Тип урока: интегрированный урок.
Цель: исполнение песен и музыкально-ритмических упражнений о зиме.
Задачи:
- Повторить разученные песни и ритмические упражнения о зиме, рисовать зимние узоры под музыкальное сопровождение;
- Воспитывать любовь к природе, умение замечать и видеть красоту в окружающей нас жизни;
- Развивать память, воображение, мелкую моторику пальцев рук, творческие способности при рисовании под музыку.
Оборудование: фортепиано, синтезатор, компьютер, проектор, презентация, детские музыкальные инструменты, снежинки с надписями названий песен, краски, кисти, цветной шаблон сказочного замка, бумажные заготовки для “окон замка”,
Ход урока
I. Организация класса.
Сегодня у нас будет необычный урок музыки. Мы с вами попадём в зиму. К нам прилетят чудесные музыкальные снежинки. А потом мы окажемся в сказке, где каждый из вас станет художником. Вы будете сегодня не только петь, двигаться под музыку, играть на детских музыкальных инструментах, но и рисовать под музыкальное сопровождение.
II. Музыкально-ритмическое упражнение “Здравствуй!” по стихотворению Т.Сикачёвой. (Слайд 2)
В начале нашего урока мы поприветствуем присутствующих гостей, а также весь окружающий нас мир.
Я здороваюсь везде – дома и на улице, Даже “здравствуй” говорю “Крылышки” Я соседской курице. Здравствуй, солнце золотое! Показывают руками “солнце” Здравствуй, небо голубое! Руки вверх, ладони вверх Здравствуй, вольный ветерок! Качание руками вверху Здравствуй, маленький дубок! Показывают руками “дубок” Здравствуй, Утро! Жест правой рукой вправо Здравствуй, День! Жест влево левой рукой Нам здороваться не лень! Руки на грудь и развести в стороны
III. “Вальс снежных хлопьев” из балета “Щелкунчик” П.Чайковского – слушание.
Осталось несколько осенних деньков и наступит зима. Послушайте новое для вас музыкальное произведение, которое написал великий русский композитор П.И.Чайковский. (Слайд 3)*
Я не скажу вам сразу название этого произведения и лишь скажу, что в нём изображается зимняя картина. И очень хочу, чтобы вы прослушав музыку, сами сказали, на что она похожа.
(Звучит музыка со слайда) (Слайд 3)*
– Как вы можете охарактеризовать звучащую музыку? (Лёгкая, воздушная, изящная, кружащаяся, волшебная...)
– А что мы можем представить себе, когда слушаем эту музыку и знаем, что она о зиме? (Снежинки летают, танцуют...)
Это произведение называется “Вальс снежных хлопьев” и звучит он в балете П.И.Чайковского “Щелкунчик”. (Слайд 4)*
Послушайте стихотворение, которое называется “Снежинки”.
Снежинки
Зима снегами вьюжится
С утра и дотемна.
Снежинки вьются, кружатся
У нашего окна.Как будто звезды искрами
Рассыпались кругом.
Несутся, серебристые,
Заглядывают в дом.То в комнату попросятся,
То снова убегут,
За стеклами проносятся,
На улицу зовут.
С.Баруздин
Посмотрите, к нам в класс прилетело несколько снежинок. (На доске висят прикреплённые магнитами снежинки, на обратной стороне которых написаны названия разученных песен и упражнений о зиме). Это не простые снежинки, а волшебные. А если сказать точнее, то музыкальные. За каждой из них спряталась какая-то песенка или музыкально-римическое упражнение, причём обязательно о зиме. Сейчас вы будете снимать эти музыкальные снежинки с доски и исполнять написанное на них задание. (Ученики подходят и поочерёдно снимают снежинки. Последующие музыкальные номера – это задания, написанные на снежинках).
IV. Песни и музыкально-ритмические упражнения о зиме – исполнение.
1. “Белые снежинки” - исполнение. (Слайд 5)
Муз. Г.Гладкова, сл. И.Шаферана
Белые снежинки кружатся с утра, (Слайд 6)
Выросли сугробы посреди двора.
