"Рисование с натуры русского национального костюма". 8-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (20 МБ)


Цель: закрепить навыки выявления объема, построения формы предмета и его изображения на плоскости, развить интерес детей к истории России, изобразительной деятельности и творческой активности в процессе изготовления эскизов народной одежды.

Педагогические задачи - формирование внимания, осознанности действий, усидчивости, целеустремленности, аккуратности, художественного вкуса, стремления к экспериментированию, творческой инициативы.

Познавательные задачи - поиск обучающимися новых знаний в изобразительном искусстве и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.

Творческие задачи - составление предварительного наброска, отражающего образные качества будущего костюма, его основные пропорции, линии, характер силуэта, использование разнообразной фактуры материала при обращении к историческому костюму; создание выразительных художественных образов при нахождении нового стиля, через соединение традиций и современности.

Оборудование: простой карандаш, ластик, альбом, акварельные краски или гуашь, кисточки, вода в банке, русский народный костюм, схема видов изображения, керамическая статуэтка.

Зрительный ряд: репродукции с изображением крестьян в русской народной одежде (памятки), презентация “Русский национальный костюм”.

Музыкальный ряд: диск “Узорочье”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Регистрация учащихся в классном журнале. Проверка подготовки рисовальных принадлежностей.

II. Введение новой темы.

Вводное слово учителя.

Учитель. Знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрабабушка? Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их? (слайд 1)

Взгляните на эти костюмы, их дивное многоцветие. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе! (слайд 2)

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

Из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье? (слайд 3)

Красота и польза никогда не расходились в народном искусстве со смыслом. Одна из основных черт, свойственная народному костюму, — функциональность. Для жизни в различных климатических условиях, для различных жизненных обстоятельств и возрастных групп были выработаны различные виды одежды. (слайд 4)

Женские костюмы были более сложными и красивыми. Их основной чертой являлась многослойность. Каждый последующий слой частично закрывал предыдущий. В связи с этим продумывался внешний вид всего комплекса одежды, сочетания по материалу, фактуре, силуэту, цвету, орнаментальным украшениям и т. д. Например, узоры на различных частях одежды делали разного масштаба, чтобы они гармонировали между собой. Так, крупный узор на передниках соседствовал с более мелким на рукавах рубашки и т. д. В костюме чаще всего использовались белые, красные, синие (чёрные) цвета. Несмотря на многослойность одежды, её контур был мягким и лаконичным и при ходьбе сохранял плавность и текучесть линий. Весь комплекс одежды представлял собой произведение искусства. (слайд 5)

Русский народный костюм содержал много символики. Например, в женском костюме пояс разделял фигуру на верх и низ. Верх символизировал землю и небо, голова — солнце и божество, низ — воду. Таким образом, одетая в свой праздничный многослойный наряд, русская крестьянка представляла собой образ целой вселенной, как её тогда представляли люди. (слайд 6)

Орнаменты на одежде тоже были наполнены ёмким содержанием и символикой. Они служили оберегами и наносились на определённые части одежды: по вороту и рукавам, защищая шею и руки, на подол в той его части, которая касалась ног, и т. д. (слайд 7)

За века чуть ли не в каждом селе необъятной России сложились собственные местные традиции, так что по расцветке или узору одежды можно было узнать, откуда хозяйка родом, замужем или нет, каков её достаток.

Основой женского народного костюма была рубаха. Ее шили из тонкого серебристо-белого домотканого льняного или конопляного полотна. Надевала женщина нарядно украшенную рубаху в особо торжественных случаях, например на свадьбу. (слайд 8)

На Русском Севере еще в прошлом веке праздничной и свадебной одеждой считались рубахи-долгорукавки, рукава которых доходили до двух метров и имели прорези - - “окошки” для рук. Длинным рукавам приписывалась в старину колдовская сила. Вспомните Василису Прекрасную, у которой после каждого взмаха рук появлялись озеро, лебеди. (слайд 9)

Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но оберегала, защищала женщину. Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи-“сенокосицы” (в которой косили).

Рубаха была до пят и надевалась без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет ее владелица, и это непременно скажется на ее потомстве. Прикасаясь к земле и травам изукрашенным подолом, женщина надеялась, что передает земле силу плодородия, скрытую в орнаментах вышивки, и сама получает взамен жизненные силы. (слайд 10)

В русской деревне вышивками, аппликациями, бисером и речным жемчугом любили украшать праздничную одежду. На Руси никогда не ходили без пояса, так как считалось, что он оберегает от бед.

