содержание в опорном конспекте печатных знаков (не более 400). Под печатным знаком понимается точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте находит отражение лишь самое главное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.
  • Структурность. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4 - 5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.
  • Унификация. Введение определенных знаков-символов для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов.
  • Автономность. С одной стороны обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, мало затрагивая другие блоки, с другой - все блоки между собой связаны логически.
  • Привычные ассоциации и стереотипы. При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы (например, всем известный образ позволяет оживить в памяти рассказ по ассоциации).
  • Непохожесть. Разнообразие опорных конспектов и блоков по форме, структуре, графическому исполнению.
  • Простота. Избегание вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи, буквенные обозначения сводятся до минимума.

Опорный конспект является эффективным средством в процессе обучения и решают сразу несколько дидактических задач:

  1. Позволяет проверять подготовленность студентов при изучении каждой поурочной темы, и дает возможность выявить микро пробелы в знаниях;
  2. В результате закрепления нового материала по опорному конспекту, обращая внимание на самое главное, возрастает запоминание, так как при этом включаются еще и зрительные рецепторы;
  3. Опорный конспект дает возможность в любое время вытянуть из долговременного хранилища, все что туда было заложено ранее. Он подскажет последовательность рассказа, отдельные части материала и связь между ними.
  4. В результате длительной учебной практики работа с книгой при составлении опорных конспектов становится навыком.

Помимо решения дидактических задач опорные конспекты помогают решить и психологические аспекты применения опорных конспектов. Поскольку материал разбивается на блоки, он легче воспринимается и запоминается. Кроме того, опорный конспект позволяет выполнить логические операции и помогает сохранить основные знания долговременной памятью. Работа с опорным конспектом, способ подачи информации, нестандартно и ярко оформленные опоры вызывают положительные эмоции, а следовательно, и более прочное запоминание.

Существует технология разработки опорного конспекта, которая определяет определенную последовательность работы с изучаемым материалом. При составлении опорного конспекта необходимо соблюдать требования, предъявляемые к ним:

  1. Опорный конспект должен соответствовать смысловой структуре изучаемого материала: количество логических блоков должно быть равно количеству числовых частей.
  2. Логические блоки должны зрительно хорошо определяться;
  3. Не следует включать в опорный конспект слишком много опор. Это затруднит работу с конспектом;
  4. Опорные конспекты не должны быть похожи друг на друга. Для этого можно менять шрифт, расположение смысловых блоков, цвета и т.п.;
  5. Для выделения особо важных понятий, определений используется красный цвет. Здесь надо быть осторожным, что бы цвет не потерял своей значимости;
  6. При возможности в опорном конспекте следует показывать взаимосвязи и взаимозависимости.

Объяснение нового материала с помощью опорного конспекта целесообразно проводить в несколько этапов. Существует несколько алгоритмов работы с опорным конспектом. Я в своей практике использую опорные конспекты, в которых часть вопросов оставлены открытыми. Это дает возможность заполнить опорный конспект в виде самостоятельной работы студента с книгой на занятии или в качестве домашнего задания. Заполненные пробелы обязательно проверяются и уточняются.

Опорные конспекты могут предлагаться преподавателем в готовом виде, а могут по заданию преподавателя при наличии примерных ориентиров составляться студентами. Важно, чтобы опорные конспекты не исключали развитие речи студента.

Важно отметить, что технологию опорных конспектов можно использовать в сочетании с другим инновационным методом, т.е. с информационно – компьютерной технологией. Использование учебной презентации при объяснении нового материала наглядно иллюстрирует рассказ преподавателя. Студенты визуально и аудиально знакомятся с основными понятиями, конструкциями изучаемых устройств. На уроках по дисциплине “Электротехника и электроника” я использую презентации различного вида: презентация “урок-лекция”, презентация “урок изучения нового материала”, используемые в ходе урока при объяснении нового материала с использованием опорного конспекта, презентация вспомогательная “одномоментная”.

В заключение можно сказать, что эффективность опорных конспектов в том, что они дают возможность работать с каждым студентом, учитывая их возможности и раскрывая способности. Кроме того, они развивают привычку у студентов готовиться к каждому занятию и это не становится обузой из-за оригинальности и отсутствия трудностей. Данная технология интересна и преподавателю, и студенту, так как обычный урок, часто еще и скучный, становится интересным и насыщенным.

Приложение.