Стала от снежинок улица светлей,
Только одеваться нужно потеплей.Просто невозможно зиму не любить,
Скоро будем бабу снежную лепить.
Если на прогулке в снег мы упадем,
Встанем, отряхнемся и опять пойдем.Привезут из леса елку в детский сад,
Дед Мороз поздравит с праздником ребят.
Десять раз в неделю мы считаем дни,
Чтоб зажглись скорее яркие огни.
2. “Голубые санки” – исполнение. (Слайд 7)
Муз. М.Иорданского, cл. М.Клокова
Дует ветер озорной, (Слайд 8)
Лает пёс Буянка,
Едут с горки ледяной
Голубые санки.А за санками летят (Слайд 9)
Белые снежинки,
А на саночках сидят
Ваня да Маринка.Санки сделал старый дед
Маленькому Ване.
Пёс Буян пришёл смотреть,
Как несутся сани.
3. Пальчиковое упражнение “Перчатки” - исполнение. (Слайд 10)
В ноябре, в декабре –
Будет холод на дворе. –
И тогда мы все ребятки –
Будем надевать перчатки. –
Будем так их надевать, –
А потом вот так снимать. –Сжимают и разжимают пальцы рук.
Потирают руки, поёживаясь.
Потряхивают кистями рук.
Имитируют надевание перчаток.
Надевают на каждый палец.
Снимают с каждого пальца.
4. “Как на тоненький ледок” – исполнение c детскими музыкальными инструментами. Русская народная песня. (Слайд 11)
Как на тоненький ледок (Слайд 12)
Выпал беленький снежок.
Эх, зимушка-зима, (в третьей и четвертой строчке каждого куплета, дети аккомпанируют себе на детских музыкальных инструментах)
Зима снежная была.Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка дружок.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была.Ехал Ваня, поспешал,
С своего коня упал.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была.Он упал, да лежит,
Никто к Ване не бежит.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была.Две подружки увидали,
Скоро к Ване подбежали.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была.Скоро к Ване подбежали,
На коня его сажали.
Эх, зимушка-зима,
Зима снежная была.
5. Имитационное музыкально-ритмическое упражнение – исполнение.
Совсем скоро наступит зима. Холодно становится зверям и птицам, они стараются согреться – кто бегает, кто прыгает, кто летает, а кто и в норке тёплой прячется. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы под музыку будете подражать движениям угаданного животного.
Косолапые ноги,
Зиму спит в берлоге,
Догадайся, ответь,
Это кто? (Медведь) (Слайд 13)Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
Кто же это? (Лиса) (Слайд 14)На ветке не птичка,
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка.
Кто это? (Белка) (Слайд 15)Разбойник он серый,
Нет ему веры,
Всё клыками щёлк.
Кто это? (Волк) (Слайд 16)
(После каждой загадки выполняются имитационные движения, соответствующие характеру изображаемого животного и в ритме звучащей музыки).
6. Музыкально-ритмическое упражнение “Прогулка”- исполнение. (Слайд 17)
Мы пришли в зимний лес. – Шагают на месте (Слайд 18) Сколько здесь вокруг чудес! – Разводят руки в стороны. Слева – берёзка в шубке стоит, – Отводят руку влево (Слайд 19) Справа – ёлка на нас глядит. – Отводят руку вправо. Пролетели снегири – – Машут руками. (Слайд 20) Как красивы они! Вот и зайка проскакал – – Скачут на месте (Слайд 21) От лисы он убежал. А это серый волк рыщет – – Изображают злого волка. (Слайд 22) Он себе добычу ищет. Все мы спрячемся сейчас, – Закрывают лицо руками и (Слайд 23) Не найдёт тогда он нас. приседают на корточки. Лишь медведь в берлоге спит. (Слайд 24)
Так всю зиму и проспит!
– А какое дерево является к нам в каждый Новый год? (Ёлка) Да, ребята, с одной стороны без ёлки нельзя представить новогодний праздник, но с другой стороны – очень жалко рубить живые деревца. И поэтому многие люди переходят к украшению своих домов искусственными елями. Вот именно об этом и прозвучит следующая песня.