Композиция ансамбля русского народного костюма строится по-разному в традиционных женских нарядах Севера и Юга России.

Северные области (Вологда, Архангельск, Великий Устюг, Новгород и др.), в отличие от южных, не были разорены набегами кочевников. Здесь интенсивно развивались художественные ремёсла, процветала внешняя торговля. Кроме того, Север находился в стороне от развивающихся промышленных центров и не испытывал иноземных влияний. Поэтому здесь национальные черты нашли своё глубокое отражение в костюме. Для северных вышивок были характерны изображения птиц, коней, деревьев и женских фигур.

Женский костюм русского Севера часто называют “сарафанным комплексом”, так как основные его части — рубаха и сарафан. Первоначально сарафаны шили из ткани, сложенной пополам, с прямоугольным вырезом для головы по линии сгиба. Затем появились сарафаны, в которых к основному полотну пришивались лямки. Чаще всего сарафаны шили из однотонной, без узора материи синего, красного, чёрного и прочих цветов, используя льняной холст, бязь, шерсть и т. д. (слайд 11)

По крою сарафаны были глухими и распашными. Распашные сарафаны застёгивались на длинный ряд пуговиц. Пуговицы делали из самых разных материалов — металла, дерева, кости, шнура и ткани. Обе полы украшались тесьмой, позументами, шнурами и пр. Глухие сарафаны не расстёгивались. Такие сарафаны украшали орнаментами в области груди и часто по центральной полосе (имитируя распашной сарафан). Сарафаны обязательно подвязывались тонким поясом на талии или чуть выше.

Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами. (слайд 12)

Самой декоративной и богато украшенной частью женского костюма был передник, или завеска, занавеска, запон, который закрывал, занавешивал женскую фигуру спереди обычно до колен. Он надевался поверх рубахи и сарафана, завершая весь ансамбль. Передник не только служил дополнением и украшением костюма крестьянки, но и предохранял платье от загрязнения. Его шили, как правило, из белой льняной или хлопчатобумажной ткани. По конструкции передники были двух типов - туникообразные (с рукавами или без) или в виде полотнища с лямками-завязками. (слайд 13) Туникообразные передники северных губерний чаще выполнялись из двух несшитых длинных полотнищ ткани, собранных на шнурок. Такие передники повязывали выше груди или на талии. Занавески могли шить из одного перегнутого пополам и сшитого по бокам полотнища ткани. Спинка занавески могла быть укорочена до лопаток или равна по длине переднему полотнищу. На иллюстрации И. Я. Билибина к сказке “Василиса Прекрасная” хорошо видно, как выглядит занавеска. (слайд 14)

Большую часть подола и часть рукавов передника всегда щедро украшал орнамент, который наносился фризами (полосками) сверху донизу. Чувство композиции подсказывало мастерицам необходимость осуществлять плавный переход от белого полотна в верхней части занавески к нижнему, насыщенному вышивкой. Поэтому ширина полос, их насыщенность узорами и интенсивность цвета ритмично нарастали, как правило, к нижнему краю. Самая широкая полоса (являясь композиционным центром) богато орнаментировалась и выполнялась обязательно в красном цвете. Нижнюю кромку передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шёлковых или шерстяных ниток и пр. В орнаменте преобладал красный цвет.

В холодные дни в северных губерниях России носили душегреи с длинными рукавами или без, епанечку, шугай. Душегрея напоминает коротенький (до талии) маленький распашной сарафанчик, сильно расширенный внизу и присборенный вверху, который удерживается на груди лямками. На спине она собиралась красивыми крупными складками. Застёгивались душегреи на один крючок, а иногда на ряд серебряных или оловянных пуговиц до талии или на навесные шёлковые петли. В узорах душегреи преобладали растительные формы орнамента. (слайд 15)

Вот праздничный девичий наряд: белая с вышитыми рукавами рубаха, шелковый сарафан с узорной полосой и короткая епанечка из парчовой ткани.

Костюм южных губерний заметно отличался от костюма северных. Он представлял собой так называемый “поневный комплекс”. (слайд 16)

Южнорусский костюм (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орёл, Курск, Калуга и др.) гораздо более разнообразен по формам одежды. Многократные переселения жителей из-за набегов кочевников и в период образования Московского государства, влияние соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья) обусловили более частую смену форм одежды и многообразие её видов.