7. “Ёлочке не холодно зимой” – исполнение. (Слайд 25)
Я узнала маленький секрет – (Слайд 26)
Ёлочке не холодно зимой.
И не надо ёлочку, маленькую ёлочку
Забирать к себе домой.Я узнала маленький секрет –
Ёлкам очень весело в лесу.
Маленькие ёлочки, маленькие ёлочки
Я от вырубки спасу.Маленькие ёлочки мои
Стать большими соснами хотят.
Пусть они в лесу растут,
Новый год встречают тут
Много-много лет подряд.
У нас осталась последняя снежинка, но её секрет мы узнаем в конце урока. А сейчас... мы все станем зимними художниками – девочки превратятся в Снежных Королев, а каждый мальчик у нас будет Мороз – Красный нос.
V. Зимние узоры. Рисование зимних узоров под музыку.
– Скажите, а что разрисовывает своими диковинными узорами зимой мороз? (Окна) Да, наши окошки превращаются в необыкновенные, замысловатые, волшебные картины. Если внимательно присмотреться, то на окнах можно увидеть самые различные пейзажи, картины, сказочные цветы.
Эти белые стройные линии (Слайды 27, 28)
На окошках то тут, то там –
Распустились снежные лилии,
Недоступные буйным ветрам.Лепестки их как будто короны,
Бриллиантом горят в серебре.
И являются эти бутоны
Идеалом цветов в январе.
И вот сейчас вы будете разрисовывать заготовленные окошки. У каждого будет кисточка, белая краска. Поочерёдно по 4 человека вы выходите к доске и начинаете фантазировать с кистью в руках. А в это время будет звучать очень красивая зимняя музыка итальянского композитора А.Вивальди. Это произведение называется “Времена года. Зима”.
А когда мы разрисуем все окошки, то поместим их в сказочный замок Снежной Королевы. Вы сегодня станете настоящими волшебниками!
Вот цветы на тонких ножках (Слайд 29)
На заснеженных окошках,
Перепутав зиму с летом,
Расцветают белым цветом.
Мёрзнет нос, а толку мало –
Их зима нарисовала.
Ю.Марцинкявичюс
(Дети выходят группами и на заготовках-окнах рисуют тонкими кисточками зимние узоры. Затем переворачивается доска и появляется сказочный замок Снежной Королевы. Дети сами находят подходящие по форме окна и размещают их в “замке”.) (Слайд 30)*
Ну и в заключение урока мы исполним песню “Новогодний хоровод”. Это будет своеобразная репетиция к Новогоднему празднику. Исполнение песни сопровождается соответствующими движениями.
VI. “Новогодний хоровод” - исполнение. (Слайд 31)
Муз. Г.Струве, сл. Н Соловьёвой. (Слайд 32)
Белые, белые в декабре, в декабре (двигаются хороводом, взявшись за руки)
Ёлочки, ёлочки во дворе, во дворе.
Припев:
Кружится, кружится (подняв руки вверх, кружатся на месте)
И поёт, и поёт
Праздничный, праздничный
Хоровод, хоровод.
Скользкие, скользкие в декабре, в декабре (идут по кругу и выполняют скользящие движения руками)
Горочки, горочки во дворе, во дворе.
Припев. (взявшись за руки парами, кружатся на месте)
Звонкие, звонкие в декабре, в декабре (двигаются хороводом, взявшись за руки)
Песенки, песенки во дворе, во дворе.
Припев. (на носочках кружатся на месте, выполняя плавные движения руками)
VII. Рефлексия.
Наш урок завершается, и я хочу, чтобы те ребята, которым понравилось на уроке музыки не только петь, но и рисовать, подняли карточки с изображённой улыбкой, а те, кого это не заинтересовало – карточки без улыбки.
VIII. Итог урока.
Вот и закончился наш необычный, немножко сказочный урок. На этом уроке мы пели, играли на музыкальных инструментах, выполняли движения под музыку, танцевали, рисовали зимние узоры для нашего замка.
Я уверена, что у нас с вами будет ещё много интересных, увлекательных и удивительных уроков музыки! До встречи!
* - слайды со звуковыми файлами.