Костюм южных губерний ярче и пестрее, для него характерна повышенная узорность и преобладание в вышивках геометрического орнамента. В понёвном комплексе наиболее ярко выражен многослойный характер русского костюма. Понёва надевалась на рубаху и подпоясывалась, затем надевался передник, потом нагрудник, завершал наряд головной убор типа сороки, украшенный птичьими перьями и бисером, и обувь, плетённая из лыка или кожаная. В южнорусском костюме прослеживается пристрастие русского народа к красному цвету. Особенно это заметно, как и в северных регионах, в праздничной одежде.

Основу его составляет понева - домотканая клетчатая юбка из шерсти, которую укрепляют на талии, причем полы ее не сходятся, и в просвете видна рубаха. Позднее прореху стали закрывать полотнищем другой материи — прошвой. Для этих костюмов характерна особая узорность, яркость и декоративность. (слайд 17)

Поневу тоже обшивали лентами и тесьмой.

К поневе полагался передник (запон, занавеска). Передник иногда был сплошь украшен узорными полосами и нес символику, связанную с землей (ромбы, волнистые линии - знаки воды, образы матери-земли, птиц, древа жизни). Он оберегал живот (что означает “жизнь”) женщины, вынашивающей дитя.

Поверх поневы и передника надевали навершник из нарядной ткани, украшенной вышивкой. Он делал женщину величавой, статной. (слайд 18)

Вкладывая в изготовление праздничного костюма всю свою душу, тонкое чувствование красоты природы, щедрость таланта, женщина-мастерица творила истинное произведение искусства. Об этом пелось в народных песнях:

Она шила, красна девица,
Все по плису и по бархату,
По узорной красной ленточке,
Она шила, красна девица,
Все приданое немалое.

Народная песня

Нарядно украшенные костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили долго и передавали по наследству как самое ценное.

Свадебный костюм — самый нарядный и торжественный. Крестьянская свадьба - особый праздник, насыщенный множеством обрядов. Требовался особый костюм, непременно богато украшенный, несущий в себе волшебную магию красоты. (слайд 19)

Посмотрите, как красиво дополняют свадебный костюм ожерелье, ряды бус и другие украшения. А как великолепен головной убор: он - самая драгоценная часть костюма!

Завершает ансамбль русского костюма головной убор. Северянки, например, носили кокошники, расшитые золотой нитью и речным жемчугом. Они по своей форме могли напоминать распушившуюся курочку, полумесяц, царский венец или иметь иную форму. (слайд 20)

В будни голову девушки украшала лента-подвязка, а в праздники -- коруна, на конце длинной косы - косник из бисера. Костюм дополняли бусы, серьги, кольца. В таком костюме девушка была словно павушка, белая лебедушка. Вспомните образ Царевны-Лебеди!

Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы, ее семейное положение: девушка на выданье, молодая женщина, женщина в возрасте, старушка.

Девичьи повязки, венцы, коруны скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы открытыми, - девушки имели право “светить” волосом, т. е. ходить простоволосыми. С момента замужества ходить с непокрытой головой запрещалось. (слайд 21)

Женщины прятали волосы под кокошник, который в разных местах называли по-разному: кика рогатая, ряска или каблучок. Кокошник расшивали жемчугом, золотыми нитями или украшали свисающими нитями бисера, пушками. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорной ткани. В некоторых местах носили сороку, повойник. (слайд 22)

Рассмотрите форму и декор женских головных уборов. Они нередко украшены изображениями солнца, звезд, древа, птиц, да и сами названия некоторых головных уборов “птичьи”: кокошник от слова “кокошь” -- петух, кика или кичка (утка), сорока. Образный строй головных уборов был связан в народных представлениях с небом. Свисающие нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения символизировали дождевые струи, капли росы, падающие на землю-матушку. (слайд 23)

Зимой женщины надевали меховые шапки или покрывали головные уборы платком.

Посмотрите, какое удивительное сходство просматривается между пластической формой фронтона русской избы и верхней частью женского костюма! Они образно связаны с небом, светом. Подол женской рубахи, понева, а также верхняя часть рубахи выражали своими ткаными и вышитыми узорами идею земли.

Крестьянка, одетая в праздничный костюм, как бы являла собой образ мира. (слайд 24)

Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани, украшали вышивкой. Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны - порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна, а простой люд — холщовые. (слайд 25)

Порты заправлялись в сапоги, или их обертывали онучами (узкими длинными кусками ткани) и поверх надевали лапти. Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, а на голову – шапку. (слайд 26)

Праздничная и будничная одежда с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Вот почему на Руси по установившемуся издавна обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.

На протяжении многих поколений у каждого народа, населяющего необъятные просторы нашей Родины, выработались свои приемы и способы образования узора вышивки и искусства плетения кружев.

История русского костюма свидетельствует о том, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин в конце XIX - начале XX века носил примерно то же, что во времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху, сшитую из двух кусков (полотен). Женщины поверх длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки. Одежды на Руси были свободные, длинные, необычайно красочные. Издревле на Руси любили душегрейку. Она напоминает маленький сарафанчик и надевали ее поверх сарафана. Это была праздничная одежда крестьянки, поэтому и шили душегрею из дорогих тканей, вышивали узорами, украшали тесьмой.

Из древнерусской одежды хорошо известен зипун. Так называли узкий кафтан длиной до колен без воротника и с застежкой спереди, который носили люди с достатком. Зипунами называли также полушубки, в которых ходил народ.

Самая незамысловатая часть костюма — обувь тоже делалась с выдумкой, но в народном искусстве красота и назначение никогда не расходились. Крестьяне носили легкие и удобные для работы в поле лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода ноги обертывали холстом (онучи). А в праздники надевали обувь кожаную — сапоги, полусапожки, башмаки, коты. Женская обувь мало отличалась от мужской. Это были лапти, которые надевались на холщовые или суконные онучи белого или чёрного цвета, и кожаная обувь - бескаблучные сапоги из цветной кожи (часто с вышивкой), полусапожки, кожаные чёботы, или коты, - галошеобразные туфли на невысоком каблуке с подковками, спереди и сверху орнаментированные красным и жёлтым сафьяном, сукном и т. д. С кожаной обувью, а иногда с лаптями мужчины и женщины носили вязаные шерстяные чулки до колен. Лапти и некоторые виды кожаной обуви закреплялись на ноге оборами - чёрными или красными плетёными шерстяными шнурами или тонкими полосками колеи, пропущенными через петлю на заднике. На Севере лапти надевали только как рабочую обувь, на Юге их носили и в будни, и в праздник. (слайд 27)

Учитель. Ответьте на вопросы:

- Какие виды (элементы) одежды и какие головные уборы русского народного костюма были распространены по всей России?

- С какого времени в России на смену русскому народному костюму пришла новая мода в одежде и что это была за одежда?

- Чем отличалась повседневная одежда в русском народном костюме от праздничной?

- Назовите художника, который воспел образ русских женщин, написав многочисленные портреты крестьянок в русских народных костюмах? (слайд 28)

III. Практическая часть (музыка).

Учитель. Сегодня на уроке будем выполнять рисунок с натуры: фигуру в русском народном костюме. Материалом для этого будет служить керамическая статуэтка в русском народном костюме.

При выполнении эскиза с натуры необходимо:

  • композиционно разместить изображаемый предмет на плоскости листа с таким расчетом, чтобы изображение не было слишком велико (не подходило близко к краям листа) или слишком мелко;
  • можно использовать метод композиционного размещения изображаемого предмета по крайним точкам, ориентируясь на геометрический центр и края листа бумаги (альбома);
  • найти общую массу предмета с определением опорных точек, пропорциональных соотношений между отдельными частями фигуры предмета и его общей формы;
  • прорисовать фигурку статуэтки более конкретными, выверенными линиями;
  • выполнить работу в цвете.

IV. Итоговая часть.

Учитель проверяет, анализирует работы, выставляет отметки. (слайд 29)

Домашнее задание: найти репродукции художников-передвижников: И. Крамского, В. Перова, А. Саврасова и других. Подготовить сообщения об этих художниках.

Литература.

  1. Артемов В. Мифы и предания славян. - М.: ОЛМА Медиа Групп. 2012
  2. Горяева Н. А. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс6 учеб. Для общеобразоват. учреждений /Н. А. горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2009.
  3. Ефремова Л. А. Портрет в русской живописи. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008
  4. Кислицына Т. Г. Русская семья: от рождения к вечности. - М. : Белый город. 2008
  5. Коринфский А. Народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. - М. : Белый город, 2008
  6. Лукина Е. В. Сказки и легенды народов России. - ЗАО “ОЛМА Медиа Групп”, 2013
  7. Соловьев В. М. Золотая книга русской культуры. - М. : Белый город, 2008
  8. С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Карамзин. - Искусство. Изобразительное искусство. 8 кл. В 2ч. Ч.2: учеб. Для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2013